Разработка финансовой стратегии
Финансовая стратегия компании – это часть общей стратегии развития бизнеса, согласованная с ее целями и задачами. Финансовая стратегия – это стратегия комплексного управления активами и пассивами компании. Она включает стратегию привлечения финансовых ресурсов, в рамках которой определяется потребность во внешних источниках финансирования (кредитную стратегию), и дивидендную политику, а также стратегию размещения финансовых ресурсов (инвестиционную стратегию), в рамках которой определяется потребность в инвестициях в простое и расширенное воспроизводство.
Для обоснования финансовой стратегии необходимо разработать рыночную стратегию компании, в рамках которой обосновывается, на каких рынках будет работать компания, каков прогнозируемый темп роста продаж, какова номенклатура выпускаемой продукции, каков комплекс маркетинга. Рыночная стратегия дает возможность разработать операционную стратегию, которая определяет объем и технологию производства, потребность в производственных ресурсах и затраты на них. На основе этих расчетов определяется потребность в инвестициях в реальные и финансовые активы, необходимые для реализации заданного темпа прироста объема продаж. Финансовая стратегия – это центральный блок обшей стратегии развития бизнеса, объединяющий рыночную, операционную, инвестиционную, кредитную стратегии компании. С одной стороны, финансовая стратегия выполняет функции связующего звена, объединяя все перечисленные стратегии, а с другой – механизма оценки финансовой эффективности выбранной стратегии развития бизнеса.
Цель финансовой стратегии – обеспечить общую стратегию развития бизнеса финансовыми ресурсами и в конечном итоге максимизировать стоимость бизнеса. В процессе разработки стратегии в комплексе оценивается будущее финансово-экономическое состояние предприятия с учетом выявленных тенденций, а также экспертных оценок возможного изменения ключевых показателей внешней и внутренней среды. Наиболее существенные параметры внешней среды – конъюнктура рынков, на которых организация функционирует как продавец, реализуя свою продукцию, и как покупатель, закупая необходимые ресурсы, в том числе финансовые, трудовые и материальные. Параметры внутренней среды, которые необходимо учитывать при прогнозировании, — это изменения в номенклатуре выпускаемой продукции и в технологии, которые оказывают влияние на показатели ресурсоемкости продукции, политика в отношении оборотного капитала, потребность в инвестициях, дивидендная политика.
Методика прогнозирования увязывает три основных финансовых документа: прогнозный баланс, прогноз прибылей и убытков, прогноз движения денежных средств. Прогноз прибылей и убытков позволяет управлять операционной эффективностью бизнеса, прогнозный баланс – стоимостью активов и источников их финансирования, а прогноз движения денежных средств – ликвидностью организации. Эти документы в целях прогнозных расчетов представляются в агрегированной форме, что позволяет рассчитывать определяющие финансовые показатели организации, не вдаваясь в излишнюю детализацию. Методика предусматривает компьютеризированные вариантные расчеты показателей, отличающиеся оценкой перспектив развития организации.
Прогнозирование основано на результатах анализа и понимании сложившегося положения дел в организации, ключевых соотношений финансовых показателей, а также их изменений в будущем. Для обоснования исходных данных используют методы экстраполяции и экспертных оценок, т.е. обоснование исходных данных на основе профессионального суждения аналитика, который, осуществляя анализ внутренней и внешней среды предприятия, составляет наиболее вероятные прогнозы исходных показателей. Стратегическое планирование должно ориентироваться на такие ценностные критерии, как эффективность операционной деятельности, доверительные отношения с клиентами и высокое качество продукта, поэтому в ходе прогнозных расчетов необходимо контролировать все три критерия.
Эффективность операционной деятельности контролируется через ресурсоемкость продукции и продолжительность производственного цикла; отношения с клиентами – через темп прироста выручки от продаж, а конкурентоспособность продукции – через маржу прибыли.
Исходным пунктом является прогноз будущего темпа прироста выручки, который строится на основе экспертных и статистических методов. В частности, для обоснования будущего темпа прироста объема продаж необходимо оценить изменение емкости рынков, на которых работает предприятие, и изменение рыночной доли предприятия. Кроме того, при прогнозировании темпа прироста выручки необходимо учесть величину и качество имеющихся производственных мощностей предприятия, при наличии в прошедших периодах значительных инвестиций можно прогнозировать более существенный рост выручки.
Кроме прогноза изменения выручки для составления финансовых прогнозов необходимы данные по ресурсоемкости продукции, капитальным вложениям, продолжительности составляющих финансового цикла, коэффициенту дивидендных выплат.
Прогнозные показатели ресурсоемкости продукции необходимы для прогнозирования будущих расходов и прибыли организации от основной деятельности; показатели ресурсоемкости определяются их значениями в прошедших периодах, а также прогнозами изменений в номенклатуре выпускаемой продукции и технологии, которые могут их изменить.
