Основные этапы решения задачи выбора поставщика
ЗАКУПОЧНАЯ ЛОГИСТИКА
Информационные задачи закупочной логистики
Определение потребности в материальных ресурсах
выявляются потребители МР внутри предприятия, производится расчет потребностей в МР, устанавливаются требования к весу, размеру, сервису и другим параметрам поставок.
Исследование рынков закупок
Исходным пунктом исследования рынка должна быть точно сформулированная постановка предмета и целиисследования.
Исследование рынков закупок включает:
1) анализ поведения рынка поставщиков
2) оценку рисков, связанных с выходом на конкретный рынок;
3) определение всех возможных поставщиков и их предложений по товарам, ценам, условиям, гарантиям, перспективам деятельности и т.д.
сбор информации не только об ассортименте товаров на рынке закупок, но и о ценах, возможных сроках поставок, транспортных расходах и поиск их оптимального сочетания.
1.2.3. Задача "сделать или купить"
Не существует предприятий, которые могли бы самостоятельно производить все используемые в своей деятельности ресурсы. Поэтому актуальной является задача принятия решения "сделать или купить" (MOB – Make-or-Buy Problem) о том, закупать ли те или иные материалы, комплектующие изделия, детали или производить самим. Для этого необходим учет внешних и внутренних факторов.
К внешним факторам принятия решений относится степень развития логистических отношений в данной экономической системе, чем более они развиты, тем выше надежность поставок и тем ниже риск потерь.
К внутренним факторам принятия решений относятся условия на самом предприятии.
К плюсам самостоятельного производства относятся: снижение зависимости предприятия от поставщиков, от колебаний рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости функционирования предприятия; возможность непосредственного управления качеством комплектующих на стадии их производства и др.
К плюсам внешних закупок относятся,как правило: более высокое качество и низкая себестоимость комплектующих вследствие специализации производителя; концентрация усилий на основном виде деятельности; гибкость в изменении видов выпускаемой продукции за счет быстрого получения требуемых МР от поставщиков и отказа от ставших ненужными поставок и др.
В табл.1.1 представлены условия, при которых может быть (но не обязательно) принято решение о внешних закупках или собственном производстве.
Таблица 1.1
Условия выгодности закупок или собственного производства
Факторы | Выгодность | |
внешних закупок | собственного производства | |
Потребность | невелика | стабильна и достаточно велика |
Необходимые мощности | отсутствуют | присутствуют |
Необходимые кадры | отсутствуют | присутствуют |
Поставщики исходных МР для производства комплектующих | доступны (ассортимент, качество, цены и др.) | недоступны |
Транспортные тарифы | невысокие | высокие |
Помимо анализа перечисленных факторов, для принятия такого решения необходимо определить и сопоставить затраты на закупку и на собственное производство. В целом затраты на закупку определяютсяценой поставщика, но при этом включают: затраты на оформление заказа; транспортировку; страхование; упаковку; складирование; обработку (переработку, сортировку и т.п.); оплату персонала, связанного с закупками и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача выбора поставщика
Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок, поставщикам – весьма трудоемкий и долгий процесс. В большинстве организаций имеется список проверенных поставщиков, оказывавших им в прошлом приемлемые услуги, или тех, которые известны своей надежностью. Если в списке подходящего поставщика нет, организация должна его найти. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. Тем не менее, существуют стандартные этапы решения этой задачи.
Основные этапы решения задачи выбора поставщика
1. Поиск потенциальных поставщиков:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов, профессиональных журналов, каталогов;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка, деловые и личные контакты с возможными поставщиками.
2. Анализ потенциальных поставщиков по критериям:
- цена и условия финансирования;
- качество продукции;
- надежность поставок (соблюдение договоров по срокам поставки, по ассортименту, комплектности, качеству и количеству продукции);
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- хорошая репутация;
- удобная и легкая система закупок;
- психологический климат у поставщика;
- способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
- финансовая стабильность;
- долгосрочная перспектива деятельности поставщика и возможность формирования долгосрочных отношений.
3. Оценка потенциальных или существующих поставщиков на основе:
- критериев выбора поставщика;
- анализа значимости товара (для которого закупаются МР) для производственного или торгового процесса;
- значимости (важности) каждого критерия;
- оценок поставщиков по каждому критерию.