Федеральные целевые программы

Экономические аспекты взаимодействия государства и спортивных организаций

Задачи, которые предстоит решать в сфере физи­ческой культуры и спорта на долгосрочную перспек­тиву, определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года.

В частности, одним из основных направлений является реализация мер по «совершенствованию взаи­модействия федерального органа власти с другими субъ­ектами физической культуры и спорта».

Вопросы управления в любой сфере деятельнос­ти тесно взаимосвязаны с финансово-экономической составляющей.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В сфере физической культуры и спорта осново­полагающим документом является Федеральный закон от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической куль­туре и спорте в РФ» (далее - Закон о спорте), в кото­ром установлены полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

Согласно постановлению Правительства Россий­ской Федерации от 29 мая 2008 года №408, Мин- спорт туризм России является федеральным органом исполни­тельной власти и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в сфере физической куль­туры и спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг и управлению госу­дарственным имуществом в сфере физической культу­ры и спорта.

Мин- спорт туризм России осуществляет свою дея­тельность непосредственно и через свои подведомст­венные организации, а также во взаимодействии с дру­гими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного са­моуправления, общественными объединениями и ины­ми организациями.

Перечень субъектов, являющихся участниками от­ношений в сфере физкультуры и спорта, определен стать­ей 5 Закона о спорте, который включает в себя не только физкультурно-спортивные организации, но и спортивные сборные команды.

БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Экономической основой деятельности Мин- спорт туризма России при взаимодействии с данными орга­низациями и субъектами являются бюджетные ассиг­нования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию расходных обязательств Российской Феде­рации, установленных статьей 38 Закона о спорте.

Так, в федеральном бюджете на 2010 год Мин- спорт туризму России предусмотрены средства на разви­тие физической культуры и спорта в объеме 36,226 млрд. рублей. Это на 8% больше показателей 2009 года (35,922 млрд. рублей).
В структуре затрат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, можно выделить следующие ос­новные направления:

· развитие инфраструктуры физической культуры и спорта или так называемые расходы инвести­ционного характера составляют 66,5% от общего объема средств, или 23,737 млрд. рублей;

· подготовка, организация и проведение физкуль­турных и спортивных мероприятий и обеспечение сборных команд России. Их доля в общем бюджете составляет 25%, или 9,272 млрд. рублей;

· расходы, связанные с обеспечением деятельно­сти аппарата, подведомственных учреждений, про­ведением не программных мероприятий и осущест­влением международной деятельности, составляют 8,5%, или 3,125 млрд. рублей.

Рассмотрим эти направления более подробно. В ведении Мин- спорт туризма России находят­ся 53 подведомственные организации и предприятия. В их числе 34 образовательных и 7 научных учреждений; Федеральный центр спортивной подготовки сбор­ных команд России; Центральный музей физической культуры и спорта.

Данные организации имеют статус государствен­ных учреждений, финансируются непосредственно Мин- спорт туризмом России за счет средств федераль­ного бюджета по смете затрат и имеют счета в органах федерального казначейства.

Кроме того, в ведении Мин- спорт туризма России находятся 13 федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе 8 учебно-тренировочных баз и центров спортивной подготовки, Антидопинговый центр, Дирекция ФЦП.

Эти организации созданы для оказания государ­ственных услуг в сфере физической культуры и спор­та, имеют хозяйственную самостоятельность и обеспе­чивают свою уставную деятельность за счет оказания платных услуг по соответствующим договорам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

Мин- спорт туризм России выполняет функции го­сударственного заказчика - координатора Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ и вне­бюджетных источников. Соотношение объемов средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств определяется в зависимости от выбора механизма реали­зации мероприятий с учетом уровня социально-экономи­ческого развития каждого конкретного региона.

Объем бюджетных ассигнований, выделяемый из федерального бюджета, в 2010 году составляет 10,821 млрд. рублей.

Данная программа предусматривает строительство и реконструкцию федеральных объектов спорта высших достижений, на которых проходит подготовка сборных команд России. На эти цели выделено 5,4 млрд. рублей.

Кроме того, предусмотрено 3,6 млрд. рублей на капитальное строительство объектов массового спорта в субъектах РФ.

Реализуя подпрограмму «Развитие футбола в Рос­сийской Федерации на 2008-2015 годы», Мин- спорт ту ризм России осуществляет софинансирование строи­тельства футбольных полей в объеме 350 млн. рублей.
При реализации данных направлений Мин- спорт туризм России тесно взаимодействует с субъектами РФ путем подписания соответствующих соглашений о пре­доставлении субсидий за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, Мин- спорт туризм России совместно с другими федеральными органами власти участвует в ре­ализации таких федеральных целевых программ, как:

· «Дети России» на 2007-2010 годы - объем бюд­жетных ассигнований федерального бюджета в 2010 году составляет 1,2 млн. рублей;

· программа развития Калининградской облас­ти на период до 2014 года - объем бюджетных ас­сигнований федерального бюджета в 2010 году составляет 158,4 млн. рублей;

· «Экономическое и социальное развитие Дальне­го Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2010 году составляет 90,3 млн. рублей;

· «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» - объем бюд­жетных ассигнований федерального бюджета

в 2010 году составляет 702,8 млн. рублей. Также Мин- спорт туризм России осуществляет софи-нансирование объектов, не включенных в федеральные целевые программы, например строительство и реконст­рукцию объектов для проведения Всемирной летней уни­версиады 2013 года в г. Казани (9,941 млрд. рублей).

