Федеральные целевые программы
Экономические аспекты взаимодействия государства и спортивных организаций
Задачи, которые предстоит решать в сфере физической культуры и спорта на долгосрочную перспективу, определены в Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года.
В частности, одним из основных направлений является реализация мер по «совершенствованию взаимодействия федерального органа власти с другими субъектами физической культуры и спорта».
Вопросы управления в любой сфере деятельности тесно взаимосвязаны с финансово-экономической составляющей.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В сфере физической культуры и спорта основополагающим документом является Федеральный закон от 4 декабря 2007 года №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» (далее - Закон о спорте), в котором установлены полномочия Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года №408, Мин- спорт туризм России является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, туризма и молодежной политики, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Мин- спорт туризм России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои подведомственные организации, а также во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Перечень субъектов, являющихся участниками отношений в сфере физкультуры и спорта, определен статьей 5 Закона о спорте, который включает в себя не только физкультурно-спортивные организации, но и спортивные сборные команды.
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Экономической основой деятельности Мин- спорт туризма России при взаимодействии с данными организациями и субъектами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на реализацию расходных обязательств Российской Федерации, установленных статьей 38 Закона о спорте.
Так, в федеральном бюджете на 2010 год Мин- спорт туризму России предусмотрены средства на развитие физической культуры и спорта в объеме 36,226 млрд. рублей. Это на 8% больше показателей 2009 года (35,922 млрд. рублей).
В структуре затрат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, можно выделить следующие основные направления:
· развитие инфраструктуры физической культуры и спорта или так называемые расходы инвестиционного характера составляют 66,5% от общего объема средств, или 23,737 млрд. рублей;
· подготовка, организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий и обеспечение сборных команд России. Их доля в общем бюджете составляет 25%, или 9,272 млрд. рублей;
· расходы, связанные с обеспечением деятельности аппарата, подведомственных учреждений, проведением не программных мероприятий и осуществлением международной деятельности, составляют 8,5%, или 3,125 млрд. рублей.
Рассмотрим эти направления более подробно. В ведении Мин- спорт туризма России находятся 53 подведомственные организации и предприятия. В их числе 34 образовательных и 7 научных учреждений; Федеральный центр спортивной подготовки сборных команд России; Центральный музей физической культуры и спорта.
Данные организации имеют статус государственных учреждений, финансируются непосредственно Мин- спорт туризмом России за счет средств федерального бюджета по смете затрат и имеют счета в органах федерального казначейства.
Кроме того, в ведении Мин- спорт туризма России находятся 13 федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе 8 учебно-тренировочных баз и центров спортивной подготовки, Антидопинговый центр, Дирекция ФЦП.
Эти организации созданы для оказания государственных услуг в сфере физической культуры и спорта, имеют хозяйственную самостоятельность и обеспечивают свою уставную деятельность за счет оказания платных услуг по соответствующим договорам.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ
Мин- спорт туризм России выполняет функции государственного заказчика - координатора Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, субъектов РФ и внебюджетных источников. Соотношение объемов средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств определяется в зависимости от выбора механизма реализации мероприятий с учетом уровня социально-экономического развития каждого конкретного региона.
Объем бюджетных ассигнований, выделяемый из федерального бюджета, в 2010 году составляет 10,821 млрд. рублей.
Данная программа предусматривает строительство и реконструкцию федеральных объектов спорта высших достижений, на которых проходит подготовка сборных команд России. На эти цели выделено 5,4 млрд. рублей.
Кроме того, предусмотрено 3,6 млрд. рублей на капитальное строительство объектов массового спорта в субъектах РФ.
Реализуя подпрограмму «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы», Мин- спорт ту ризм России осуществляет софинансирование строительства футбольных полей в объеме 350 млн. рублей.
При реализации данных направлений Мин- спорт туризм России тесно взаимодействует с субъектами РФ путем подписания соответствующих соглашений о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, Мин- спорт туризм России совместно с другими федеральными органами власти участвует в реализации таких федеральных целевых программ, как:
· «Дети России» на 2007-2010 годы - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2010 году составляет 1,2 млн. рублей;
· программа развития Калининградской области на период до 2014 года - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2010 году составляет 158,4 млн. рублей;
· «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2010 году составляет 90,3 млн. рублей;
· «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» - объем бюджетных ассигнований федерального бюджета
в 2010 году составляет 702,8 млн. рублей. Также Мин- спорт туризм России осуществляет софи-нансирование объектов, не включенных в федеральные целевые программы, например строительство и реконструкцию объектов для проведения Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани (9,941 млрд. рублей).
