IV. Экономические основы лизинговых сделок
Виды лизинговых платежей различаются по форме, методу начисления, периодичности выплат и способу уплаты (схема 1).
Как мы уже отмечали, формы платежа бывают денежные, компенсационные (товарами, встречными услугами) и смешанные.
По методам начисления платежи подразделяют на четыре вида: с фиксированной общей суммой, включающей амортизационные отчисления, плату за пользование заемными средствами, комиссионные лизингодателя, плату за дополнительные, сервисные услуги по сделке; платежи с авансом (депозитом) в момент подписания договора (не более 10—30% стоимости объекта), после подписания акта вносится остальная сумма — периодическими платежами; минимальные платежи сумма всех лизинговых платежей за весь период лизинга, а также сумма за выкуп имущества после окончания договора; неопределенные платежи — в процентах от стоимости имущества (1—8% за год), объема реализованной продукции или прибыли.
В зависимости от периодичности выплат различают ежегодные, поквартальные и ежемесячные, а также единовременные платежи с авансом.
Способ уплаты может быть различным — равными долями; с увеличивающимися размерами (прогрессивным) — при неустойчивом финансовом положении пользователя, когда ему легче внести сначала небольшую сумму, а по мере наращивания объемов работы увеличивать выплаты; с уменьшающимися (дигрессивными) выплатами (ускоренные платежи) — в начале периода лизинга выплачивается большая часть суммы, что приемлемо для устойчивых пользователей.
Лизинговые платежи включают:
• амортизационные отчисления;
• комиссионные выплаты;
• плату за заемные денежные средства;
• за дополнительные услуги и НДС.
Схема 1. Виды лизинговых платежей.
1) Величина амортизационных отчислений в составе лизинговых платежей рассчитывается по формуле:
где На – норма амортизации на полное восстановление;
Тл – срок лизингового договора;
С – среднегодовая стоимость.
2) Плату за кредитные ресурсы определяют следующим образом:
где Вк – величина кредитных ресурсов, привлекаемых для лизинговой сделки;
Кс – кредитная ставка, %.
При этом величина кредитных ресурсов
где Сн и Ск – стоимость объекта лизинга соответственно на начало и конец года.
Ниже приводится порядок расчёта других показателей.
3) Размер комиссионных выплат
где Кв – ставка комиссионных вознаграждений, %.
4) Плата за дополнительные (сервисные) услуги
где РК – командировочные расходы лизингодателя;
РУ – расходы на услуги (юридические консультации, информации и другие услуги по эксплуатации оборудования);
РР – расходы на рекламу лизингодателя;
РД – другие расходы на услуги лизингодателя.
5) Налог на добавленную стоимость в бюджет
где В – выручка по лизинговой сделке, облагаемая НДС;
20 – ставка НДС, %.
При этом выручка по лизинговой сделке
.
6) Общая сумма лизинговых платежей
где ТП – таможенная пошлина.
Величина лизинговых взносов определяется в соответствии с их периодичностью:
а) при ежегодной выплате:
б) при ежеквартальной:
в) при ежемесячной:
где Тл – срок лизингового договора.
В каждом случае расчёт лизинговых платежей будет зависеть от вида лизинга и вида платежей.
Тема лекции: Маркетинговая деятельность на предприятии
В данной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1.Роль маркетинга в экономике предприятия.
2.Сущность, основные принципы и функции маркетинга.
3.Формирование товарной политики и рыночной стратегии предприятия.
4.Организация маркетинговой службы на предприятии.
5.Управление маркетингом на предприятии.
Маркетинг- это система управления производством и реализацией товаров, ориентированная на рынок.
Цель маркетинга - получение максимальной прибыли путем удовлетворения потребностей покупателей.
Маркетинговая деятельность опирается на ряд принципов.
Первый принцип- знание рынка, всестороннее изучение потребителей, их вкусов и желаний.
Второй принцип - приспособление к рынку, выпуск товаров, соответствующих спросу.
Третий принцип - воздействовать на рынок, формировать спрос, стимулировать продажу.
Функции маркетинга - это основные специализированные виды деятельности, которые осуществляются в процессе маркетинговой деятельности для достижения её стратегических и тактических целей.
Основными функциями маркетинга являются:
- маркетинговые исследования и сбор информации;
- планирование ассортимента продукции;
- сбыт и каналы распределения продукции (товародвижение);
- реклама и стимулирование сбыта;
Душой маркетинга являются потребности людей. Выявление потребностей, анализ их структуры, изменений - ключевой пункт стратегии предприятия. Изучение товара является одной из составляющих комплексного исследования рынка. Анализ товара дает понимание того, что хочет иметь потребитель.
Какие свойства товара (надёжность, дизайн, технический уровень, срок службы и др.) наиболее привлекают потребителей?
Задача маркетинга - удлинить продолжительность жизненного цикла товара на рынке. Жизненный цикл товара состоит из нескольких этапов и стадий:
1. исследование и разработка;
2. внедрение;
3. рост;
4. зрелость;
5. cпад;
Маркетинг, как надёжный и бессменный куратор, сопровождает товар на всех этапах его жизненного цикла, помогает производителю добиться получения максимальной прибыли.
Благополучие предприятия обеспечивается надёжно тогда, когда жизненные циклы различных товаров, выпускаемых им, перекрывают друг друга. Это означает, что ещё до момента насыщения рынка этим товаром на рынок должен быть введён уже следующий, новый товар. Появление разрыва между циклами во времени часто ведёт к потере предприятием позиций на рынке, снижению его экономических показателей.