При реализации данных направлений Министер­ство тесно взаимодействует с субъектами РФ путем под­писания соответствующих соглашений о предоставле­нии субсидий за счет средств федерального бюджета.

ЕДИНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

Одним из основных институтов госрегулирования в сфере физкультуры и спорта является Единый календар­ный план (ЕКП) межрегиональных, всероссийских и между­народных физкультурных мероприятий и спортивных ме­роприятий, которому посвящена статья 23 Закона о спорте.

В его реализации задействованы все субъекты физ­культуры и спорта.

Но особое место в Законе о спорте отведено обще­российским спортивным федерациям. В статье 16 данно­го закона участие в реализации ЕКП является обязаннос­тью спортивных федераций.

Следует отметить, что общероссийским федераци­ям предоставлены уникальные (во многом фактически монопольные) права на проведение чемпионатов, пер­венств, кубков России, межрегиональных, всероссийских и международных официальных мероприятий.

Кроме того, федерации по видам спорта осущест­вляют формирование и подготовку спортивных сборных команд России, направление их для участия в этих сорев­нованиях.

Мин- спорт туризм России в рамках своих полно­мочий принимает участие в вышеперечисленных ме­роприятиях, утверждает Порядок включения мероприя­тий в ЕКП и положения об их проведении.

Финансовое обеспечение ЕКП осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерально­го бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных ис­точников, включая средства федераций по видам спорта.

Порядок финансирования и нормы расходов за счет средств федерального бюджета ежегодно утвержда­ются Мин- спорт туризмом России с учетом приоритетных направлений развития видов спорта и наличия средств в федеральном бюджете.

В федеральном бюджете на 2010 год Мин- спорт туризму России предусмотрены ассигнования в объ­еме 9,272 млрд. рублей на следующие расходы, непос­редственно связанные с реализацией спорт мероприятий и обеспечением деятельности сборных команд России:

· подготовка и организация физкультурных мероп­риятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, -

· 6,7 млрд. рублей, включая чемпионат мира по футболу 2018 года и Универсиаду-2013;

· приобретение экипировки, спортивного ин­вентаря и оборудования, медикаментов, меди­цинского оборудования для сборных команд - 590 млн. рублей;

· расходы на антидопинговые мероприятия - 381,5 млн. рублей;

· денежные выплаты спортсменам - членам спортивных сборных команд РФ и тренерам - 412,4 млн. рублей;

· стипендии Президента РФ действующим спорт­сменам и тренерам сборных команд, а также ра­нее входившим в состав сборных команд СССР и (или) РФ - 540 млн. рублей;

· премии по итогам выступления на чемпиона­тах мира и Европы и на XXI Олимпийских зим­них играх и X Параалимпийских играх 2010 года в Ванкувере (Канада) - 399,2 млн. рублей;

· расходы на дополнительное страхование жиз­ни и здоровья спортсменов - членов сборных ко­манд России - 40 млн. рублей.

Все вышеперечисленные расходы Мин спорт туризм России производит самостоятельно, или по его по­ручению их осуществляет Федеральный центр подготов­ки сборных команд России - ЦСП.

Получаемые им средства федерального бюдже­та перечисляются непосредственно на места проведе­ния соревнований и расходуются по смете с указанием статей затрат в соответствии с установленными нор­мативами.

С целью совершенствования взаимодействия го­сударства с общероссийскими спортивными федераци­ями и повышения эффективности функционирования структуры управления физкультурой и спортом Мин- спорттуризм России, начиная с 2010 года, приступает к реализации принципиально новой схемы обеспечения финансирования подготовки сборных команд и спорт мероприятий, включенных в ЕКП.

Так, в порядке эксперимента, двум общерос­сийским спортивным общественным организациям - Стрелковому союзу России и Всероссийской федера­ции легкой атлетики - будут перечислены средства из федерального бюджета в виде субсидий, предна­значенных на реализацию полномочий согласно За­кону о спорте.

Данные средства имеют строго целевое назначе­ние и предназначены исключительно для проведения спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и между­народных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2010 год, и материально-технического обеспечения спортивных сборных команд.

В настоящее время по данному вопросу готовят­ся проекты распоряжения Правительства РФ, в которых будут установлены правила выделения и использова­ния субсидий этим общероссийским спортивным обще­ственным организациям.

При принятии данного решения мы исходили из того, что в настоящее время в основном уже сформиро­валась нормативно-правовая база сферы физкультуры и спорта, федерации по видам спорта сумели адаптиро­ваться к современным социально-экономическим усло­виям рыночной экономики.

Кроме того, учитывая недостаточность бюджет­ных средств, федерации по видам спорта, используя бо­лее гибкие экономические механизмы по привлечению дополнительных внебюджетных источников, смогут бо­лее эффективно использовать все имеющиеся в их рас­поряжении ресурсы.

В ходе данного эксперимента Мин спорт туризм России будет осуществлять мониторинг и контроль рас­ходования выделенных бюджетных средств.

Наши рекомендации