Прогнозная потребность в капитальных вложениях необходима для определения прогнозной стоимости внеоборотных активов. Эта потребность обосновывается оценкой состояния основных средств и, следовательно, потребности в капитальных вложениях для нужд простого воспроизводства. Для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства учитывается темп прироста объема производства и продаж, уровень загрузки производственных мощностей, а также относительные показатели фондоемкости, показывающие необходимый прирост стоимости основных средств для обеспечения запланированного роста объема производства и продаж.
Прогнозная продолжительность составляющих производственного, операционного и финансового циклов необходима для обоснования потребности в оборотном капитале. Она зависит от схемы закупки сырья и материалов, продолжительности производственного процесса, кредитной политики организации в отношении ее покупателей и предоставляемой им отсрочки, стратегии управления высоколиквидными активами. Прогнозируя характеристики финансового цикла необходимо учитывать сложившиеся в организации показатели ликвидности и соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью, а также желательные направления изменений этих показателей.
Прогнозный коэффициент дивидендных выплат, определяющий размер важнейшего источника финансирования организации – нераспределенной прибыли, обосновывается оценкой дивидендной политики в прошлых периодах и факторов, которые должны учитываться при ее разработке на будущее. В частности, при обосновании будущей дивидендной политики необходимо учесть рентабельность инвестированного капитала организации, ее финансовую устойчивость, интересы акционеров и т.д. При высокой рентабельности активной инвестиционной деятельности, неустойчивом финансовом положении, отсутствии собственных оборотных средств, преобладании в уставном капитале долей стратегических собственников дивидендные выплаты должны быть минимальны.
Исходными данными для прогнозных расчетов служат отчетные показатели баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств, а также следующие прогнозные показатели:
• темп прироста объема производства и реализации продукции (То)
• темп прироста цен на выпускаемую продукцию (Тц);
• материалоемкость продукции (МЕ);
• зарплатоемкость продукции (ЗЕ);
• налогоемкость по платежам в социальные фонды (НЕ);
• средняя норма амортизации (nа);
• прочая ресурсоемкость (РЕп);
• прочий результат (без процентных платежей) (ФРпр);
• средняя ставка налогообложения бухгалтерской прибыли (tр);
• капитальные вложения во внеоборотные активы (КВ);
• средняя продолжительность оборота запасов (Т3);
• средний срок погашения дебиторской задолженности (Тдз);
• нормативное отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к оборотным активам (кл);
• средний срок погашения кредиторской задолженности (Ткз);
• отношение НДС по приобретенным ценностям к запасам (кндс);
• средняя ставка налога на добавленную стоимость (сндс);
• коэффициент дивидендных выплат (кд);
• процентная ставка по долгосрочным обязательствам (rд);
• процентная ставка по платным краткосрочным обязательствам (кредитам и займам) (rк).
На первом этапе рассчитываются показатели прогноза прибылей и убытков, поскольку от него зависят многие статьи прогнозного баланса, в частности объем запасов, размер дебиторской и кредиторской задолженности, а также размер собственного капитала, изменение которого связано с нераспределенной прибылью.
На втором этапе прогнозных расчетов строится прогноз показателей баланса. Прогнозный баланс в агрегированном виде содержит следующие позиции в активах: внеоборотные активы; запасы; НДС по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность; краткосрочные финансовые вложения и денежные средства. Пассив баланса состоит из пяти укрупненных элементов: инвестированного собственного капитала, значение которого остается постоянным, если не предполагается внесение и изъятие вкладов участников из уставного капитала; накопленного собственного капитала; долгосрочных обязательств; краткосрочных платных обязательств; кредиторской задолженности и приравненных к ней краткосрочных обязательств (задолженности участникам по выплате доходов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, прочих).
На третьем этапе строится прогноз показателей движения денежных средств. Эти показатели прогнозируются в последнюю очередь, поскольку для их расчета необходимы показатели как прогноза прибылей и убытков, так и прогнозного баланса. Прогноз движения денежных средств выполняется прямым и косвенным методами.
На заключительном этапе прогнозных расчетов определяются значения важнейших экономических индикаторов (КРI), они необходимы для того, чтобы контролировать достижение поставленных целей и оценивать изменение экономического положения организации в будущем:
1) первичные факторы стоимости бизнеса, а именно: рентабельность инвестированного капитала, средневзвешенная стоимость капитала, темп роста инвестированного капитала, соотношение между которыми является индикатором того, создает ли бизнес стоимость;
2) показатели, отражающие динамику развития организации (темп прироста выручки, инвестированного капитала, валюты баланса, чистой прибыли);
3) показатели эффективности деятельности (в частности, рентабельность продаж, оборачиваемость активов);
4) показатели финансовой устойчивости организации (в частности, ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, автономии);
5) показатели эффективности управления ресурсами организации (в частности, фондоотдача, оборачиваемость оборотных активов производительность труда).
На заключительном этапе прогнозных расчетов выполняются сценарные расчеты, которые реализуются при изменении ключевых исходных данных и показывают чувствительность прогнозных показателей к изменениям внешней и внутренней среды организации. Проверка на оптимальность выбранного варианта прогноза осуществляется по критерию «стоимость бизнеса», который для заданных интервалов исходных данных должен быть максимальным.