Взаимоотношения аудитора и клиента

Неопределенные обязательства, их обзор

Аудиторская организация должна оценить неопределенные обстоятельства экономического субъекта, т.е. потенциальные будущие обязательства его на неточно известную сумму, являющиеся результатом его предшествующей деятельности и существенно изменяющие его финансовое положение по сравнению с тем, которое отражено в подтверждаемой бухгалтерской отчетности.

Неопределенность будущих платежей может быть:

- вероятной;

- разумно возможной;

- маловероятной.

Для аудитора наибольшее значение имеют следующие неопределенные обязательства:

- незаконченные судебные процессы (по поводу нарушения патентного права, в связи с ответственностью за качество выпускаемой продукции и др.);

- разногласия с налоговыми органами по поводу налогов;

- гарантии качества продукции;

- неиспользованные суммы аккредитивов;

- гарантии по обязательствам третьей стороны.

Проверка неопределенных обязательств должна проводиться уже на первых этапах аудита. Тестирование этих обязательств в конце проверки является больше обзором, чем первоначальным изучением. Процедуры для выявления неопределенных обязательств:

- опрос руководства о наличии таких обязательств;

- обзор отчетов налоговых органов относительно уплаты налогов;

- анализ затрат на оплату юридических услуг, т.е. обзор счетов и отчетов юрисконсультов, где могут упоминаться неопределенные обязательства, особенно судебные процессы;

- получение подтверждения от юриста, представляющего интересы клиента в ходе судебных процессов, разногласий с налоговыми инспекторами и других конфликтов с третьими сторонами по поводу неопределенных обязательств;

- обзор других рабочих документов, которые могут содержать информацию о потенциальных обязательствах (например, подтверждение из банка может отражать сумму дисконтированных векселей или гарантии по займам);

* получение информации об аккредитивах, действовавших на дату составления баланса, и подтверждения об их использованной и неиспользованной частях. Все события можно отнести к одному из двух типов:

* события, которые требуют уточнения сумм в финансовой отчетности и соответствующего раскрытия (пояснений);

* события, которые не вносят изменений в финансовой отчетности, но требуют раскрытия.

Виды аудиторских заключений

1. Безоговорочно положительное заключение

Безоговорочно положительное мнение выражается в случае, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в Российской Федерации.

2. Модифицированное аудиторское заключение

Аудиторское заключение считается модифицированным, если возникли:

• факторы, не влияющие на аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
• факторы, влияющие на аудиторское мнение, которые могут привести к мнению с оговоркой, отказу от выражения мнения или отрицательному мнению.

Планирование аудиторской проверки, ее назначение и принципы.

Аудиторская организация должна начинать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Планирование – начальный этап проведения аудита, состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур.

Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочерним организациям). При планировании аудита на длительный период времени, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, аудиторской организации следует в течение года своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок. Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования аудиторской организации следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Выделяют следующие этапы планирования аудита:
1) предварительный план;
2) общий план;
3) программа.

Планирование аудита регулируется федеральным правилом (стандартом) № 3 «Планирование аудита». Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.

Принципы аудита.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:

независимость;

честность;

объективность;

профессиональная компетентность и добросовестность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Оценка качества в аудите.

При качественной оценке аудитор должен использовать свое профессиональное суждение, для того чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе аудита искажения порядка совершения хозяйственных и финансовых операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. Таким образом, аудитору необходимо выявить существенность из контекста поставленного вопроса. Например, статью доходов можно рассмотреть для оценки существенности с качественной стороны относительно общего обзора финансовой отчетности; целого, от которого она составляет часть; других статей; соответствующей суммы за предыдущие годы. Д.К. Робертсон выделяет следующие факторы при оценке существенности: абсолютная величина ошибки, относительная величина ошибки, содержание статьи отчетности, конкретные условия, неопределенность, кумулятивный эффект.

В соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 4 «Существенность в аудите» примерами качественных искажений являются недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием; отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

Имеют право обращаться в государственные органы, лицензирующие аудиторскую деятельность и профессиональные аудиторские организации с заявлениями о нарушении аудиторскими фирмами законов, стандартов или Кодекса этики.

Экономические субъекты, в отношении которых проводился аудит, не имеют права требовать от аудиторских организаций предоставления рабочей документации аудита или ее копий полностью или в какой-либо части, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по не зависящим от них причинам; исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Экономический субъект несет ответственность: за подготовку и содержание бухгалтерской отчетности; уклонение от проведения обязательного ежегодного аудита; непредоставление заинтересованным лицам аудиторского заключения

Взаимоотношения аудитора и клиента

Процесс взаимоотношения аудитора и клиента можно разделить на следующие этапы:

1. Выбор объектов проверки

2. Определение объема, трудоёмкости и последовательности выполнения работ

3. Налаживание деловых и доверительных отношений с заказчиком

4. Разработка плана и программы аудита, заключение договора на оказание услуг

5. Оценка эффективности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля

6. Сбор необходимого количества аудиторских доказательств, для выражения мнения о достоверности отчетности

7. Ведение аудиторской документации в процессе проверки

8. Подготовка отчета и аудиторского заключения по результатам проверки

Экономический субъект может приступить к поиску аудитора либо в случае когда закон требует от него проверки, либо когда экономический субъект проявляет инициативу.

