Страновые различия трактовки институтов финансового
Посредничества
Прежде чем перейти к характеристике финансовых посредников, следует иметь в виду, что между европейскими странами и США существуют определенные различия в трактовке исходных категорий «кредитный институт» и «финансовый институт». В европейских странах, как правило, существует разделение финансовых посредников на кредитные и финансовые институты. В США все финансовые посредники относятся к категории финансовых институтов. В том числе и банк рассматривается как финансовое учреждение.
В рамках Европейского союза понятие «кредитный институт» было дано в Первой директиве Совета от 12 декабря 1977 г. 77/80/ЕЕС «О координации законов, постановлений и административных положений, относящихся к учреждению и ведению бизнеса кредитных институтов». В ней под кредитным институтом понимается организация, чей бизнес состоит в приеме депозитов или иных средств с обязательством возврата от неопределенного круга лиц и предоставления кредитов за свой счет [Вишневский, с. 165]. Положения Директивы не относятся к центральным банкам государств — членов ЕС, почтовым жиро-институтам, а также ряду других институтов, которые перечислены в данной Директиве.
Из приведенного выше определения можно выделить три признака, которым должна удовлетворять организация, чтобы подходить под статус кредитного института. Первый состоит в том, что она должна осуществлять прием депозитов и других средств с обязательством возврата. При этом речь идет не только о банковских вкладах, а о любом принятии средств от неопределенного круга лиц. На это непосредственно указано в преамбуле Первой директивы. Другими словами, первым признаком кредитного института является принятие организацией денежных средств на возвратной основе от неограниченного круга ли» Вторым признаком является то, что прием депозитов или иных средств с обязательством возврата должен относиться к основному виду деятельности. Этот признак вытекает из буквального содержания словосо-
четания: «...организация, чей бизнес состоит...». Третий признак состоит том, что бизнес организации заключается и в предоставлении кредитов за свой счет. Иначе говоря, кредитный институт может являться таковым только при условии, что предоставление кредитов за свой счет относится к основному виду его деятельности.
Итак, в Европейском союзе кредитным институтом признается организация, которая в совокупности удовлетворяет следующим критериям: а) принимает средства на возвратной основе от неопределенного круга лиц; б) предоставляет кредит за свой счет; в) указанные выше виды деятельности должны составлять суть бизнеса данной организации.
Кредитные институты кроме указанных выше видов деятельности могут осуществлять и другие, перечень которых был определен во Второй директиве Совета от 15 декабря 1989 г. 86/646/ЕЕС, а именно: 1) предоставление займов1; 2) финансовый лизинг; 3) услуги по переводу денег; 4) выпуск средств платежа (например, кредитных карт, чеков путешественников и банковских приказов о переводе средств (bankers' drafts) и управление ими; 5) гарантии и обязательства; 6) торговля за собственный счет или за счет клиента (а. денежными рыночными инструментами (чеки, векселя и т. п.); Ь. на валютной бирже; с. финансовыми фьючерсами и опционами; d. инструментами валютных и процентных ставок; е. переводными ценными бумагами); 7) участие в выпусках ценных бумаг и оказание услуг, относящихся к таким выпускам; 8) консультирование предприятий по вопросам структуры капитала, индустриальной стратегии и относящимся к этому вопросам и консультирование и услуги, относящиеся к слиянию и приобретению предприятий; 9) денежное посредничество; 10) управление портфелями и консультирование; 11) депозитарные услуги и управление ценными бумагами; 12) справочные кредитные услуги (credit reference services); 13) касто-диальные услуги [Вишневский, с. 204, 205J.
Необходимо отметить, что национальные законодательства стран ЕС к числу видов деятельности, осуществляемых кредитными институтами, могут относить и иные. Суть Директивы от 15 декабря 1989 г. 86/646/ЕЕС состоит в том, чтобы определить тот минимальный состав банковских операций, видов деятельности, в отношении которых действует принцип взаимного признания статуса кредитного института на территории всех стран Европейского союза.
Российское законодательство под кредитной организацией понимает юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной Цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом ^ банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1.
Включая в числе прочего потребительский кредит, ипотечный кредит, факто-Нг> с правом или без права регресса, финансирование коммерческих трансакций включая форфейтинг).
