Страхование гражданской ответственности владельцев
транспортных средств. Система «Зеленая карта»
Этот вид страхования получил развитие в конце 20-х годов прошлого столетия в связи с возросшей интенсивностью автомобильного движения, увеличением риска дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда третьим лицам. Первыми государствами, принявшими законы об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев (ОСГО), были Финляндия, Норвегия, Дания (1927 г.), Англия (1930 г.), Люксембург (1932 г.), Ирландия (1934 г.), Германия (1939 г.).
В настоящее время, согласно белорусскому законодательству, ОСГО автовладельцев проводится в обязательной форме. Но действует также и дополнительное страхование, которое осуществляется в добровольном порядке.
В соответствии с договором страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства страховая организация в пределах своего лимита ответственности возмещает пострадавшему тот ущерб, который в соответствии с законодательством обязан возместить владелец транспортного средства.
Рассматриваемый вид страхования имеет специфические особенности:
· в договоре страхования определены только страховщик и страхователь (владелец транспортного средства), чьи интересы направлены на формирование страхового фонда за счет взносов страхователей для расчетов с потерпевшими при эксплуатации страхователями транспортных средств;
· при заключении договора отсутствует конкретное застрахованное лицо или имущество; невозможно определить страховую сумму;
· страховое возмещение сочетает в себе элементы отраслей имущественного и личного страхования, так как наряду с единовременными выплатами за нанесенный ущерб имуществу третьего лица могут производиться долговременные выплаты по случаю потери его трудоспособности или гибели кормильца.
Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев введено с 1 июля 1999 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 8. Тогда же (19 февраля 1999 г.) был издан указ Президента РБ № 100 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
9 июля 2004 г. подписан указ Президента Республики Беларусь №320 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 100». В соответствии с данным Указом с 1 августа 2004 г. обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств разрешено проводить только государственным страховым организациям либо страховщикам, в уставных фондах которых доля государства составляет более 50%.
В настоящее время обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев осуществляется в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 530 «О страховой деятельности» и указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 г. № 531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования». Осуществляют страхование 6 страховщиков: Белгосстрах, Белэксимгарант, ТАСК, Белкоопстрах, ПромТРАНСинвест, Белнефтестрах.
Объектом обязательного страхования является гражданская ответственность владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
К субъектам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств относятся страхователь, страховщик, бюро и потерпевший.
Белорусское бюро по транспортному страхованию создано в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 г. № 100 «О порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях гарантии защиты имущественных и иных интересов потерпевших в результате проишествий, совершенных транспортными средствами на территории Республики Беларусь или белорусскими транспортными средствами за границей.
Белорусское бюро по транспортному страхованию – это республиканская ассоциация, объединяющая страховые организации, которые проводят обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Бюро выполняет следующие основные функции:
· представляет Республику Беларусь по вопросам обязательного страхования в гражданской ответственности владельцев транспортных средств в европейской системе «Зеленая карта», в иных органах и организациях иностранных государств;
· рассматривает претензии и осуществляет в порядке, установленном законодательством, расчеты с потерпевшими в случаях причинения вреда.
· формирует гарантийные фонды: фонд страховых гарантий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и фонд защиты потерпевших в результате ДТП;
Фонд страховых гарантийпредназначен для обеспечения платежеспособности бюро при взаиморасчетах с уполномоченными организациями других государств по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, с которыми бюро заключило соглашения о взаимном урегулировании вопросов по компенсации вреда и обеспечению расчетов с потерпевшими.
Фонд защиты потерпевшихпредназначен для осуществления расчетов с потерпевшими в случаях, предусмотренных законодательством.
Гарантийные фонды формируются за счет:
· взносов страховщиков, вступающих в члены бюро;
· ежемесячных отчислений от поступивших взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вносимых страховщиками-членами бюро;
· пени страховщиков за несвоевременную уплату ими отчислений от поступивших взносов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вносимых в гарантийные фонды;
· средств, поступающих в порядке регресса от юридических и физических лиц, ответственных за причинение вреда в пределах выплаченных сумм;
· других поступлений (благотворительные взносы, пожертвования и т. д.)
Определены лимиты ответственности с 1 января 2005 г. за вред, причиненный в результате ДТП жизни и здоровью потерпевшего, - 10 000 евро, имуществу потерпевшего – 10 000 евро.
Таким образом, суть страхования автогражданской ответственности состоит в следующем: страховая компания возмещает вред стороне, пострадавшей в дорожно-транспортном происшествии, если виновником этого ДТП является владелец страхового полиса. Возмещаются при этом расходы как на лечение пострадавших, так и на ремонт автомобиля. Страхование гражданской ответственности освобождает владельцев транспортных средств от необходимости компенсировать убытки, причиненные третьим лицам в процессе эксплуатации этих средств.
Особую группу международных договоров составляет международный сертификат страхования «Зеленая карта». «Зеленая карта» - соглашение о взаимном признании страхового покрытия гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и оказании взаимной помощи по урегулированию убытков, возникших в международном автотранспортном сообщении. Система международных договоров о «Зеленой карте» получила свое название по цвету и форме страхового полиса, удостоверяющего это страховое правоотношение. В 1949 г. был подписан Договор о «Зеленой карте» между 13 странами-участницами. В настоящее время число участников расширяется. Страны-участницы Договора о «Зеленой карте» приняли на себя обязательства признавать на своей территории страховые полисы, т. е. «Зеленые карты», выписанные за рубежом.
Основным элементом системы «Зеленая карта» являются национальные бюро стран-участниц. Через эти бюро организуется контроль за наличием страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в международном автомобильном сообщении. Как правило, этот контроль осуществляется на оборудованных пограничных переходах. Национальные бюро совместно со страховыми компаниями внутри страны и за рубежом решают вопросы урегулирования заявленных претензий третьих лиц по фактам страховых случаев. Национальные бюро объединены в Международное бюро «Зеленой карты» (со штаб-квартирой в Лондоне), которое координирует их деятельность.
С 2002 г. Беларусь входит в систему «Зеленая карта». В мае 2007 г. на заседании Генеральной Ассамблеи Совета Бюро «Зеленая карта» Республика Беларусь переведена в полные (постоянные) члены системы.