Выбор места расположения предприятия
Речь идет о географическом месте, на котором должны находиться помещения предприятия (административные здания, производственные цехи, участки, оборудование и др.). В случаях, когда помещения и оборудование размещены по различным местам, предприятие будет иметь несколько мест расположения. Так, некоторые предприятия сервиса сталкиваются с необходимостью выполнения некоторых производственных операций отдельно от основного места расположения предприятия. К ним можно отнести сервисные операции по скорому медицинскому обслуживанию, выездной химчистки помещений и др. Для оказания подобного рода услуг важным является принятие решений относительно размещения основного состава оборудования.
Выделяют два основных способа выбора места расположения предприятия:
ограниченный выбор, который связан с определенными материальными (технологическими) предпосылками. Подобный выбор часто испытывают предприятия, занимающиеся разработкой природных ресурсов (например, угольные шахты, лесозаготовительные производства и т.п.);
свободный выбор – это такой выбор, когда предприятие может найти себе место, которое его устраивает.
Выбор места расположения предприятия связан с местом размещения производственных мощностей. К важнейшим факторам, влияющим на указанный выбор, относятся: близость к рынкам сбыта, доступность рабочей силы, доступность места расположения для транспортных систем, наличие инфраструктуры, а также внешнеэкономические факторы.
Расположение вблизи рынка сбытапродукции или услуги способствует быстрому и своевременному обслуживанию. Как показала практика, расположение предприятия влияет на затраты, связанные с транспортировкой готовой продукции по рынкам сбыта, которые могут достигать до 25% цены реализации.
Трудовые ресурсы, при выборе места расположения предприятия, оцениваются с учетом: наличия рабочей силы, обладающей необходимыми навыками или готовыми к обучению; уровня оплаты труда, которая связана не только с выплатами заработной платы, но и с отчислениями в Пенсионный фонд; уровня социальных притязаний (бесплатное питание, дополнительные дни отдыха).
В промышленном производстве и в торговле большое значение имеет доступность места расположения для транспортировки сырья, материалов, готовой продукции и доступность для покупателей места реализации товаров. Этот фактор имеет принципиальное значение для производств, потребляемых материальные ресурсы в большом количестве и имеющих большие объемы продаж.
Внешнеэкономические факторы. Сильная внешняя зависимость предприятия часто обусловлена правовым регулированием поведения предприятия, а также социальными ограничениями, условиями взаимодействия с природной средой. К внешнеэкономическим факторам можно также отнести налоговые различия в регионах, таможенные затраты, государственные дотации и субсидии.
Работа по поиску оптимального размещения предприятия и его объектов может рассматриваться как важное направление инвестирования, требующего экономического обоснования. Объектами инвестиций могут быть: затраты на здания, сооружения, на новое строительство, на расширение производства, на техническое перевооружение и др. Требуемые инвестиции существенно различаются для различных мест расположения предприятия. Выбирая месторасположение своих объектов, предприятие принимает решение о значительных капитальных вложениях с достаточно продолжительным сроком окупаемости. Предприятие совершает долговременные затраты, рассчитывая на возможность устойчивого получения прибыли в течение длительного времени.
Место расположения предприятия может изменять затраты на производство, увеличивая или понижая их. Предприятие должно выбирать то место расположения, где зависящие от него результаты в наибольшей степени превышают соответствующие затраты. В отличие от производственного сектора, где решение проблемы размещения увязываются с минимизацией затрат, в сфере сервиса внимание, как правило, сосредоточено на максимизации выручки. Наилучшим размещением для сферы услуг является такое, которое обеспечивает получение наибольшей выручки при заданном объеме услуг. Функционирование предприятий услуг во многом будет зависеть не только от места расположения, способствующего повышению уровня контакта с клиентами, но и от внешнего вида помещения.
6.3. Формирование пространственной сети поставщиков
Предприятия, функционирующие на рынке, одновременно являются и поставщиками ресурсов для своих заказчиков, и потребителями по отношению к предприятиям, у которых закупаются ресурсы для производственной деятельности. Важным моментом деятельности любого предприятия является выбор поставщика. В основу выбора должен быть положен анализ множества факторов, поскольку от грамотного выбора поставщика зависит успешное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе.