Управление маркетингом осуществляется путем:
1 Организации маркетинговой деятельности предприятия (службы маркетинга)
2 Путем разработки и осуществления программы маркетинга
Различают различные виды организации службы маркетинга:
- функциональная;
- товарная;
- товарно–функциональная;
- рыночная.
Для эффективной работы службы маркетинга на предприятии является создание необходимой организационной структуры в форме специальных служб маркетинга. Основной задачей этих структур должно быть осуществление взаимодействия планово экономических, финансовых, технологических и производственных служб маркетинга.
Организационная структура службы маркетинга определяется назначением выпускаемой продукции, масштабами производственной и бытовой деятельности, количеством рынков на которых действует предприятие.
Программа маркетинга.
В узком толковании программа маркетинга – это документ, определяющий конкретную деятельность предприятия на рынке.
В более широком смысле программа рассматривается как непрерывный процесс планирования, анализа и контроля маркетинговой деятельности, направленный на соответствие требованиям рынка.
Базой для составления программы является комплексное исследование рынка, которое дает полное представление о внешних условиях деятельности предприятия. Исследуются также реальные возможности предприятия ( внутренние условия).
С этой целью используется ситуационный анализ, который позволяют проанализировать потенциал фирмы и пределы его возможного использования.
На основе анализа внешних и внутренних условий определяются цели развития предприятия. Целями могут быть и рост продаж и основание доли рынка, и повышение престижа предприятия и др.
Стратегическое планирование в маркетинге направлено на достижение целей с эффективным использованием всех ресурсов предприятия (материальных, трудовых, финансовых).
Стратегический план маркетинга является основополагающим документом, который устанавливает, какие маркетинговые и в какие сроки должна проводить фирма.
Тактическое планирование конкретизирует стратегический план маркетинга. Она включает в себя разработки конкретных заданий на ближайший период в области ассортиментной, торговой, ценной, финансовой рекламной политики предприятия.
Важным элементом управления маркетинга является маркетинговый контроль.
Он осуществляется в трех формах:
- стратегический контроль,
- ежегодный плановый контроль,
- контроль прибыльности.
Стратегический контроль – это периодическая и всесторонняя проверка маркетинговой деятельности предприятия, чтобы выявить соответствие выбранной стратегии фирмы реальным процессам, идущим на рынке.
Ежегодный плановый контроль – это контроль достижения намеченных целей (объем продаж, доля занимаемого рынка, отношение потребителей к товару и т.д.).
Контроль прибыльности проводится на основе баланса прибыли и убытков, соотношения затрат и полученных результатов.
Тема: «Финансовые аспекты предпринимательской деятельности»
В данной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Финансовые предприятия: понятие, функции финансов, структура финансовых ресурсов.
2. Источники финансирования, финансовый рынок.
3. Ценные бумаги, виды ценных бумаг, поведения фирмы на рынке ценных бумаг.
4. Система налогообложения, виды налогов.
Краткое содержание темы.
1. Финансовые ресурсы предприятия – это денежные средства, имеющиеся в распоряжение предприятия и предназначенные для осуществления текущих затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования работников.
Функции финансов
1) распределительная, которая заключается в том, что с их помощью формируются и используются все денежные доходы и фонды, имеющиеся на предприятии.
2) воспроизводственная, которая состоит в обслуживании кругооборота основного и оборотного капитала на предприятии.
3) контрольная – это финансовый контроль за деятельностью предприятия.
Структура финансовых ресурсов предприятия
Финансовые ресурсы предприятия | ||
Образуемые за счет собственных и приравненных к ним средств: | Мобилизуемые на финансовом рынке: | Поступающие в порядке перераспределения: |
1. Прибыль от основной деятельности; | 1. продажа собственных ценных бумаг; | 1. Страховые возмещения; |
2. Прибыль от реализации выбывшего имущества; | 2. Дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; | 2. финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур; |
3. Прибыль от внерелизационных операций; | 3. Кредит; | 3. Финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; |
4. Амортизация; | 4. Операции с иностранной валютой; | 4. бюджетные субсидии и др. |
5. Устойчивые пассивы; | 5. Операции с драгоценными металлами. | |
6. Паевые и иные взносы членов трудового коллектива и др. |
3.Ценные бумаги, виды ценных бумаг, поведение фирмы на рынке ценных бумаг.
Ценные бумаги – это особым образом оформленные документы, свидетельствующие о правах на определенное имущество или денежную сумму.
Виды ценных бумаг: облигация, акция, векселя, сертификаты и др.
Акция – ценная бумага, которая представляет собой свидетельство о внесении капитала (доли, пая) в общий капитал акционерного общества.
По характеру распоряжения акции могут быть: именными и на предъявителя.
По характеру получения дивиденда и наличию права голоса акции могут быть:
- обычные (рядовые);
- привилегированные.
Контрольный пакет – это пакет акций, обеспечивающий его владельцу (владельцам) контроль над деятельностью общества.
Доход, приносимый акцией называется дивидендом. Его величина определяется отношением величины прибыли, распределяемой на выплаты дивидендов к общему количеству акций.
Ценные бумаги имеют номинальную цену (номинал) обозначенную на них и рыночную цену, по которой они продаются и покупаются.
Существует два курса ценных бумаг:
- курс покупки;
- курс продажи.
Средний курс ценной бумаги равен:
Доход по ценной бумаге * 100%
Средняя ставка процента по вкладам
Средний курс акции равен:
Ставка дивиденда * Номинал
Средняя ставка процента по вкладам
Котировка ценных бумаг – это определение курса их покупки и продажи на определенный момент времени.