Понятие и методы финансового прогнозирования
Финансовое прогнозирование – вид управленческой деятельности, связанный с определением желаемых параметров развития финансовой системы, на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем. Целью финансового прогнозирования является оценка возможностей достижения различных состояний финансовой системы.
Метод прогнозирования – предвидение соответствующих изменений
Основные методы прогнозирования:
Ситуационный анализ – это прогнозирование возможных вариантов, в качестве которых предвидятся с вероятность получения определенных величин различных показателей и развития финансового состояния объекта управления на основе наблюдавшихся тенденций. При этом за основу принимается тот вариант, который удовлетворяет установленному компанией критерию.
Пропорциональная зависимость – это прогнозирование отдельных показателей на основе влияния на их величину других показателей. Например для увеличения объема продаж необходимо увеличить текущие затраты, активы и обязательства.
Экспортная оценка – это прогнозирование в условиях большой неопределенности среды функционирования исследуемого объекта, представляющее собой привлечение экспертов, виде специалистов узкого или широкого профиля. В данном методе отражен принцип предсказания будущего на основе, как рациональных доводов, так и интуитивного знания.
Степень достоверности экспертной оценки устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.
Экстраполяция – прогнозирование показателей на основе переноса достигнутых величин из пошлого периода в будущий (планируемый) период с учетом тенденций изменения. При этом тенденция изменения может осуществляться с учетом экспортной оценки.
К основной задаче финансового прогнозирования относится получение информации, необходимой для предвиденья, анализа и адаптации целей и возможностей компании в сложившейся обстановке. В связи с этим прогнозирование направленно:
- на выявление тенденций при осуществлении хозяйственной деятельности компании;
- анализ потенциала компании;
- выявление альтернативных путей развития;
- определение вопросов связанных решением проблем в прогнозный период;
- определения уровня ресурсов, для достижения целей деятельности компании.
Прогнозирование используется в качестве предварительной стадии разработки планов и служит дополнительным источником при выработке решений по вопросам связанных с развитием финансово-хозяйственной деятельности кампании.
Этапы финансового прогнозирования:
1) выбор объектов прогнозирования;
2) определение временных рамок при составлении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогноза;
3) отбор модели прогнозирования;
4) составление прогноза;
5) отслеживание выполнения результата прогноза.
34. Стратегическое, долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.
По своей сути финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде.
Финансовое планирование можно характеризовать как сочетающее в себе стратегическое (перспективное), долгосрочное, краткосрочное (текущее и оперативное) финансовое планирование. К видам финансового планирования относятся:
Стратегическое финансовое планирование
Стратегическое финансовое планирование – это определение важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, направленных на реализацию главных целей компании на период от 3-х до 5-и лет. Стратегическое финансовое планирование является перспективным планированием финансовой деятельности по разработке общей финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности предприятия. При перспективном финансовом планировании большую роль играет прогнозирование показателей. В стратегических целях на долговременной основе определяют:
1) Показатели отражаются в конкретных нормативах:
- среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников;
- минимальная доля собственного капитала;
- коэффициент рентабельности собственного капитала;
- доля соотношения оборотных и внеоборотных активов компании;
- другие показатели.
2) Финансовую политику управления по направлениям финансовой деятельности:
- налоговая;
- амортизационная;
- дивидендная;
- эмиссионная;
- другие направления финансовой политики.
Долгосрочное финансовое планирование
Долгосрочное финансовое планирование направленно на обеспечение инвестиционной политики предприятия и выражается в определении потребности в капитале, кредитах, в прогнозах прибыли, налогов, суммы амортизационных отчислений. Период планирования составляет от 1-го до 3-х лет. Долгосрочное планирование позволяет определять в предстоявшем периоде все источники финансирования направленных на развитие компании, оптимальную структуру доходов и расходов, условия по обеспечению постоянной платежеспособности и т.д.
Оценка результативности долгосрочного планирования определяется на основе эффективности достигнутых фактических показателей по сравнению с плановыми показателями. При этом важным моментом является наличие стабильной динамики изменения от одного отчетного периода к другому в рамках стратегического планирования финансовой деятельности.
Краткосрочное финансовое планирование
Краткосрочное финансовое планирование направленно на обеспечение и поддержание ликвидности предприятия. Ликвидность означает способность предприятия осуществлять денежные выплаты в объёме и в сроки, предусмотренные контрактами или установленные законодательными актами. Краткосрочное финансовое планирование включает:
1) Текущее планирование финансовой деятельности. Оно направленно на разработку текущих финансовых планов по отдельным аспектам финансовой деятельности компании на период до 1-го года.