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3. Финансовые рынки и институты
К банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки: 1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; 2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; 3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; 4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ; 5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; 6) лизинговые операции; 7) оказание консультационных и информационных услуг. Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.
Несложно увидеть, что российское законодательство предъявляет более жесткие требования к статусу кредитной организации. Прежде всего это относится к организационно-правовой форме данного вида финансового посредника, а именно то, что он должен быть создан в форме хозяйственного общества. Существующие в России кредитные кооперативы, регистрируемые в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», а также кредитные потребительские кооперативы граждан, регистрируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» де-юре не относятся в Российской Федерации к кредитным организациям. Хотя с экономической точки зрения, безусловно, они являются таковыми1.
1 Следует отметить, что, как в Советском Союзе, так и в современной России, с подозрительностью относились и относятся к кооперативным организациям, видя в них либо «пороки капиталистических отношений», либо «социалистические начала», что и в первом и во втором случае входит в противоречия с господствующими политическими представлениями о сути ценностей в обществе. Поэтому кооперативные отношения в России находятся на задворках системы экономических отношений, и им отводится второстепенная роль в развитии общества.
Под финансовым институтом в рамках Европейского союза понимается организация, не являющаяся кредитным институтом, основная деятельность которой состоит в приобретении долей участия или ведении одного либо нескольких видов деятельности, приведенных в приложении ко Второй директиве Совета 86/646/ЕЕС. Перечень этих видов деятельности приведен выше. Сравнение понятий «кредитный институт» и «финансовый институт» показывает, что финансовый институт в соответствии с представлениями законодателей Европейского союза является организацией, которая имеет право осуществлять лишь часть видов деятельности, отнесенных к компетенции кредитного института.
Следует отметить, что и в отношении понятия «банк» в разных странах имеются существенные расхождения в подходах к его трактовке. В банковском праве Евросоюза легитимного определения понятия «банк» нет. В то же время, по умолчанию, под банком понимается организация, которая постоянно в виде промысла занимается принятием вкладов и торговлей чужими деньгами, т. е. предоставлением кредитов в том числе и за счет чужих средств, средств вкладчика [Вишневский, с. 28].
Трудности идентификации банка через выполняемые им функции или осуществляемые им виды деятельности состоят в том, что как функции, так и виды деятельности, которые могут выполнять банки, периодически изменяются. При этом многие другие финансовые посред-вики стремятся также выполнять функции, схожие с банковскими, а банки, в свою очередь, распространяют свою деятельность и на инвестиционную деятельность, и на страхование и т. п. Такая ситуация привела к тому, что появились такие институты, как «небанковские банки». В начале 1980-х гг. промышленным фирмам США было разрешено иметь собственные холдинговые компании по предоставлению финансовых услуг, которые, в свою очередь, имеют право контролировать банки и страховые организации. Такое положение нарушило представление о разделении банковского дела и коммерции, что, в свою очередь, потребовало уточнения в законодательстве о банках и банковской деятельности понятия «банка», которое федеральным законодательством США определяется как финансовое учреждение, принимающее средст-Во на депозиты до востребования и выдающее кредиты коммерческим или производственным организациям (подробнее см. [Роуз, с. 3]).
Учитывая вышеизложенное, в 1987 г. Конгресс США существенно Ужесточил подход к трактовке понятия «банк», назвав таковым организацию, которая является членом Федеральной корпорации страхования депозитов. Такой подход по существу свел к минимуму значимость легитимного определения банка, так как в конечном счете право определять, какая организация может называться банком, в США передано государственному институту. Видимо, и это обстоятельство посияло на трактовку понятия банка в научной и учебной литературе ША. Зачастую банк в этих изданиях определяется как финансовый Нститут, предлагающий широкий спектр услуг, прежде всего относя-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
3. финансовые рынки и институты
щихся к кредитам, сбережениям и платежам, и выполняющий многообразные финансовые функции в отношении любого предприятия (организации) в экономике. В числе функций современного банка: кредитование, инвестиционное планирование, организация и проведение платежей и расчетов, сбережение, управление потоками наличности, андеррайтинг, страхование, проведение лизинговых и трастовых операций и др. В связи с этим на передний план в трактовке понятия «банк» выходят те услуги и те операции, которые может выполнять этот институт.
Для континентальной Европы, где кредиты занимают существенное место в финансировании экономики предприятий, домашних хозяйств, кредитная функция финансовых посредников является до сих пор превалирующей, а потому вполне логично выделение этого института в особый класс — класс денежно-кредитных институтов, требующих особого механизма их регулирования и саморегулирования.
В России кредитные институты являются основными источниками внешнего финансирования предприятий и домашних хозяйств. Поэтому вполне оправданным следует признать стремление законодательных органов власти России к более однозначному определению понятий «банк« и «кредитная система» в целом. В Федеральном законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. В Законе не указано, что российские банки обязаны принимать вклады от неограниченного круга лиц — условие, которое присутствует в законодательных актах стран Европейского союза и США. Таким образом, при всей схожести российского законодательства о кредитных организациях с законодательством развитых стран Запада оно имеет, несомненно, свои особенности.
Наряду с банками в указанном Законе определен такой тип кредитной организации, как небанковская кредитная организация. Под ней понимается организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции в допустимом сочетании, которое устанавливается Банком России. Нетрудно заметить, что данное название копирует понятие небанковского банка, применяемого в США. Конечно, можно говорить о некоторой некорректности данного названия, однако дело не в названии, а в сути этой организации, которая сводится к тому, что это «почти банк», но с меньшими функциями и потому он является объектом иного регулирования как со стороны государства, так и саморегулируемых структур. В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» введено понятие «иностранный банк», под которым пони-
мается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Таким образом, можно говорить о том, что закон относит все иностранные банки кредитным организациям1.
Итак, подводя итог рассмотрению вопросов трактовки понятия «банк», следует выделить различия в подходах европейских стран и США. В европейских странах акцент делается на то, что банки в финансовой системе относятся к денежно-кредитным институтам. От неденежных институтов банк отличается тем, что постоянно участвует в создании финансовых активов и управляет движением этих активов [Матук, т. 1, кн. 1, с. 256]. К различиям денежных и неденежных кредитных институтов относят и то, что последние непосредственно не управляют средствами обращения. Кроме того, им не разрешен выпуск денежных знаков, а свою ресурсную базу они формируют преимущественно путем выпуска долгосрочных ценных бумаг и привлечения иных ресурсов. В то же время следует иметь в виду, что источники ресурсной базы как денежных, так и неденежных кредитных институтов становятся все более разнообразными. Появляются новые финансовые инструменты, которые сложно однозначно отнести к категории денежных или неденежных. Например, постоянный характер отдельных видов депозитов до востребования и некоторых видов облигаций, выпускаемых неденежными кредитными учреждениями для самофинансирования, размывают данную грань.
В связи с этим американская концепция банка является более упрощенной, так как она изначально рассматривает банк как финансовый институт (учреждение) и не выделяет его кредитную основу. Рассмотренные выше подходы к определению понятия «банк» можно интерпретировать как «узкая» и «широкая» трактовки. Дискуссия по поводу того, какие подходы являются более корректными, а какие менее, представляются нам малопродуктивной ввиду размывания граней между кредитными и некредитными операциями.
Исходя из широкой трактовки понятия банка можно выделить следующие его разновидности: 1) центральные банки; 2) коммерческие °анки, в том числе универсальные; 3) деловые банки, в том числе инвестиционные; 4) кооперативные, взаимные банки; 5) сберегательные °анки; 6) исламские банки. Данный перечень не является исчерпывающим. В международной практике встречаются и иные виды банковских °Рганизаций, например почтовые банки, учетные дома, кассовые и кон-СоРЦиальные банки и др.
Заметим, что иностранные банки могут создаваться не только в форме хозяйст-■ого общества, что продекларировано в законе относительно кредитной организа-
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержат
3. финансовые рынки и институты
3.1.3. Учреждения депозитного типа
К учреждениям депозитного типа относят коммерческие банки, взаимные, кооперативные и сберегательные банки.
Коммерческие банки.Термин «коммерческий банк» хотя и не имеет строгого определения, тем не менее активно используется в теории и практике банковского дела. Исторически до 70-х гг. XX в. коммерческие банки специализировались на привлечении депозитов, выдаче краткосрочных кредитов, финансировании внешней торговли, на управлении средствами вкладчиков и в большей степени выступали в качестве депозитных банков, хотя и производили операции с ценными бумагами преимущественно для своих клиентов.
