Экономика организации
Жмайло А.Ф.
Учебное пособие по дисциплине
Санкт-Петербург, 2014
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «Императорский Александровский лицей»
Учебное пособие по учебной дисциплине «Экономика организации» рассмотрено методическим советом колледжа и рекомендовано для использования в учебном процессе – протокол № 1 от 28.08.2014.
.
Методист колледжа А.Ф. Жмайло
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ) КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.......................................................................................................... 6
1.1. Предпринимательская деятельность: понятие, субъекты, виды предпринимательской деятельности.............................................................................................................................................................. 6
1.2. Юридическое лицо: признаки юридического лица, виды юридических лиц; коммерческие и некоммерческие организации........................................................................................................... 7
1.3. Классификация организаций по организационно-правовой форме...................................... 9
1.4. Виды предприятий.................................................................................................................... 12
1.5. Отрасль и отраслевая структура............................................................................................... 14
1.6. Классификация видов экономической деятельности по ОКВЭД........................................ 17
1.7. Производство и производственная структура: понятие, типы производственной структуры, пути совершенствования производственной структуры...................................................................... 18
1.8. Сущность и формы концентрации производства.................................................................. 20
1.8.1. Сущность организации производства. Производственный и технологический процессы производства..................................................................................................................................... 20
1.8.2. Характеристика специализации и концентрации производства...................................... 21
1.8.3. Абсолютные и сравнительные преимущества специализации......................................... 22
1.9. Планирование деятельности организации: понятие, виды и методы планирования........ 22
1.9.1. Понятие плана. Основные задачи планирования. Этапы планирования деятельности организации (предприятия). Классификация планов организации (предприятия) по видам........................ 22
1.9.2. Бизнес-план: назначение, типы, структура.......................................................................... 24
РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОБНОВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.................................... 27
2.1. Производственная программа организации (предприятия) и производственная мощность 27
2.1.1. Производственная программа........................................................................................... 27
2.1.2. Производственная мощность как основа производственной программы................... 29
2.3. Имущество организации (предприятия). Основные фонды и их использование.............. 32
2.2.1. Имущество и капитал предприятия.................................................................................. 32
2.2.2. Основные фонды: понятие, состав и структура. Понятие основных средств............. 33
2.2.3. Виды оценки основных фондов и их расчет................................................................... 35
2.2.4. Износ основных фондов, виды износа и его характеристика....................................... 37
2.2.5. Амортизационные отчисления, понятие амортизации, норма амортизации, срок полезного использования основных фондов, способы начисления амортизационных отчислений.... 39
2.2.6. Способы начисления амортизации основных средств................................................... 40
2.2.7. Показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов. Направления улучшения использования основных фондов........................................................................... 43
2.3. Оборотные фонды. Формирование и использование оборотных средств.......................... 45
2.3.1. Оборотные средства и фонды: понятие и особенности................................................. 45
2.3.3. Кругооборот оборотных средств предприятия, особенность структуры оборотных средств 49
2.3.4. Эффективность использования оборотных средств предприятия................................ 50
2.3.5. Ускорение оборачиваемости высвобождающихся оборотных средств........................ 51
2.3.6. Методы планирования потребности организации (предприятия) в оборотных средствах 52
2.4. Инвестиции................................................................................................................................ 55
2.4.1. Понятие и формы инвестиций, инвестиционной деятельности. Виды инвестиций: финансовые, реальные, интеллектуальные....................................................................................................... 55
2.4.2. Инвесторы........................................................................................................................... 58
2.4.3. Инвестиционная политика предприятия......................................................................... 58
2.4.4. Капитальные вложения и инвестиции: понятие, состав................................................ 59
2.4.5. Основные этапы процесса управления инвестициями.................................................. 60
2.4.6. Эффективность капитальных вложений.......................................................................... 61
2.4.7. Пути повышения эффективности инвестиций............................................................... 62
2.5. Нематериальные активы........................................................................................................... 62
2.5.1. Состав и классификация нематериальных активов....................................................... 62
2.5.2. Оценка нематериальных активов..................................................................................... 63
2.5.3. Амортизация нематериальных активов........................................................................... 64
2.5.4. Учет деловой репутации.................................................................................................... 65
2.6. Основы логистики организации (предприятия).................................................................... 66
2.6.1. Определение, понятие, задачи и функции логистики.................................................... 66
2.6.2. Факторы развития логистики............................................................................................ 67
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЗАРПЛАТЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 69
3.1. Кадровый персонал организации, его характеристика, классификация............................. 69
3.2. Показатели количественной характеристики трудовых ресурсов (персонала).................. 70
3.3. Профессионально-квалификационная структура персонала................................................ 71
3.4. Производительность труда: понятие, показатели производительности труда (прямые и обратные), значение для предприятия............................................................................................................... 72
3.5. Факторы и резервы роста производительности труда........................................................... 73
