Инвестиционная политика предприятий
Инвестиционная политика предприятий (коммерческих организаций) — это комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции в целях обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятий в ближайшей и дальней перспективе.
Инвестиционная политика на предприятиях должна вытекать из стратегических целей их бизнес-планов, т.е. из перспективы, а в конечном итоге должна быть направлена на обеспечение финансовой устойчивости предприятий не только на сегодня, но и на будущее. Если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.
При разработке инвестиционной политики на предприятиях необходимо придерживаться таких принципов, как:
— нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятий и их финансовую устойчивость;
— учет инфляции и фактора риска;
— экономическое обоснование инвестиций;
— формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
— ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
— выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
Выбор инвестиционной стратегии предприятия на макроуровне в большой степени связан с тем, к какой группе отраслей промышленности предприятие относится. На сегодня в нашей стране можно выделить три укрупненных группы отраслей:
1) экспортоспособныеотрасли топливно-сырьевого комплекса. При обеспечении этим отраслям нормальных макроэкономических и налоговых условий вполне можно рассчитывать на их самостоятельное развитие на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций;
2) отрасли обрабатывающей промышленности с большим научно-техническим потенциалом. В этих отраслях особенно важны инвестиционные кредиты и государственные гарантии, приоритетное размещение госзаказов, политическая и экономическая поддержка продвижения на внешние рынки;
3) не внешнеторговые отрасли, способные обеспечить значительную часть внутреннего спроса. Здесь необходимо поощрять все меры поддержки внутреннего спроса: развитие лизинга, кредитование населения для покупки отечественных товаров, защитительные импортные тарифы и т.д.
При выборе инвестиционной стратегии на уровне конкретного предприятия необходимо прежде всего сформулировать цели, которые оно преследует в своем развитии:
— создавать новые производства и проводить политику диверсификации;
— расширять существующее производство, проводя экстенсивную политику;
— повышать эффективность производства, придерживаясь политики интенсификации;
— ориентироваться на государственную поддержку и государственный заказ, удовлетворяя требования государственных органов.
Формирование инвестиционной стратегии предприятия зависит также от того, на какую маркетинговую политику нацелено предприятие:
— лидерство в области затрат;
— стратегия дифференцирования;
— концентрация на сегменте.
Исходным пунктом обоснования инвестиционной стратегии предприятия является анализ рынка продукции либо уже производимой предприятием, либо намечаемой к выпуску.
При выборе инвестиционной стратегии предприятия целесообразно определить общий объем его инвестиций, включая возможные сочетания различных источников финансирования и привлечения заемных средств.