14. Предплановая (преддоговорная) деятельность

Это деятельность до момента получения заказа на проведение аудита. Например, незнакомый аудитору заказчик предлагает провести аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности за год и при этом сам определяет сроки проведения проверки и дату предоставления аудиторского отчета и заключения, то аудитор, прежде чем принять заказ, обязан тщательно проанализировать, может ли он в установленные сроки предоставить данную аудиторскую услугу. Только в этом случае гарантируется соблюдение принципа добросовестности при проведении проверки.

Аудиторская этика не допускает связей аудитора с заказчиком, который не обладает безупречной репутацией. В том случае, когда аудитор не знаком с заказчиком и владельцем организации и не уверен в том, что они обладают безупречной репутацией, ему следует выяснить, обладает ли руководство фирмы информацией о заказчике, его учредителях, руководящих органах, ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью, а по возможности и налоговыми декларациями потенциального заказчика за последние три года.

При смене аудитора рекомендуется поинтересоваться у заказчика о причинах (например: разные точки зрения по ключевым проблемам, не выплачен гонорар, по корпоративным причинам и т.д.). При смене аудитора руководство организации обязано предоставить новому аудитору копии отчетов по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежним аудитором (п.4.12 Правила (стандарта) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита»).

Необходимой предпосылкой предоставления аудиторских услуг является независимая и безупречная деятельность сотрудников аудиторской фирмы.

Гарантии и обеспечение действительной независимости сотрудников аудиторской фирмы – предпосылка предоставления независимого аудиторского заключения. Рекомендуется избегать всех ситуаций, которые могут повредить действительной или предполагаемой независимости.

Принимая заказ аудитор обязан проверить, сможет ли он предоставить свои услуги в заранее определенном заказчиком периоде времени, т.е. проверить следующее:

- имеется ли необходимое количество квалифицированных сотрудников для выполнения заказа в заранее установленные с заказчиком сроки;

- может ли фирма в случае необходимости привлечь к проведению проверки других специалистов (внутренние и внешние возможности).

Аудитор обязан отказаться от предложенного ему заказа, если он не может гарантировать выполнение всех указанных условий.

О проведенных процедурах аудитор составляет рабочий документ (докладную записку), подтверждающий выполнение данных действий.

Кроме того, аудитор должен учесть дополнительные аспекты для оценки степени риска, связанного с выполнением данного заказа:

- отрасль хозяйственной деятельности заказчика;

- текучесть сотрудников за последний год;

- финансовое положение заказчика и возможности преодоления вероятных финансовых проблем;

- уровень квалификации сотрудников бухгалтерии, финансового отдела и отдела электронной обработки информации, а также соответствие систем бухгалтерского учета;

- темпы роста производства и их перспективы.

Иногда для того, чтобы получить необходимую информацию о заказчике, в частности, определить возможный риск для аудитора при выполнении предложенного заказа, необходимо провести предварительную проверку. Во время предварительной проверки следует выяснить:

- правовые основы организации, ее учредительные документы и их соответствие действующему законодательству;

- в каком состоянии находится система бухгалтерского учета и отчетность, можно ли ее проверить.

Как правило, новая оценка постоянных заказчиков необходима, если:

1. произошли существенные изменения в составе высшего руководства организации, которые могут повлиять на развитие и политику предприятия;

2. аудитор и заказчик имеют разные точки зрения и не могут найти компромиссного решения;

3. имеется уверенность в том, что заказчик умышленно, для того, чтобы ввести в заблуждение аудитора, не предоставляет необходимую для проверки годовой бухгалтерской отчетности информацию;

4. имеется судебное решение по отношению к заказчику, по руководящим или другим сотрудникам в результате нарушений действующего законодательства;

5. обнаружено, что руководящие или другие сотрудники заказчика могут совершать действия, ведущие к нарушению действующего законодательства;

6. участие в деятельности заказчика сотрудников аудиторской компании или иные деловые связи могут повредить объективности и независимости.

Письмом-обязательством, требования к которому регламентированы Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», одобренного Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96, протокол №6, аудиторская фирма подтверждает свое согласие в отношении целей и масштабов аудита, формы представления отчета, степени его ответственности перед клиентом. Письмо-обязательство посылается клиенту до заключения договора во избежание неправильного понимания взятых обязательств.