3.6. Мотивация труда....................................................................................................................... 74
3.6.1. Мотивация трудовой деятельности.................................................................................. 74
3.6.2. Принципиальные положения оплаты труда.................................................................... 74
3.7. Нормирование труда. Основные нормы труда: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма численности................................................................................................ 75
3.7.1. Понятие нормирования и основные виды норм............................................................ 75
3.7.2 .Расчет численности работников на предприятии........................................................... 76
3.8. Оплата труда персонала............................................................................................................ 78
3.8.1. Оплата труда. Номинальная и реальная заработная плата............................................. 78
3.8.2. Повременная форма оплаты труда: условия применения, виды................................... 78
3.8.3. Сдельная форма оплаты труда: условия применения, виды.......................................... 79
3.8.4. Тарифная система оплаты труда: основные элементы и их характеристика............... 80
3.8.5. Бестарифная система оплаты труда: понятие, виды и характеристика........................ 81
3.8.6. Заработная плата и производительность труда............................................................... 81
3.8.7. Надбавки и доплаты........................................................................................................... 81
3.8.8. Планирование годового фонда заработной платы организации по категориям персонала 82
РАЗДЕЛ 4. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) И ЕГО ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ................................................... 86
4.1. Себестоимость продукции: понятие, виды себестоимости, значение для предприятия... 86
4.2. Группировка расходов по экономическим элементам.......................................................... 87
4.3. Группировка расходов по статьям калькуляции: понятие, значение для предприятия, характеристика статей................................................................................................................................................. 88
4.4. Резервы и факторы снижения себестоимости........................................................................ 89
4.5. Смета затрат и методика ее составления................................................................................. 90
4.6. Затраты на рубль товарной продукции. Сущность и методика расчета.............................. 91
4.7. Способы отнесения прямых и косвенных расходов на себестоимость единицы продукции 92
4.8. Цена............................................................................................................................................. 94
4.8.1. Понятие и функции цены.................................................................................................. 94
4.8.2. Классификация цен............................................................................................................ 95
4.8.3. Ценообразующие факторы и их характеристика............................................................ 96
4.8.4. Методы установления цен на товары и услуги............................................................... 97
4.8.5. Формирование цены в процессе движения товаров (работ, услуг).............................. 98
4.9. Прибыль и рентабельность организации (предприятия)...................................................... 99
4.9.1. Доходы предприятий, их классификация........................................................................ 99
4.9.2. Прибыль: понятие, виды и их характеристика............................................................. 100
4.9.3. Основные источники получения прибыли. Факторы и пути её увеличения............ 102
4.9.3. Понятие рентабельности. Место показателей оценки рентабельности (доходности) организации среди показателей анализа ее финансового состояния.......................................................... 102
РАЗДЕЛ 5. ФИНАНСЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)............................................................................................................................. 105
5.1. Финансы организации (предприятия)................................................................................... 105
5.1.1. Понятие, сущность и принципы финансов................................................................... 105
5.1.2. Сущность управления финансами и финансового механизма фирмы...................... 106
5.2. Доходы и прибыль организации............................................................................................ 108
5.3. Основные показатели работы организации (предприятия) и методы их расчета............ 110
РАЗДЕЛ 6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ).............................................................................................................................................................. 112
6.1. Понятие внешнеэкономической деятельности организации (предприятия), ее основные виды 112
6.2. Понятие внешнеторговой операции и ее основные виды.................................................. 112
6.3. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности........... 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................................................. 115
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ (ПРЕДПРИЯТИЕ)
КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Предпринимательская деятельность:
понятие, субъекты, виды предпринимательской деятельности
Предпринимательство (предпринимательская деятельность) –это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Объекты предпринимательской деятельности – это виды деятельности, которыми занимается предприниматель. Согласно законодательству предприниматель может заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом.
Субъектами предпринимательствамогут быть:
· граждане Российской Федерации и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
· граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
· объединения граждан (партнеры).
Согласно российскому законодательству, предприниматель обладает следующими правами:
1. Создавать любые предприятия.
2. Приобретать имущество и права других субъектов.
3. Выбирать поставщиков и потребителей.
4. Выполнять заказы для государственных нужд.
5.Нанимать и увольнять работников; устанавливать цены и тарифы и др.
Обязанности предпринимателя:
1. Оплачивать труд наемных работников.
2. Не препятствовать созданию профсоюзов.
3. Вносить платежи по социальному страхованию работников.
4. Создавать для работников необходимые условия труда и обеспечивать работников средствами защиты.
5. Обеспечивать меры экологической безопасности и др.
Предпринимательская деятельность неразрывно связана с конкуренцией – соперничеством предпринимателей за лучшие условия производства, сбыта товаров. Поэтому предпринимательская деятельность всегда связана с риском и материальной ответственностью как итогом неправильно принятого экономического решения.
Предпринимательский риск – вероятность потери прибыли или ее недополучение. Он может быть различным, но он неизбежен из-за неопределенности и изменчивости рыночной конъюнктуры.
В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а если она ведется с привлечением наемного труда – как предприятие.
В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства: