Взаимоотношения аудитора и клиента
Процесс взаимоотношения аудитора и клиента можно разделить на следующие этапы:
1. Выбор объектов проверки
2. Определение объема, трудоёмкости и последовательности выполнения работ
3. Налаживание деловых и доверительных отношений с заказчиком
4. Разработка плана и программы аудита, заключение договора на оказание услуг
5. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
6. Сбор необходимого количества аудиторских доказательств, для выражения мнения о достоверности отчетности
7. Ведение аудиторской документации в процессе проверки
8. Подготовка отчета и аудиторского заключения по результатам проверки
Экономический субъект может приступить к поиску аудитора либо в случае когда закон требует от него проверки, либо когда экономический субъект проявляет инициативу.
ПРЕДПЛАНОВАЯ (ПРЕДДОГОВОРНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Например, незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.
Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.
При смене аудитора рекомендуется поинтересоваться у заказчика о причинах (например: разные точки зрения по ключевым проблемам, не выплачен гонорар, по корпоративным причинам и т.д.). При смене аудитора руководство организации обязано предоставить новому аудитору копии отчетов по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежним аудитором (п.4.12 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»).
Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая и безупречная деятельность сотрудников аудиторской фирмы.
Гарантии и обеспечение действительной независимости сотрудников аудиторской фирмы – предпосылка предоставления независимого аудиторского заключения. Рекомендуется избегать всех ситуаций, которые могут повредить действительной или предполагаемой независимости.
Принимая заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:
- имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки;
- может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).
Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.
О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.
Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа:
- отрасль хозяйственной деятельности заказчика;
- текучесть сотрудников за последний год;
- финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;
- уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;
- темпы роста производства и их перспективы.
Иногда для того, чтобы получить необходимую информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную проверку. Во время предварительной проверки следует выяснить:
- правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству;
- в каком состоянии находится система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.
Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если:
1. произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия;
2. аудитор и заказчик имеют разные точки зрения и не могут найти компромиссного решения;
3. имеется уверенность в том, что заказчик умышленно, для того, чтобы ввести в заблуждение аудитора, не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию;
4. имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства;
5. обнаружено, что руководящие или другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства;
6. участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.
Письмом-обязательством, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол №6, аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчета, степени его ответственности перед клиентом. Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.
В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме-обязательстве дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:
- по условиям аудиторской проверки:
- объект и цели аудиторской проверки;
- включение в аудиторское заключение мнения о достоверности отчетности филиалов и подразделений;
- законодательные акты и нормативные документы;
- по обязательствам аудиторской организации:
- форма отчетности о результатах проведенной работы;
- ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги;
- соблюдение коммерческой тайны;
- риск необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента.
- по обязательствам экономического субъекта:
- ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- обеспечение свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации;
- получение подтверждений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности;
- неоказание давления на аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
- а также дополнительные данные:
- общие сведения об оказываемых услугах, квалификации персонала, крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;
- примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы;
- условия оплаты;
- предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов;
- использование результатов работы предшествующей аудиторской организации;
- важнейшие ограничения ответственности аудиторской организации;
- рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;
- предложения о дальнейшем развитии договорных отношений.
При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство направляется клиенту для представления дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.
Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов и ее обновлении по прежним. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Общение с руководством экономического субъекта».
15. Риск в аудите, его виды и оценки. Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях. Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным, зависит от 3 факторов: . бухгалтерского учета предприятия; . надежности систем контроля; . аудиторских процедур. Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий; средний; низкий. Риск учета заключается в том, что деят-ть различных служб может приводить к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала, экон-ой ситуации в стране и т.д. Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия. предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете. Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать тестирование, включающее: . проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего контроля (например, проверка документов на наличие необходимых подписей, реквизитов); . опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят письменного подтверждения; . повторение процедур контроля (например: сверка записей по банковскому счету с выписками банка). Значение риска аудиторских процедур определяется величиной рисков Учета и Контроля. Для того, чтобы измерить вероятность необнаружения ошибки, аудитор предварительно оценивает вероятность того, что эта ошибка присутствует в учете и не выявляется системой контроля клиента. Рассчитанное вероятностное значение используется аудитором для расчета кол-ва доказательств, которые необходимо собрать. Это кол-во и составит аудиторскую выборку, объем которой будет обратно пропорционален величине риска аудит-ой процедуры.Если аудитор допускает в своей работе больший риск необнаружения, ему необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлем низкий риск. Общий риск, т.о., есть доверительная вероятность правильности предположения об отсутствии ошибок в проверенном аудитором счете. Для определения доверительной вероятности отсутствия ошибки может использоваться мультипликативная модель зависимости 3 видов риска: P = I – (1 – I)*(1 – C)*(1 – R)Р - доверительная вероятность отсутствия ошибки;I - доверительная вероятность отсутствия ошибки в учете;C - доверительная вероятность выявления ошибки системой контроля;R – довер-ая вер-ть нахождения ошибки при проведении аудит процедур. Существует аддитивная модель, в которой значения I, C, R заменяются на соответствующие коэффициенты: р = i + c + r Каждой величине вероятности соответствуют определенные коэф-ты.Удобство - простота расчета риска аудит процедур по заранее установленным рискам учета и контроля. Аудитор заранее задает значения не зависящих от него коэффициентов I, C, R, выбирает общую доверительную вероятность проверки и расчитывает риск аудит проверки. r = р - i - c Признаки, указывающие на высокую вероятность присутствия ошибок: наличие ошибок в прошлом; необычные остатки по счетам; отраслевые и общеэкон-ие риски; необычные изменения в течение года; риски в деят-ти руководства; наличие ошибок в орг-ции учета; применение неверных учетных методик; значительная стоимость или высокая ликвидность; несистематические (неповторяющиеся) учетные записи; операции с повышенным риском имошенничеством.16. Аудиторская программа, её значение.
Программа аудита является развитием плана аудита и представляет собой перечень аудиторских процедур, которые необходимы для каждой конкретной части проверки. Аудиторские программы бывают двух видов: 1) программы тестов контроля, которые содержат процедуры для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля предприятия; 2) программы проверки остатков на счетах, которые содержат процедуры для сбора информации непосредственно об остатках на счетах.
Аудиторская программа включает в себя:
· график работы аудиторов: предельные сроки подготовки и представления материалов, полученных в ходе проверки, для составления аудиторского заключения и других документов; затраты времени на отдельные виды и участки проверок с учетом и в пределах ожидаемого вознаграждения, чтобы обеспечить получение прибыли;
· подробные процедуры. В письменном виде детально описываются все процедуры, необходимые для реализации плана аудиторской проверки, а также цели и задачи, относящиеся к каждому участку проверки. Подробность программы объясняется тем, что она, как правило, является своего рода инструкцией для сотрудников, участвующих в аудите, а также инструментом контроля правильности выполнения работы;
· контроль работы по аудиту. Программа предполагает, что все члены аудиторской группы знают, какие требования им предъявляются. Программа является одновременно и базовым документом для контроля выполнения заданий младшими аудиторами и ассистентами в аудиторской группе;
· определение численности и обязанностей персонала. В программе определяются численность необходимого для аудита персонала, объем и последовательность его работы. Как правило, аудиторская группа состоит из основного аудитора, младших аудиторов и ассистентов.
Обычно аудиторская программа включает в себя тестирование операций, аналитические процедуры и тестирование статей баланса;
разработка тестов операций для проверки количественньгх ошибок и нарушений с целью подтверждения правильности статей финансовой отчетности. При проведении этих тестов определяются:
· наличие соответствующего разрешения на проведение операций;
· правильность проводок и подведения итогов в журналах и книгах аналитического учета;
· правильность перенесения информации в Главную книгу;
· использование аналитических процедур, которые являются наиболее дешевым и довольно быстрым и эффективным способом проверки. Они широко используются для получения представления о деятельности клиента; оценки финансовой стабильности предприятия; выяснения возможных ошибок в финансовой отчетности; сокращения числа и объемов тестов;
· тестирование статей баланса сосредоточено на Главной книге.
Наиболее эффективная процедура — анализ (ошибка может быть обнаружена очень быстро), затем процедуры, связанные с ознакомлением с СВК, и тесты СВК. Самая трудоемкая процедура — тестирование операций.
Каждая аудиторская фирма самостоятельно устанавливает требования к формам аудиторских программ.
Для разработки аудиторских программ могут использоваться пакеты прикладных программ, которые автоматизируют выбор схемы процедур независимого обследования в соответствии с особенностями клиента и осуществляют автоматизированный выбор проекта программы. В соответствии с планом и обстоятельствами клиента в выбранный проект программы вносятся необходимые изменения.