При реализации данных направлений Министерство тесно взаимодействует с субъектами РФ путем подписания соответствующих соглашений о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета.
ЕДИНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Одним из основных институтов госрегулирования в сфере физкультуры и спорта является Единый календарный план (ЕКП) межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, которому посвящена статья 23 Закона о спорте.
В его реализации задействованы все субъекты физкультуры и спорта.
Но особое место в Законе о спорте отведено общероссийским спортивным федерациям. В статье 16 данного закона участие в реализации ЕКП является обязанностью спортивных федераций.
Следует отметить, что общероссийским федерациям предоставлены уникальные (во многом фактически монопольные) права на проведение чемпионатов, первенств, кубков России, межрегиональных, всероссийских и международных официальных мероприятий.
Кроме того, федерации по видам спорта осуществляют формирование и подготовку спортивных сборных команд России, направление их для участия в этих соревнованиях.
Мин- спорт туризм России в рамках своих полномочий принимает участие в вышеперечисленных мероприятиях, утверждает Порядок включения мероприятий в ЕКП и положения об их проведении.
Финансовое обеспечение ЕКП осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, внебюджетных источников, включая средства федераций по видам спорта.
Порядок финансирования и нормы расходов за счет средств федерального бюджета ежегодно утверждаются Мин- спорт туризмом России с учетом приоритетных направлений развития видов спорта и наличия средств в федеральном бюджете.
В федеральном бюджете на 2010 год Мин- спорт туризму России предусмотрены ассигнования в объеме 9,272 млрд. рублей на следующие расходы, непосредственно связанные с реализацией спорт мероприятий и обеспечением деятельности сборных команд России:
· подготовка и организация физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, -
· 6,7 млрд. рублей, включая чемпионат мира по футболу 2018 года и Универсиаду-2013;
· приобретение экипировки, спортивного инвентаря и оборудования, медикаментов, медицинского оборудования для сборных команд - 590 млн. рублей;
· расходы на антидопинговые мероприятия - 381,5 млн. рублей;
· денежные выплаты спортсменам - членам спортивных сборных команд РФ и тренерам - 412,4 млн. рублей;
· стипендии Президента РФ действующим спортсменам и тренерам сборных команд, а также ранее входившим в состав сборных команд СССР и (или) РФ - 540 млн. рублей;
· премии по итогам выступления на чемпионатах мира и Европы и на XXI Олимпийских зимних играх и X Параалимпийских играх 2010 года в Ванкувере (Канада) - 399,2 млн. рублей;
· расходы на дополнительное страхование жизни и здоровья спортсменов - членов сборных команд России - 40 млн. рублей.
Все вышеперечисленные расходы Мин спорт туризм России производит самостоятельно, или по его поручению их осуществляет Федеральный центр подготовки сборных команд России - ЦСП.
Получаемые им средства федерального бюджета перечисляются непосредственно на места проведения соревнований и расходуются по смете с указанием статей затрат в соответствии с установленными нормативами.
С целью совершенствования взаимодействия государства с общероссийскими спортивными федерациями и повышения эффективности функционирования структуры управления физкультурой и спортом Мин- спорттуризм России, начиная с 2010 года, приступает к реализации принципиально новой схемы обеспечения финансирования подготовки сборных команд и спорт мероприятий, включенных в ЕКП.
Так, в порядке эксперимента, двум общероссийским спортивным общественным организациям - Стрелковому союзу России и Всероссийской федерации легкой атлетики - будут перечислены средства из федерального бюджета в виде субсидий, предназначенных на реализацию полномочий согласно Закону о спорте.
Данные средства имеют строго целевое назначение и предназначены исключительно для проведения спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2010 год, и материально-технического обеспечения спортивных сборных команд.
В настоящее время по данному вопросу готовятся проекты распоряжения Правительства РФ, в которых будут установлены правила выделения и использования субсидий этим общероссийским спортивным общественным организациям.
При принятии данного решения мы исходили из того, что в настоящее время в основном уже сформировалась нормативно-правовая база сферы физкультуры и спорта, федерации по видам спорта сумели адаптироваться к современным социально-экономическим условиям рыночной экономики.
Кроме того, учитывая недостаточность бюджетных средств, федерации по видам спорта, используя более гибкие экономические механизмы по привлечению дополнительных внебюджетных источников, смогут более эффективно использовать все имеющиеся в их распоряжении ресурсы.
В ходе данного эксперимента Мин спорт туризм России будет осуществлять мониторинг и контроль расходования выделенных бюджетных средств.