В качестве направлений при выборе поставщика могут быть:
выбор между уже имеющимися проверенными поставщиками, с которыми установлены деловые связи;
поиск нового поставщика путем анализа рынка.
К требованиям выбора поставщиков относятся:
доступность источников снабжения;
качество возможных поставок;
имидж возможных поставщиков.
Доступность источников снабжения проявляется, прежде всего, в наличии необходимых объемов поставок и выгодных условий транспортировки. Качество возможных поставок во многом основывается на соответствии поставщика критериям качества производимых изделий, размера поставки, цены послепродажного обслуживания и географического расположения. Имидж поставщиков подтверждается их финансовым состоянием, качеством менеджмента и производственными возможностями.
Эффект от работы с поставщиками приводит к следующим положительным результатам:
не допускаются избыточные объемы материальных запасов;
исключается потребность в частом пересмотре планов загрузки производственных мощностей;
исключается необходимость увеличения затрат, направленных на обеспечение скорости материального потока.
Пространственная планировка предприятия, цехов, рабочих мест
Данная планировка направлена на организационное проектирование производственного процесса в пространстве. Это есть пространственное расположение цехов, участков основного производства и производственной инфраструктуры (вспомогательных и обслуживающих производств) на территории предприятия, осуществляемое, как правило, по генеральному плану предприятия, разрабатываемому при его создании. Генеральный план предприятия представляет собой графическое изображение его территории со всеми зданиями, сооружениями, коммуникациями, путями сообщения.
К основным этапам выполнения пространственной планировки цеха (помещения) можно отнести:
расчет размера производственных, вспомогательных и обслуживающих площадей;
выбор типа здания (или зданий), определение размера и числа пролетов здания (зданий);
определение рационального варианта пространственной планировки цеха и создание графического изображения планировки цеха.
Рациональная планировка цехов (помещений) должна удовлетворять следующим основным требованиям:
обеспечение гибкости производственной (операционной) системы (возможность внесения изменений в процессе изготовления изделий или обслуживания клиентов);
относительная простота (отсутствие дублирующих или чрезмерных раздробленных мелких подразделений);
наиболее полное использование имеющихся площадей;
соблюдение принципа прямоточности организации производственных процессов;
удобство для потребителей во время обслуживания.
Процесс планировки помещений и размещения оборудования требует обязательного учета целей различных заинтересованных групп. Так, для торговых предприятий целью является удлинение маршрута передвижения покупателей, чтобы во время следования они могли обратить внимание на весь ассортимент предлагаемых товаров. Для покупателя же важнее быстро найти нужный товар и сократить время пребывания на предприятии. Для промышленных предприятий требуются грамотное размещение производственных мощностей и рациональная планировка рабочих мест, что позволит добиться наличия достаточного рабочего пространства, отсутствия «узких мест», сдерживающих передвижение материальных потоков.
Существуют три типа планировки рабочих мест / процессов в пространстве: функциональная, линейная (поточная) и фиксированная позиционная.
При функциональной планировке операционные ресурсы группируют по отдельным участкам по признаку выполняемой работы (процесса). Этот способ расположения называют по технологическому (функциональному) принципу. Например, в механическом цехе все токарные станки группируются на одном участке, все шлифовальные – на другом и т.д. В парикмахерской оборудование, необходимое для выполнения разных процессов (стрижки или маникюра), располагается в разных помещениях. Подобная планировка используется в единичном и мелкосерийном производстве.
При линейной (поточной) планировке все рабочие места размещены последовательно в соответствии с технологическим процессом, с теми операциями, которые требуются для выпуска готового продукта или обслуживания клиента. Эту планировку применяют в массовом производстве, где каждое изделие (каждый клиент) фактически проходит одни и те же операции обработки или обслуживания.
При фиксированной позиционной планировке изделие или обслуживаемый клиент относительно неподвижны, к месту работы подают (по мере необходимости) различные производственные ресурсы. Такого типа планировка используется в случаях, когда перемещение изделия невозможно из-за большого веса, габарита, объема (например, сборка самолета) или нежелательно (например, реанимационное отделение больницы).