Назовите основные источники формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей.
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей — это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.
Результаты выборочных обследований свидетельствуют, что основными финансовыми ресурсами для индивидуального предпринимательства и малого бизнеса являются не внешние поступления, а денежные доходы и накопления, т.е. их собственные средства. Внешние поступления в составе финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей имеют значительно меньший удельный вес.
Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Совокупный доход предпринимателя уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода (в состав расходов входят материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты).
Так же, как и другие субъекты хозяйствования, индивидуальный предприниматель осуществляет управление финансами своего предприятия. Эта работа включает ежегодную разработку финансовых планов, ведение финансового учета и отчетности, анализ финансовых показателей деятельности за текущий и прошедшие периоды, контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов, выполнением финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. В ходе управления финансами используются элементы финансового менеджмента, разработанного для крупных и средних предприятий, в том числе управление оборотными средствами, финансовыми рисками, производственными затратами, инвестиционными вложениями.
33. Какие виды производственных расходов могут отсутствовать у индивидуальных предпринимателей?
Состав производственных затрат индивидуальных предпринимателей может существенно отличаться от затрат коммерческих организаций со статусом юридического лица. Большинство индивидуальных предприятий являются семейными хозяйствами, где не используется наемная рабочая сила и не формируется фонд оплаты труда. Оплата труда членов семьи включается в предпринимательский доход наравне с прибылью. При использовании жилого помещения и другого имущества семьи для производственной деятельности ремонт и износ части основных фондов, коммунальные платежи и некоторые другие производственные расходы могут покрываться за счет семейного бюджета.
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.
34. Какие существуют системы налогообложения индивидуальных предпринимателей?
На настоящий момент в стране, согласно налоговому кодексу Российской Федерации, действует следующие системы и режимы налогообложения, рекомендуемые для использования индивидуальными предпринимателями:
1)Общий режим (предусматривает уплату подоходного налога физ. лицами);
2)Упрощённая система (УСН);
3) Вменённая система (ЕНВД) – предусматривает уплату единого налога (ЕД) на вменённый доход при занятии определёнными видами деятельности или предпринимательством, связанным с ведением сельского хозяйства.
Все физические лица, которые занимаются какой-либо предпринимательской деятельностью, обязаны вовремя и в установленном порядке представлять требуемые отчётные документы в налоговые органы.
УСН. При данной системе налогообложения некоторые виды налогов упразднены и заменены единым ЕН (единым налогом), сумма которого рассчитывается исходя из результатов деятельности ИП за налоговый период. Упрощённая система налогообложения действует на всей территории Российской Федерации без ограничений.
Правила применения упрощенной системы налогообложения и правила его исчисления предусмотрены налоговым кодексом Российской Федерации в главе 26,2 «Упрощённая система налогообложения».
ЕНВД. Для данной системе налогообложения характерно отсутствие требования уплаты таких налогов, как НДФЛ, НДС и некоторых других. Они заменены таким налогом, как ЕНВД – единым налогом на вменённый доход (для отдельных видов деятельности). Остальные же налоги ИП уплачивает согласно другим режимам налогообложения, в том числе и страховые взносы на пенсионное обеспечение.
Данная система устанавливается законодательными и нормативно-правовыми актами органами муниципального управления районов, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Поэтому ЕНВД действует не на всей территории Российской Федерации, а только при принятии определённого законодательного акта уполномоченными лицами.
ЕСХН. Эта система применяется только для ИП, которые занимаются производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и товаров. Для ЕСХН характерно отсутствие обязательства для уплаты таких налогов, как НДФЛ, НДС, налога на имущество. Они все заменены одним налогом – ЕСХН, сумма которого рассчитывается согласно результатам от ведения хозяйственной деятельности ИП за налоговый период.
Общая система налогообложения. При общей системе налогообложения индивидуальный предприниматель должен платить все налоговые платежи и взносы, которые предусмотрены налоговым кодексом, если только он не освобождён от уплаты отдельных их видов специальными уполномоченными органами.
Раскройте содержание государственных и муниципальных финансов.
Государственные и муниципальные финансы - совокупность денежных отношений, возникающих в реальном денежном обороте между государственными и муниципальными органами управления и другими экономическими субъектами, в процессе которых происходит формирование и использования централизованных денежных фондов для финансирования расходных обязательств государства и муниципального образования.
От эффективного функционирования государственных финансов зависит поступательное развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, стабильность и достаточность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства как суверенного заемщика.
Государственные и муниципальные финансы характеризуется большим многообразием видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под воздействием процессов реформирования сектора общественных услуг, глобализации финансовых рынков, усиления стабилизирующей роли государства в экономике.
В составе сферы государственных и муниципальных финансов можно выделить следующие организационные формы бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты.
В РФ государственные финансы выступают одной из наиболее динамично развивающихся сфер финансовой системы. Особую актуальность приобретают вопросы поиска эффективных форм и методов использования фондов денежных средств государства, способствующих модернизации экономики и выводу ее на принципиально иной уровень развития. В этой связи изучение содержания и закономерностей финансов государственного и муниципального сектора, тенденций их развития представляется чрезвычайно актуальным и необходимым, так как позволяет получить системный взгляд на функционирование финансовой системы государства в целом, понимать специфику бюджетно-налогового регулирования экономики, использовать инструменты бюджетного финансирования в хозяйственной деятельности.
Понимание закономерностей функционирования государственных и муниципальных финансов, основ построения бюджетной системы позволяет анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать возможное их развитие в будущем, понимать цели бюджетной политики и инструменты их достижения. Любой гражданин как получатель бюджетных услуг должен уметь определять степень ответственности каждого уровня бюджетной системы за реализацию закрепленных обязательств, четко знать свои права и обязанности в области получения государственных услуг, а также уметь использовать основные формы государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ.