Регулирование отношений несостоятельности в зарубежной практике
Регулирование несостоятельности является наиболее динамично развивающейся областью права в западных странах, при этом экономика государства диктует необходимость постоянного обновления соответствующих норм. В отличие от российского правового обеспечения, законодательная база стран с развитой экономикой в течение времени изменяется с целью выработки норм, предупреждающих возможность возникновения несанкционированных банкротств. Так, по сведениям ФСФО России в
странах Европы 96% заявлений о процедуре банкротства подается должником, в то время как в России должники признают себя банкротами только в 4% случаях, и чаще всего - это ложные банкротства. В качестве еще одной отличительной особенности
российского процесса банкротства от зарубежных банкротств является преобладание банкротств юридических лиц над физическими лицами. По сведениям Отдела международных и общественных связей ФСФО России в Америке 80% дел о банкротстве относится к физическим лицам (Ратегова, 2002).
Существует целый ряд конкретных задач, на которые нацелено законодательство о банкротстве в странах с развитой экономикой. Самой важной из них является максимальное использование возможностей финансового оздоровления предприятий, которые посредством процедуры банкротства могут быть восстановлены, чтобы в последующем внести свой вклад в экономику страны. Так, из экономической литературы можно почерпнуть сведения, что законодательная база стран с развитой
рыночной экономкой обеспечивает механизм защиты от несанкционированных банкротств посредством рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в процессах банкротства и аннулирования неправомерных сделок.
На основании проведенного анализа зарубежной опыта, были выявлены следующие модели государственного регулирования процессов банкротства, при этом, под макроэкономической целью будет пониматься оздоровление национальной экономики в целом, под микроэкономической - восстановление финансовой устойчивости неплатежеспособного предприятия.
1.Во Франции законодательство о несостоятельности, основанное на признаке неоплатности, выполняет макроэкономическую цель: концепция системы правового регулирования несостоятельности, направленная, прежде всего, на сохранение действующих предприятий, базируется на утверждении, что целями законодательства онесостоятельности являются: сохранение действующих предприятий, сохранение рабочих мест, удовлетворение требований кредиторов.
2. Английская система законодательства, используя одновременно неоплатность и неплатежеспособность, выполняет макроэкономическую цель. Используется хорошо зарекомендовавшая себя модель, основная идея которой состоит в том, что лучше всего предоставить представителю владельца права «плавающего» обеспечения (аналогу российского управляющего) выбора пути процесса банкротства: ликвидация или восстановление платежеспособности.
3. Германская система регулирования несостоятельности основана на
неплатежеспособности при дополнительном условии неоплатности. Это, по мнению источников, соответствует задаче восстановления деятельности несостоятельного предприятия: реорганизация не является предпочтительней ликвидации, в тоже время микроэкономическая выгода предприятия умаляет преследования макроэкономической цели. Права кредиторов защищены достаточно хорошо. Переход к реабилитационной процедуре возможен только при наличии определенного уровня согласия кредиторов.
4. Американская система регулирования несостоятельности, где неплатежеспособность предусматривает признаки неоплатности, построена таким образом, что явное предпочтение предоставляется реорганизационной процедуре.
43. Государственное регулирование кризисных ситуаций.
В отличие от судебных процедур банкротства, где роль и влияние органов исполнительной власти существенно ограничены, процедуры финансового оздоровления должны проходить при значительном влиянии государства в лице Федеральной службы по финансовому оздоровлению (ФС ФО). ФС ФО координирует и контролирует первый заместитель Председателя Правительства РФ, в чьей компетенции находятся вопросы управления собственностью, рынка ценных бумаг.
Возможностью полного погашения организациями – налогоплательщиками имеющейся фискальной задолженности рассматривается межведомственными балансовыми комиссиями, создаваемыми ФС ФО при участии представителей, федеральных государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд общественного медицинского страхования, дорожный фонд, фонд соцстраха), федеральных отраслевых министерств и департаментов, и органов исполнительной власти, субъектов РФ.
Для проведения процедур несостоятельности ФСФО может привлекать юридических и физических лиц, осуществляющих экспертизу:
· финансового состояния и платежеспособности организаций;
· бизнес-планов организаций;
· оценки рыночной стоимости имущества организаций;
· действий руководителей организаций и арбитражных управляющих.
Задачи ФС ФО в области макроэкономического регулирования и поддержки экономической состоятельности предприятий:
1. Правовое и методологическое обеспечение по процедурам несостоятельности и финансового оздоровления.
2. Финансовая экспертиза деятельности организаций, в том числе для подготовки по запросу суда, прокуратуры и иного уполномоченного органа заключений о признаках несостоятельности, а также фиктивного или преднамеренного банкротства.
3. Разработка предложений по финансовому оздоровлению организаций, в том числе по реструктуризации их задолженности.
4. Разработка проектов реорганизации предприятий, включая привлечение инвестиций.
Поддержка кризисных предприятий проводится как на государственном, так и на региональном уровнях. При этом наиболее существенными показателями, которые определяют результативность с точки зрения субъектов РФ и интересов является:
1. Обеспечение текущих платежей в бюджет (местный и субъекта РФ) и пенсионный фонд.
2. Выполнение графика погашения задолженности во все виды бюджетов и пенсионный фонд (как правило, в режиме реструктуризации федеральных долгов).
3. Сокращение задолженности по заработной плате и рост душевого дохода.
4. Сохранение и рост числа рабочих мест.
5. Стабилизация и рост объемов производства и реализации.
6. Рост конкурентоспособности продукции.
7. Стабилизация и рост экономической эффективности (рентабельности, нормы прибыли на вложенный капитал, производительности труда, оборачиваемости оборотных средств и др.).
8. Уход из зоны банкротства (снижение задолженности, улучшение критериев несостоятельности и др.).
9. Выход на безубыточное функционирование, стабилизация и рост чистой валовой прибыли.
10. Установление льгот по налогам и сборам в части налогов, поступающих в соответствующий бюджет, утверждаемых органами власти.
11. Изменение сроков уплаты налогов и сборов в части налогов, поступающих в региональный или местный бюджет (отсрочка, рассрочка, налоговой кредит, инвестиционный кредит).
12. Приобретения уполномоченным органом исполнительной власти по управлению имуществом предприятий, зданий, сооружений, долей (паев) в капитале предприятия, акций и т д