Важнейшей характеристикой коммерческих банков являлась их специализация на принятии депозитов частных лиц и краткосрочном кредитовании. После 70-х гг. XX в. на фоне острой конкуренции в большинстве стран мира происходила трансформация услуг коммерческих банков, связанная с расширением деятельности, завоеванием новых сегментов финансового рынка, а также с ростом концентрации их капитала. Прежде всего речь идет о расширения масштабов деятельности с физическими лицами, где традиционно главными финансовыми посредниками выступали общества взаимного кредита, кредитные кооперативы, сберегательные банки. Коммерческие банки стали активно развивать услуги по управлению портфелями ценных бумаг и в настоящее время составляют серьезную конкуренцию биржевым посредникам, институтам коллективного инвестирования.
Ощущая растущую конкуренцию в сфере сбора депозитов частных лиц, а также в сфере финансирования деятельности предприятий со стороны других участников финансового рынка, коммерческие банки заняли значительную часть рынка кредитов для приобретения жилья, рынка экспортных операций. В настоящее время коммерческие банки прямо или через свои филиалы и дочерние структуры вышли не только на различные сегменты финансового рынка с высокими рисками, такие, как инвестиционный рынок, участие в капитале предприятий, прямое участие в операциях с недвижимостью (покупка для перепродажи), но и на рынки, не являющиеся чисто финансовыми, т. е. стали заниматься операциями, связанными с товарным арбитражем, прямым управлением недвижимостью через приобретение агентств недвижимости и т. п. Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от экономических субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предоставлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков не только в функционировании денежно-кредитной системы государства, но и в развитии экономики они являются объекто довольно жесткого государственного контроля.
Особая роль коммерческих банков в формировании развитой р1* ночной системы предопределяется рядом обстоятельств.
Во-первых, коммерческие банки выступают в качестве крупных расчетных и кассовых центров, осуществляющих перераспределение денежных потоков. Сбои в проведении расчетно-кассовых операций коммерческими банками ведут к хаосу в экономике. Во-вторых, коммерческие банки занимают центральное место в системе кредитования экономических субъектов. Без развитой системы кредитования, а это характерно для современной российской экономики, неизбежны различного рода псевдорыночные отношения: бартерные операции, возникновение и разрастание системы неплатежей и т. п. В-третьих, коммерческие банки занимают доминирующее положение в процессе эмиссии кредитных средств платежа. В-четвертых, универсализация коммерческих банков, объединение различных кредитно-финансовых операций в одном институте (путь, но которому развиваются банки), безусловно, увеличивает их значимость в обеспечении успешного функционирования экономики. В-пятых, аккумулируя значительные финансовые ресурсы, банки по каналам кредитной системы направляют их в наиболее перспективные в финансовом отношении предприятия, отрасли, способствуя тем самым структурной перестройке и росту экономики.
Характерной особенностью развития современной банковской системы является интернационализация кредитных связей, рост операций транснациональных банков, т. е. банков национальных по капиталу и интернациональных по сфере деятельности. Международные депо-зитно-ссудные и расчетные операции транснациональных банков увеличиваются гораздо быстрее по сравнению с аналогичными внутренними операциями. Сфера международного банковского оборота постоянно расширяется.
Таким образом, современные коммерческие банки предоставляют разнообразные услуги, т. е. являются универсальными финансовыми институтами (универсальными банками). Исторически термин «универсальные банки» применялся к германским банкам, которые предоставляли долгосрочные кредиты и инвестировали средства в собственный капитал других организаций. Именно эти два признака до 70-х гг. X в. отличали коммерческие банки от универсальных.
В настоящее время деление банков на коммерческие и универсаль-
Ь1е, строго говоря, некорректно. Более точным является деление ком-
• еРЧеских банков на универсальные и специализированные. Заметим,
^° провести четкую грань между ними удается не всегда. В частности,
относится к вопросам долгосрочного кредитования. С формальной
чки зрения банк может не декларировать свои услуги по предоставле-
Долгосрочных кредитов, а потому может рассматриваться как спе-
^изирующийся на отдельных операциях денежного рынка. В то же
Мя он может использовать такие инструменты денежного рынка, ко-в „ позволяют трансформировать краткосрочные кредиты и займы Редне- и долгосрочные.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
гпава 3. Финансовые рынки и институты
В Российской Федерации все банки второго уровня изначально позиционировались как коммерческие, причем большинство из них являются универсальными. Крупнейшим российским коммерческим банком является Сберегательный банк РФ. Подчеркнем, что слово «сберегательный» не отражает статус банка, но зачастую вводит в заблуждение, ибо сберегательные банки в развитых странах традиционно занимаются преимущественно операциями с денежными средствами физических лиц и имеют свою правовую основу функционирования, отличающуюся от правовой основы других финансовых посредников. Коммерческие банки, как правило, имеют свою национальную специфику, предопределяемую как историей их становления и развития, так и особенностями развития национальных экономик.
Среди европейских государств наиболее либеральные условия для развития банковского дела были в Англии. Кредитные институты здесь имели, как правило, узкую специализацию. Среди кредитных институтов прежде всего выделяют коммерческие банки, торговые банки, сберегательные общества, компании по учету ценных бумаг и др. Главная особенность коммерческих банков Англии состоит в том, что основными их клиентами являлись и являются юридические лица. Физические лица предпочитали держать свои сбережения в сберегательных кассах, а вкладывать средства преимущественно в акции строительных обществ. Безусловно, в последнее десятилетие ситуация изменяется ввиду бурного развития финансовых институтов и прежде всего институтов коллективного инвестирования. Другой исторической особенностью английских коммерческих банков является их высокая концентрация и значительная доля нерезидентов в депозитах и активах этих банков. Причем активы и депозиты зачастую представлены в иностранной валюте, что обусловливает значительную долю операций в иностранной валюте. До 1971 г. английские коммерческие банки находились под защитой системы банковского картеля, когда контролировались все аспекты их деятельности и, безусловно, процентные ставки. Принятие в 1971 г. законодательного акта о конкуренции и контроле поставило коммерческие банки Англии в условия реальной конкуренции с другими финансовыми институтами, и эту конкуренцию они весьма эффективно выдерживают. Коммерческие банки Англии внесли большое разнообразие в депозитные инструменты для различных групп физических лиц, создали заинтересованность в них у частных лиц; облегчили предоставление персональных займов и тем самым существенным образом потеснили на этом сегменте финансового рынка строительные общества и сберегательные кассы.
За почти столетнюю историю существования двухуровневой банковской системы США в стране было принято множество законов как ограничивающих банковскую деятельность, так и расширяющих совокупность услуг, которые могут предлагать банки и сберегательные кассы; законов, регулирующих банковские слияния, и законов, ограничи-
„аюших деятельность банковских холдинговых компаний. При всем многообразии банковского законодательства можно выделить ряд законов, которые существенно повлияли на функционирование банковской системы США.
Прежде всего речь идет о законе 1933 г. «О банковской деятельности», который получил в литературе название закона Гласса — Стигалла по имени двух его авторов: сенатора Картера Гласса и Генри Стигал-ла. Этот закон провел четкую грань между коммерческими и инвестиционными банками. Коммерческим банкам запрещались любые операции с ценными бумагами, за исключением портфеля ценных бумаг публичных органов власти, приобретаемых банками для компенсации циклических колебаний в отношениях с кредиторами. Причиной разделения банков на коммерческие и инвестиционные явилось опасение принятия банками чрезмерных рисков, связанных с инвестиционной деятельностью, и соответственно боязнь возможных финансовых потрясений в банковской сфере. В 1980-е гг. неоднократно предпринимались попытки отмены данного закона. Хотя они были безуспешными, тем не менее ряд крупнейших банков получили от ФРС США разрешение на размещение выпуска новых корпоративных акций.
Начиная с 1980-х гг. в США был принят ряд законов, либерализовавших деятельность финансовых институтов в целом и коммерческих банков в частности. Прежде всего речь идет о возможности создания и регистрации отделений банков в других штатах. В этот период практически все штаты приняли решения, разрешающие в той или иной форме создавать подобные отделения. В то же время при действующем федеральном законодательстве коммерческие банки не могут предоставлять всего комплекса услуг по страхованию, беспрепятственно осуществлять гарантированное размещение ценных бумаг, заниматься брокерскими операциями с недвижимостью, если только законы штата не предоставляют такого права банкам.
