Задания для практических занятий. Задание 1. И.В. Липсиц в предисловии к учебнику «Коммерческое ценообразование» пишет: «В январе 1992 г

Задание 1. И.В. Липсиц в предисловии к учебнику «Коммерческое ценообразование» пишет: «В январе 1992 г. в России была осуществлена либерализация ценообразования и на смену контролируемому затратному ценообразованию пришло бесконтрольное». Согласны ли вы с этим утверждением?

Задание 2. Согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», Закону РФ от 3 декабря 2012 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" Правительством РФ могут устанавливаться сезонные и особые пошлины.

Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза, срок их действия не может превышать шесть месяцев в году. Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям, а также как ответная мера на действия, ущемляющие интересы страны. Антидемпинговые пошлины применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии.

Как данные меры влияют на уровень цен на ввозимые товары и на товары, производимые на таможенной территории Российской Федерации? К какой группе мер государственного регулирования цен можно их отнести?

Как данные меры влияют на спрос и предложение данных и аналогичных товаров?

При решении каких вопросов ценовой политики должны учитываться мероприятия государства по применению особых и сезонных пошлин?

Задание 3. В условиях предоставления предприятиям-производителям права формирования свободных оптовых отпускных цен, устанавливающихся исходя из конъюнктуры рынка, не является ли утверждение минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28% фактором, ограничивающим это право производителя, а также способом искусственного повышения цен на эту продукцию?

Задание 4. Определите возможную предельную розничную цену на лекарственное средство, зарегистрированная цена которого составила 150 руб., предельный размер снабженческо-сбытовой надбавки - 30%, предельный размер торговой надбавки - 20%.

Задание 5. Определите регулируемую оптовую и розничную цену на изделие предприятия пищевой промышленности при следующих условиях: затраты на сырье и материалы - 27 руб.; оплата труда с начислениями - 5,7 руб.; косвенные расходы - 12% к переменным затратам; предельный уровень рентабельности - 20% к себестоимости; НДС - 10% к розничной цене (за вычетом торговой скидки); предельный уровень торговой скидки - 15 % к розничной цене.

Задание 6. Определите предельную отпускную и предельную розничную цену на лекарственное средство при различных вариантах организации товародвижения, если зарегистрированная цена составляет 20 руб., предельная оптовая надбавка 30%, предельная розничная надбавка 35%:

Вариант 1. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по зарегистрированной цене.

Вариант 2. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от производителя по цене ниже зарегистрированной на 10%.

Вариант 3. Фармацевтическая организация розничной торговли получила лекарственное средство от оптовой организации по предельной цене закупки.

Задание 7. Исследование Бюро экономического анализа в области ценообразования на услуги органов государственной власти1 выявило следующее. В редких случаях максимальные цены на услуги утверждены законодательством или постановлениями Правительства. В значительном числе случаев цены и тарифы устанавливаются непосредственно ведомствами или другими организациями, предоставляющими услуги. Ценообразование в этой сфере не контролируется антимонопольными органами. Исходя из функций государственного управления следует признать, что оказание платных услуг государственными органами не должно иметь своей целью получение прибыли или дополнительных ресурсов для деятельности данного конкретного ведомства. Платное предоставление информационных или иных услуг может быть обосновано необходимостью покрытия издержек по их предоставлению, если финансирование соответствующей деятельности не производится из государственного бюджета или производится не полностью. На практике во многих случаях цены на подобные услуги устанавливаются дифференцированно в зависимости от категории потребителей. Например, в соответствии с Прейскурантом на услуги, оказываемые при оформлении прав на жилые помещения, утвержденным правительством Москвы, ставки за регистрацию прав собственности на жилые помещения дифференцированы не только для юридических и физических лиц, но и для жителей Москвы, лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, и граждан России, проживающих в других странах.

Объясните, к какому типу рынка относится рынок анализируемых услуг. Дайте оценку практики ценообразования на публичные услуги органов государственной власти и управления.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОНЯТИЕ ВЗАИМОЗАВИМЫХ ЛИЦ

Из приведенного определения трудно понять, кого же можно считать взаимозависимыми лицами. Более конкретно это понятие расшифровано в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Взаимозависимыми, в частности, признаются:

компании, если доля участия одной из них в другой составляет (прямо или косвенно) более 25%;

физическое лицо и организация – в случае, если доля прямого или косвенного участия «физика» в компании составляет более 25%;

компании – в случае, если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в них и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%;

компания и лицо (в том числе физическое), имеющее полномочия по назначению (избранию):

— директора этой организации;

— не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

компании – если их директоры или не менее 50% состава их коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) назначены или избраны по решению одного и того же лица;

компании, в которых более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в п. 11;

компания и ее директор;

компании, в которых директором является одно и то же лицо;

компании и (или) физические лица – в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

физические лица – в случае, если один «физик» подчиняется другому по должностному положению;

физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

С 2014 года к договорам между взаимозависимыми лицами будут приравнены (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

сделки в области внешней торговли следующими биржевыми товарами:

— нефть и товары, выработанные из нефти;

— черные, цветные и драгоценные металлы;

— минеральные удобрения;

— драгоценные камни.

Конкретные коды товаров должен будет определить Минпромторг России;

сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации (жительства или налогового резидентства) являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России;

совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

— не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

— не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Группы компаний, с единым составом акционеров (участников), могут позволить себе установить цены по операциям внутри группы не на рыночной основе, а на основе установленного руководством механизма. К примеру, если Компания А, принадлежащая гражданину Иванову продает товар Компании Б, принадлежащей тому же Иванову, то для Иванова нет разницы (кроме налоговой), по какой цене произвести сделку, так как в итоге финансовое положение суммы обеих компаний А и Б не изменится.

При установлении внутренних (трансфертных) цен могут применяться разные механизмы. Наиболее распространен способ "затраты плюс" - суть которого в том, что цена устанавливается из расчета, чтобы продавцу товаров (работ, услуг) покрыть его себестоимость (затраты), а также установленную руководством группы компаний прибыль.

Пример

Затраты Компании А на производство единицы товара 200 тыс. рублей. Трансфертная цена установлена как 220 тыс. рублей по принципу Затраты плюс.

Иногда устанавливают трансфертную цену так, чтобы только покрыть себестоимость (затраты). Обычно это делают в ситуации, когда руководство считает, что затраты компании продавца завышены и поставлена цель на снижение расходов.

Трансфертные цены часто используются транснациональными холдингами для минимизации налога на прибыль. Так, с помощью Трансфертных цен можно перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами.

Пример

Себестоимость товара (сумма расходов на его производство и продажу) 100 рублей, а рыночная стоимость на зарубежных рынках 200 рублей. В этом случае, прибыль от продажи единицы товара должна составить 100 рублей и облагаться налогом. Если же продавец, продаст товар сначала в свою подконтрольную компанию в оффшорной юрисдикции за 101 рубль и уже та организация продаст его покупателю за 200 рублей, то в России налогооблагаемая прибыль составит всего 1 рубль и именно с нее будет платиться налог на прибыль. С прибыли же оффшора 99 рублей будет уплачен минимальный налог за границей.

Чтобы избежать такого простого и эффективного способа минимизации налогов, государства вводят специальные правила налогообложения трансфертных операций. Так, эти специальные правила предусматривают, что если стороны взаимозависимы, то для целей налогообложения следует применять рыночную цену (а не ту, что стороны установили в договоре). На нашем примере, применение специальных правил регулирование трансфертных цен приведет к тому, что в России для налогообложения будет принята цена продажи в 200 рублей, несмотря на то, что по договору она составила 101 рубль.

Наши рекомендации