В соответствии с требованиями указанного стандарта в письме-обязательстве дается перечень предложений аудитора, который должен содержать обязательные указания:

- по условиям аудиторской проверки:

- объект и цели аудиторской про­верки;

- включение в аудиторское заключе­ние мнения о достоверности отчетности филиалов и подразделений;

- законодательные акты и нормативные документы;

- по обязательствам аудиторской организации:

- форма отчетности о результатах проведенной работы;

- ответственность аудиторской организации за оказываемые услуги;

- соблюдение коммерческой тайны;

- риск необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля клиента.

- по обязательствам экономического субъекта:

- ответственность экономического субъекта за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

- обеспечение свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и другой информации;

- получение подтверждений о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности;

- неоказание давления на аудиторскую организацию в целях изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

- а также дополнительные данные:

- общие сведения об оказываемых услугах, квалификации персонала, крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;

- примерный календарный план проведения аудита и состав аудиторской группы;

- условия оплаты;

- предложение об использовании услуг других аудиторов, независимых экспертов;

- использование результатов работы предшествующей аудиторской организации;

- важнейшие ограничения ответственности аудиторской организации;

- рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;

- предложения о дальнейшем развитии договорных отношений.

При сотрудничестве на основе долгосрочного договора письмо-обязательство направляется клиенту для представления дополнительной информации. Составлением письма-обязательства завершается предплановый этап аудита.

Главное содержание деятельности аудитора на первом этапе заключается в сборе и документировании информации, касающейся новых клиентов и ее обновлении по прежним. При этом следует руководствоваться такими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, как «Аудиторские доказательства», «Документирование аудита», «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Общение с руководством экономического субъекта».

15. Риск в аудите, его виды и оценки. Аудиторские орг-ии в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях. Вероятность того, что заключение об отсутствии ошибок будет верным, зависит от 3 факторов: . бухгалтерского учета предприятия; . надежности систем контроля; . аудиторских процедур. Т.о. различают 3 вида рисков: учета, контроля и аудит-их процедур. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий; средний; низкий. Риск учета заключается в том, что деят-ть различных служб может приводить к ошибкам в бух отчетности. Данный риск зависит от особенностей деят-ти пред-ия, делового окружения, стиля руководства, квалификации персонала, экон-ой ситуации в стране и т.д. Риск контроля заключается в невыявлении ошибок системой внутреннего контроля пред-ия и полностью зависит от деят-ти администрации пред-ия. предполагается, что риск контроля обратно пропорционален риску учета, так как система контроля нацелена на поиск ошибок, допущенных в учете. Аудитор, оценивая риск внутреннего контроля, может использовать тестирование, включающее: . проверку документов, подтверждающих функционирование внутреннего контроля (например, проверка документов на наличие необходимых подписей, реквизитов); . опрос и наблюдение за контрольными процедурами, которые не находят письменного подтверждения; . повторение процедур контроля (например: сверка записей по банковскому счету с выписками банка). Значение риска аудиторских процедур определяется величиной рисков Учета и Контроля. Для того, чтобы измерить вероятность необнаружения ошибки, аудитор предварительно оценивает вероятность того, что эта ошибка присутствует в учете и не выявляется системой контроля клиента. Рассчитанное вероятностное значение используется аудитором для расчета кол-ва доказательств, которые необходимо собрать. Это кол-во и составит аудиторскую выборку, объем которой будет обратно пропорционален величине риска аудит-ой процедуры.Если аудитор допускает в своей работе больший риск необнаружения, ему необходимо меньше доказательств, чем в том случае, когда для него приемлем низкий риск. Общий риск, т.о., есть доверительная вероятность правильности предположения об отсутствии ошибок в проверенном аудитором счете. Для определения доверительной вероятности отсутствия ошибки может использоваться мультипликативная модель зависимости 3 видов риска: P = I – (1 – I)*(1 – C)*(1 – R)Р - доверительная вероятность отсутствия ошибки;I - доверительная вероятность отсутствия ошибки в учете;C - доверительная вероятность выявления ошибки системой контроля;R – довер-ая вер-ть нахождения ошибки при проведении аудит процедур. Существует аддитивная модель, в которой значения I, C, R заменяются на соответствующие коэффициенты: р = i + c + r Каждой величине вероятности соответствуют определенные коэф-ты.Удобство - простота расчета риска аудит процедур по заранее установленным рискам учета и контроля. Аудитор заранее задает значения не зависящих от него коэффициентов I, C, R, выбирает общую доверительную вероятность проверки и расчитывает риск аудит проверки. r = р - i - c Признаки, указывающие на высокую вероятность присутствия ошибок: наличие ошибок в прошлом; необычные остатки по счетам; отраслевые и общеэкон-ие риски; необычные изменения в течение года; риски в деят-ти руководства; наличие ошибок в орг-ции учета; применение неверных учетных методик; значительная стоимость или высокая ликвидность; несистематические (неповторяющиеся) учетные записи; операции с повышенным риском имошенничеством.

Наши рекомендации