2) Оперативное планирование финансовой деятельности. Оно направленно на разработку и доведение до исполнителей бюджетов, платежных календарей и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности компании в течение квартала, месяца.
Краткосрочное финансовое планирование заключается в разработке комплекса краткосрочных плановых заданий по финансовому обеспечению основных направлений финансово-хозяйственной деятельности компании. Оперативное финансовое планирование дополняет текущее финансовое планирование. При достижении показателей краткосрочного финансового планирования достигается выполнение программ связанных с долгосрочным планированием финансовой деятельности.
35.Специальные вопросы финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент как наука – означает эффективное использование собственного и заемного капитала, получение наибольшей прибыли при наименьшем риске, создание организации с высокой финансовой устойчивостью, платежеспособностью.
Финансовый менеджмент как наука охватывает: анализ финансового состояния организации и принятия на их основе управленческих решений, управление финансовыми ресурсами на краткосрочной и долгосрочной основе, анализ финансовых рисков.
Предмет финансового менеджмента – это система экономических, организационных, правовых отношений, возникающих в процессе управления финансами организаций.
Финансовый менеджмент в рамках организации (предприятия) охватывает внутренние и внешние вопросы.
В сферу действия финансового менеджмента входят следующие внутренние вопросы:
1) Управление активами:
- оборотные активы;
- внеоборотные активы;
- структура активов.
2) Управление капиталом:
- собственный капитал;
- заемный капитал;
- структура капитала.
3) Управление инвестициями:
- реальные инвестиции (прямые);
- финансовые инвестиции (портфельные).
4) Управление денежными потоками:
- операционная деятельность;
- финансовая деятельность;
- инвестиционная деятельность.
5) Управление финансовыми рисками:
- состав рисков;
- профилактика рисков;
- страхование рисков.
6) Антикризисное финансовое управление:
- платежеспособность;
- финансовая устойчивость;
- финансовое равновесие;
- санация.
В сферу действия финансового менеджмента входят следующие внешние вопросы:
1) Способы финансовых расчетов:
- платежное поручение;
- аккредитив;
- чек;
- вексель;
- инкассо.
2) Перемещение капитала для его прироста:
- факторинг;
- рента;
- аренда;
- трастинг;
- франчайзинг;
- толлинг;
- эккаутинг.
3) Спекулятивные операции:
- репорт;
- валютная спекуляция;
- тезаврация драгоценных металлов.
4) Страховые операции:
- страхование;
- хеджирование.
Финансовая стратегия.
Финансовая стратегия предприятия представляет собой систему долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия, определяемых его финансовой идеологией, и наиболее эффективных путей их достижения.
Финансовая стратегия – это определение долгосрочных целей финансовой деятельности компании и выбор наиболее эффективных способов и путей их достижения.
Финансовая идеология предприятия характеризует систему основополагающих принципов осуществления финансовой деятельности конкретного предприятия, определяемых его „миссией" и финансовым менталитетом его учредителей и менеджеров.
Финансовая политика представляет собой форму реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия в разрезе наиболее важных аспектов финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления (рис. ).
Оценка эффективности разработанной финансовой стратегии:
• согласованность финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития;
• согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды;
• внутренняя сбалансированность финансовой стратегии
• реализуемость финансовой стратегии;
• приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии;
• результативность разработанной финансовой стратегии).
В рамках финансовой стратегии предприятие использует: политику управления активами, политику управления капиталом, инвестиционную политику, политику управления денежными потоками, политику управления финансовыми рисками, политику антикризисного финансового управления.
Определение общего периода формирования финансовой стратегии |
Исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка |
Оценка разработанной финансовой стратегии |
Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия |
Конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам её реализации |
Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности |
Разработка системы организационно-экономических мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии |
Рис. Основные этапы процесса разработки финансовой стратегии предприятия.
Все цели и задачи финансовой стратегии должны формироваться в рамках следующих направлениях:
- формирование и использование финансовых ресурсов;
- финансовая безопасность;
- качество выполнение финансовой работы;
- другие.
Важнейшим условием эффективности финансовой стратегии является наличие на предприятии механизма её реализации. В качестве такого механизма может выступать система бюджетирования. В связи с этим процесс бюджетирования начинается с определением финансовых целей, а после этого происходит разработка бюджетов.