Важной вехой в банковском законодательстве США явилось принятие в 1999 г. федерального закона о модернизации финансовых услуг (закон Лича—Блайли), который внес существенные изменения в закон Гласса — Стигалла. Закон Лича—Блайли разрешил коммерческим банкам через их дочерние компании осуществление операций не только на Рынке ценных бумаг, но и на ранке страховых услуг. Этот закон был направлен в первую очередь на то, чтобы внести необходимые изменения в Уже действующие законы США, касающиеся главным образом деятельности банковских организаций. Закон содержит определение видов Деятельности, являющейся финансовой по своей природе (activities that are financial in nature), которые может предоставлять банковский х°лдинг. Закон о модернизации финансовых услуг отменяет соответст-венно разделы закона Гласса—Стигалла, которые устанавливали ограничения в отношении создания филиалов банков, осуществляющих °Перации с ценными бумагами, и запрещали директорам и служащим
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3- Финансовые рынки и институты
инвестиционных компаний являться одновременно должностными лицами, директорами и служащими банковских компаний. Кроме того, закон о модернизации вносит изменения и в закон о банковских холдингах (1956 г.), которые существенно расширили возможности банковских холдингов по осуществлению операций на рынке финансовых услуг. Таким образом, после вступления в силу закона Лича — Блайли в США следует вести речь не об универсальных банках, а об универсальных банковских холдингах. При этом на уровне законодательного акта осуществлена трансформация категорий «кредитные услуги», «инвестиционные услуги» в «финансовые услуги», а «кредитной деятельности» в «финансовую деятельность».
Коммерческим банкам США обычно противопоставляют коммерческие банки ФРГ, которые, как указывалось выше, на протяжении многих десятилетий являлись и являются универсальными. Важной особенностью немецких коммерческих банков является их активное долевое участие в уставных капиталах немецких предприятий. В таком участии объективно заинтересованы не только банки, но и сами предприятия, так как в этом случае, как правило, для них уменьшается стоимость заимствований ввиду упрощения залоговых операций, и, что не менее важно, банки «охотно» помогают своим предприятиям в пе-' риоды финансовых затруднений. Коммерческие банки Германии участвуют не только в капитале предприятий, но они также активно работают и в сфере жилищного кредита, и в сфере страхования посредством создания собственных страховых компаний.
Среди развитых стран Запада коммерческие банки Италии характеризуются значительной долей участия государства в их капитале. Более того, многие коммерческие банки Италии полностью принадлежат государству. Видимо, этот фактор и влияет на деятельность коммерческих банков, связанную с кредитованием различных секторов экономики, преимущественно в отсталых регионах. Большинство итальянских коммерческих банков являются универсальными. Хотя согласно банковскому законодательству 1936 г. банки не имели права предоставлять кредиты на срок свыше 18 месяцев, они успешно преодолевали эти преграды путем создания учреждений по земельному, сельскохозяйственному, жилищному и другим видам кредитов.
Японская банковская система после второй мировой войны развивалась по образцу банковской системы США. В Японии выделяют различные виды коммерческих банков, а именно: городские и региональные банки; банки средне- и долгосрочного кредитования, а также трастовые банки. Городские банки традиционно занимались предоставлением кратко- и среднесрочных кредитов предприятиям, входившим в определенную клановую группу. В настоящее время городские банки активно занимаются предоставлением кредитов частным лицам, а также привлекают сбережения частных лиц и что, не менее важно, участвуют на рынке ценных бумаг. Региональные банки Японии имеют ограни-
чение деятельности по географическому признаку, и основными их клиентами преимущественно являются мелкие и средние предприятия соответствующей префектуры. Эти банки занимают важное место и в функционировании местных финансов, в финансировании органов местного управления. В системе коммерческих банков Японии особо выделяют банки средне- и долгосрочного кредитования, учитывая, что городские банки изначально занимались преимущественно кратко-и среднесрочным кредитованием. Банки средне- и долгосрочного кредитования Японии на протяжении уже более 30 лет активно участвуют на зарубежных финансовых рынках, в то время как городские банки лишь последнее десятилетие развивают свою заграничную деятельность. Отличительной особенностью всех японских банков были и остаются размеры собственного капитала. Среди 25 крупнейших банков мира три составляют японские коммерческие банки.
