Сопутствующие аудиту услуги, несовместимые с проведением обязательной аудиторской проверки

Услуги, несовместимые с прове­дением у экономического субъекта обязательной аудиторской про­верки, включают в себя:

ведение бухгалтерского учета;

восстановление бухгалтерского учета;

составление налоговых деклараций;

составление бухгалтерской отчетности.

Ведение бухгалтерского учета осуществляется аудитором либо непосредственно на предприятии, либо в аудиторской фирме на основе регулярно пред­ставляемых клиентом первичных документов. Ведение бухгалтер­ского учета аудитором может быть комплексным, или можно зак­лючить договор по ведению учета на его отдельных, наиболее сложных участках.

Услуга по восстановлению бухгалтерского учета требуется в том случае, когда предприятие уже работало некоторое время, но учет либо совсем не велся, либо его ведение было ограниче­но, например, начальной обработкой первичных документов. Эта услуга носит разовый характер.

Услуги по составлению бухгалтерской (финансовой) отчет­ности могут быть либо самостоятельным видом услуг, либо вклю­чаться в договор о постановке, ведении или восстановлении уче­та. Эта услуга, как правило, сочетается с услугой по защите бух­галтерской (финансовой) отчетности в ГНИ.

Услуги по составлению налоговых деклараций могут потребо­ваться в том случае, если бухгалтерский аппарат предприятия-клиента в основном справляется с составлением отчетности, но не имеет достаточно квалификации, чтобы разобраться самосто­ятельно с отдельными ее формами.

Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям.

Помимо осущ-я аудита фин отчет-ти в обязат или инициативном порядке аудиторы могут проводить ауд проверки по спец ауд заданиям. К ауд заданиям могут отн-ся:

а) составление заключений о правильности используемых схем бух записей принципов оценки, порядка н\о и формы ответ-ти по договорам

б) составление заключений о фин и правовых последствиях договоров по вложениям ден ср-в в недвижимость, цб

в) подготовка заключений о соблюдении аудируемым лицом условий кредитных договоров и иных спец договоров

г) подготовка заключений о достоверности фин отчет-ти, составленной в соот-и с принципами иными, чем принимаются в РФ и другие задания.

Аудиторы могут получать спец ауд задания от аудируемых лиц, гос органов, заинтересованных пользователей фин отчет-ти (пр. банков, партнеров по бизнесу). Содержание, хар-р и объемы работы аудиторов по спец заданиям зависят от конкретных целей и характера предстоящей проверки. В соот-и со спец ауд заданием аудиторы могут выразить мнение отн-но 1 или нескольких статей бу, пр. о состояние деб и кред задол-ти, наличии и состоянии материально-произв запасов, осн ср-в. При проверке отдельных статей бух отчет-ти аудитору необх-мо учитывать, что каждый из них тесно связано с др статьями отчет-ти, пр. сумма статьи по ТМЦ или сумма кред задол-ти тесно взаимосвязаны с пок-ми выручки от реал-и.

Ауд орг-я может выразить мнение отн-но договоров и контрактов, регулирующих гражданско-правовые отношения, правильность их исполнения. Если для проведения такого аудита необх-мо наличие спец знаний, то аудитор может привлечь к этой работе экспертов. При проверки фин отчет-ти, составленной в соот-и с принципами, отличающимися от рос принципов бу. Аудиторы должны оценить возм-ть польз-ля фин отчет-ти по их применению. Заключение аудиторов в этом случае должно содержать указания на применявшиеся принципы учета. В заключении дб указано подготовлена ли фин отчет-ть в соот-и с этими принципами во всех её существенных аспектах.

Аудиторы могут готовить ауд заключения по спец отчетам аудируемых лиц, составляемых за ряд смежных лет. Аудируемые лица готовят такие отчеты с целью информирования пользователей интересующихся осн данными дея-ти орг-и. Обобщенный отчет менее детализирован, чем бытовые отчеты, поэтому в таких отчетах дб ясно обозначено, что они имеют сокращенный хар-р и каждому пользователю для лучшего понимая фин положения орг-и в дополнение к общему отчету необх-мо ис-ть и годовые отчеты. Обобщенный отчет не содержит всей инфы, к-ая должна содержатся в бух отчет-ти, поэтому в заключении аудиторов не должна исп-ться фраза «достоверно во всех существенных аспектах».

При осущ-и заданий полученных от гос органов (пр. проведение судебной экспертизы, при проведении проверок по заданиям правоохранительных органов), аудиторы должны излагать свои выводы в той последовательности, в к-ой были поставлены опросы в ауд задании. При этом каждый вывод должен содержать установленные аудиторами факты со ссылкой на соот-ие правовые нормы. В случае установления нарушений аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен за какой период, описать обстоятельства, способствующие нарушению. Если это представляется возможным, необх-мо указать должностных лиц, несущих отчет-т за нарушение и оценить сумму материального ущерба. В своем заключении аудитор должен избегать выражений, к-ые мб истолкованы как совершение уголовного преступления (пр. халатность, хищение, растрата, присвоение и др.) Если бы аудиторы применяли такие термины, то они бы вышли за рамки совей компетенции, т.к. давать юридическую оценку действиям или бездействиям лиц вправе только судебные и следственные органы. Содержание заключения аудиторов должно обеспечивать возм-ть, однозначно опред-ть обоснованность выводов аудиторов и доказательную ценность заключения. Порядок составления ауд заключений по спец ауд заданиям регулируется правилом (стандартом) ауд дея-ти «Заключение ауд орг-и по спец ауд заданиям» (одобрено комиссией по ауд при президенте 20 окт 1999 г протокол №6), хотя с введением закона об ауд дея-ти ранее принятые стандарты утратили юр силу настоящий стандарт применяется вплоть до настоящего времени в связи с тем, что был введен новое правило (стандарт).

Наши рекомендации