В финансовой системе России коммерческие банки занимают доминирующее положение. Годовые темпы прироста капитала, активов коммерческих банков после августовского кризиса 1998 г. превышали 30%, что значительно выше темпов прироста ВВП. Сбербанк России по размеру капитала вошел в тройку лидеров в Восточной Европе. Тем не менее большинство коммерческих банков России остаются незначительными но объему бизнеса и по данному показателю уступают своим крупным корпоративным клиентам. В 2006 г. свыше 80% активов всех коммерческих банков приходились на 100 крупнейших банков. Роль коммерческих банков в развитии инвестиционных процессов до сих пор крайне мала. Объемы банковского кредита в финансировании долгосрочных инвестиций не превышали 5%. Коммерческие банки России с 2000 г. начали активно работать на рынке частных вкладов, что свидетельствует о возврате доверия к ним со стороны населения. Бесспорным лидером на рынке частных вкладов остается Сбербанк России. Тем не менее следует указать на то, что конкуренция на этом рынке возрастает, а доля Сбербанка России постепенно уменьшается. Банковский сектор России постоянно консолидируется, при этом продолжается концентрация бизнеса в 30—40 крупнейших банках.
Взаимные, кооперативные, сберегательные банки.Кредитная кооперация в форме касс взаимопомощи существует многие столетия. Различные формы взаимного и кооперативного кредитования получили наибольшее развитие в конце XIX — начале XX вв. В настоящее время во всех развитых станах мира институты взаимного и коллективного кредитования имеют серьезную финансовую основу, многие из них вывели за рамки своего первоначального сектора рынка и предоставляют Разнообразные финансовые услуги многим клиентам1. Наибольшее раз-^тие кооперативные, взаимные банки получили в таких странах, как Франция, Япония, Германия, Голландия.
Следует иметь в виду, что в этом случае они теряют различные монопольные ЛЬготные права.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
3. финансовые рынки и институты
В США кредитная кооперация развивалась по линии взаимного кредитования и организационно оформлена в виде кредитных союзов. Они принимают вклады физических лиц и кредитуют членов союза на приемлемых для тех условиях. Обязательства кредитных союзов формируются из сберегательных и чековых счетов (паев). Свои средства кредитные союзы предоставляют членам союза в виде краткосрочных потребительских ссуд. В кредитных союзах каждый член имеет один голос при принятии решений на общих собраниях союза независимо от количества сберегательных паев (депозитов), которыми он владеет в этом обществе. Членство в кредитном союзе, как правило, должно соответствовать «общим обязательным требованиям». Обычно кредитные союзы создаются по профессиональному признаку (работники одних компаний, отраслей), либо по месту жительства (члены союза должны проживать на определенной территории), либо по религиозному признаку (члены союза должны исповедовать одну религию) и т. п.
Кредитные союзы имеют ряд преимуществ перед иными финансовыми институтами депозитного типа. Как правило, они освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), они не являются субъектом антимонопольного законодательства, что позволяет им участвовать в совместных предприятиях. В США в 1998 г. насчитывалось порядка 11 тыс. кредитных союзов (в мире — порядка 37 тыс.), объединяющих свыше 73 млн членов. Их суммарные активы составляли порядка 390 млрд долл. Свыше 30% активов кредитных союзов составляли инвестиции в виде вложений в государственные ценные бумаги, в депозитные сертификаты банков и ссудо-сберегательных ассоциаций, а также в головные кредитные союзы и иные нерисковые вложения [Кидуэлл, Петерсон, Блэкуэлл, с. 553]. Порядка 60% активов кредитных союзов составляли ссуды своим членам. Наиболее распространенным типом кредитования являлись ссуды на приобретение новых и подержанных автомобилей (40%), далее — ипотечные ссуды под первые и вторые закладные (35%), порядка 10% приходилось на необеспеченные личные ссуды членам союзов и порядка 15% — это кредиты по кредитным картам и прочие ссуды.
Кредитные союзы в США имеют четкую организационную структуру и входят в тот или иной головной кредитный союз (их в США насчитывается 35). Головные кредитные союзы являются членами Центрального кредитного союза США, который имеет лицензию коммерческого банка в штате Канзас. Центральный кредитный союз США может выдавать ссуды отдельным кредитным союзам или их головным организациям, а также уполномочен занимать средства из центрального управления по контролю за ликвидностью от имени головных кредитных союзов. Таким образом, в рамках системы головных союзов кредитные союзы США могут функционировать как многопрофильный банк. Являясь институтами взаимного кредитования, кредитные союзы не обладают акционерным капиталом. Собственный капитал кредитных союзов со-
стоит из резервов, избыточного капитала и нераспределенной прибыли. Часть своих доходов они обязаны резервировать в качестве обеспечения активных операций. Требования к величине собственного капитала для кредитных союзов в США определяются на национальном уровне. В конце 1998 г. собственный капитал кредитных союзов США составлял 10,9% от совокупной стоимости активов [Кидуэлл, Петерсон, Блэкуэлл, с. 520].
Кредитные кооперативы в Российской Федерации первоначально создавались на основании Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Членами этих кооперативов могли быть как физические, так и юридические лица. Был принят Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан». В нем кредитный потребительский кооператив рассматривается как добровольное объединение граждан для удовлетворения потребностей в финансовой взаимопомощи. При этом установлены ограничения для участия в кредитном потребительском кооперативе, основанные на наличии между гражданами какой-либо общности, а также введено ограничение по возрасту. В качестве признаков общности указаны: общность местожительства, общность трудовой деятельности, профессиональная принадлежность. Членами кооператива могут быть только лица, достигшие возраста 16 лет. В Законе установлены ограничения и по численности членов кредитного потребительского кооператива, а именно их должно быть не менее 15 и не более чем 2000 человек. Закон регламентирует имущественные и финансовые взаимоотношения как между членами кооператива, так и между кооперативом и его членами.
В начале XIX в. во многих станах мира создавались сберегательные кассы по инициативе государства и частных лиц для решения конкретных проблем. Эти институты изначально не преследовали получение прибыли от своей деятельности. От собственно банков их отличало то, что их капитал преимущественно формировался за счет отчислений от их основной деятельности. Отличалась от банков и система высших органов управления. В сберегательных кассах в составе высших органов, как правило, были представлены их клиенты, а также представители органов местного управления.
Система сберегательных институтов действует и в настоящее время. Сберегательные институты преимущественно занимаются ипотечным кредитованием и финансированием операций с недвижимостью. Они заимствуют денежные средства на короткие сроки с использованием текущих и сберегательных счетов, а затем ссужают их на длительный срок ПоД обеспечение в виде недвижимости. Сберегательные институты, как правило, называют сберегательными банками ввиду того, что они име-"°т право выполнять типичные банковские операции, начиная с приема вКладов до выдачи кредитов.
Раздел I. Финансовая система страны: сущность и содержание
Глава 3. Финансовые рынки и институты
В 1980-е гг. сберегательным институтам в США были предоставлены многие полномочия коммерческих банков. В результате этого произошли серьезные изменения в характере их деятельности. Различия между сберегательными институтами и коммерческими банками в США постепенно стираются.
Среди европейских сберегательных банков до сих пор наиболее развитыми и финансово состоятельными являются сберегательные банки Германии (их иногда называют жиробанками). Они имеют право осуществлять большинство операций, присущих универсальным банкам Германии, за исключением ряда операций, например покупка акций компаний за свой счет. Основу же их деятельности составляет прием сберегательных вкладов и предоставление ссуд на жилищное строительство. Сберегательные институты (банки) все еще остаются популярными в Европе, особенно в скандинавских странах. Штаб-квартира международной ассоциации сберегательных банков находится в Финляндии, а ее филиалы — в Норвегии, Швеции, Австрии, Германии, Италии, Испании, Великобритании, США и других странах.
Законодательство западных стран предоставляет существенные льготы по налогу на доходы (прибыль) сберегательных институтов (банков) в случае, если не менее 60% их активов относится к ипотечному финансированию жилищного строительства [Кидуэлл, Петерсон, Блэкуэлл, с. 491]. В России законодательство не делает различия между коммерческими и сберегательными банками.