Методы и инструменты банковского маркетинга в системе стратегического управления
Успех на рынке, достижения маркетинга в большой степени предопределяются качеством стратегического планирования, позволяющего системно осмысливать ситуацию, четко координировать усилия банка, точно ставить цели и задачи и использовать более совершенные методы контроля достигнутого.
Стратегия маркетинга должна стать для любого банка одним из составных элементов стратегического планирования. Каковы основные этапы конкретной работы банка в разработке маркетинговой стратегии? Планирование в этой области начинается с формирования группы из опытных специалистов по экономическому прогнозированию, которые подготавливают детальный анализ сильных и слабых сторон банка, благоприятных и негативных факторов, с которыми банк может столкнуться в своей деятельности в течение предстоящих 3-5 лет. При этом тщательно анализируются среда и условия, в которых будет функционировать банк. Рассматривается возможное влияние политических и экономических факторов, возможных изменений банковского законодательства, технологические и социальные факторы. Параллельно анализируются результаты деятельности банка за прошедшие 2-3 года, особенно такие показатели, как прибыль, доход на активы, рост объема операций, позиция банка на межбанковском рынке в сравнении с другими банками, размер выплачиваемых дивидендов, численность и уровень профессиональной подготовки работников и другие ключевые показатели. Эти материалы составляют основу документа, который характеризует текущее положение банка и ситуацию, в которой он может быть через 3-5 лет.[16]
Определив стратегические задачи, группа формирует линию движения банка от его текущего положения к намеченным целям. Составляет доклад, который представляется на рассмотрение и утверждение правлению банка. Утверждение задачи и отражения трансформируются в. конкретные ежегодные количественные показатели, такие, как рост прибыли в реальном выражении, доходы на активы, фиксируемые на определенном уровне, рост объема операций и услуг. Для обеспечения выполнения поставленных задач производится распределение ресурсов: определяются размер выделяемых инвестиций, технологическое обеспечение, количество работников, помещения. На основании этих показателей и утвержденной стратегии каждое подразделение банка, включая его отделения, подготавливает рабочие планы на предстоящий период, который включает и детализированный бюджет. Сведенные вместе планы и бюджеты каждого подразделения уточняются и корректируются. Затем окончательный вариант утверждается правлением банка. Успех или неудача в достижении плановых целей могут быть определены только в сравнении с поставленными задачами, что обусловливает необходимость системы последовательного контроля за ходом выполнения планов со стороны руководства банка. Наиболее эффективной формой контроля в банках зарекомендовал себя финансовый контроль через утверждаемые бюджеты. Он осуществляется путем сравнения фактических результатов деятельности банка с плановыми за определенный период времени. Делается это для выявления отклонений от запланированных показателей и определения их причин, чтобы затем внести необходимые коррективы или принять дополнительные меры по выполнению бюджета.[17]
Таким образом, этапы разработки стратегии маркетинга схематично можно представить следующим образом. (см. рисунок 1.)
Стратегию маркетинга можно определить как выбор наилучших путей достижения целей банка средствами маркетинга.
Успешность осуществления маркетинговой стратегии зависит от ряда факторов, в частности, от:
- создания в организационной структуре банка специальной группы стратегического развития, занимающейся разработкой новых форм банковского бизнеса, маркетинга;
- организации специальной системы стимулирования работников, выполняющих стратегические проекты;
- уровень заинтересованности руководства банка в приоритетности задачи стратегического планирования;
- системы привлечения к деятельности в разработке и реализации стратегических планов банка руководителей всех уровней;
- организации системы информации о ходе реализации стратегических плановых программ всех за них ответственных лиц;
- организации четкой системы контроля.
Рисунок 1. Стратегия маркетинга как выбор наилучших путей
достижения целей банка средствами маркетинга. Пути совершенствования банковского маркетинга
Для решения проблем маркетинга ключевое значение имеет организация многопланового, последовательного и тщательного внутреннего контроля, без которого трудно выстоять на рынке в борьбе с конкурентами.
Задача контроля состоит в квалифицированном определении предела допустимых отклонений, все остальные отклонения необходимо зафиксировать и устранить. Контроль дает также возможность оценки причин этих отклонений, конкретизировать их по степени участия в них должностных лиц, деятельность которых подвергалась проверке.
Новым в реализации контрольной функции в банке является практика внедрения контроллинга.[18]
Контроллинг - это систематическая оценка всех сторон деятельности банка, его подразделений, руководителей и сотрудников с точки зрения своевременного и качественного выполнения запланированных стратегических показателей, выявления отклонений и принятия безотлагательных и энергичных действий по достижению плановых рубежей при любых изменениях хозяйственной ситуации.
Основополагающими принципами контроллинга являются:
1. Принципы движения и торможения.
2. Принцип своевременности.
3. Принцип стратегического сознания.
4. Принцип документирования.
Принципы движения и торможения обеспечивают необходимость постоянного выявления нового, прогрессивного и эффективного в банковской практике и ускоренное внедрение нововведений с учетом специфики и возможностей банка. При этом материал для инноваций вовсе не обязательно находится только в сфере банковского бизнеса, но во всех областях экономики. Главное, чтобы он подходил к условиям банка и обеспечивал быстрый и высокий результат.
Принцип своевременности обеспечивает раннее выявление новых возможностей и рисков для банка. Способность банка к своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием, а также от времени, необходимого для выработки изменений плана и их внедрения. Контролер выступает как центральная информационная инстанция банка, поэтому его задача - своевременная добыча и использование информационных сигналов.
Принцип стратегического сознания реализуется через формирование у каждого банковского работника приоритета стратегического, перспективного подхода к любому решению по сравнению с тактическим текущим.[19]
Целью принципа документирования является создание возможности проверки того, соблюдались ли цели и задачи стратегического контроллинга в действительности, т.е. необходимая информация должна предоставляться систематически, наиболее полно, наглядно и в письменной форме.
90-е годы прошедшего столетия отмечены оформлением банковского маркетинга как целостной системы управления коммерческим банком. Он представляет собой вид деятельности, направленный на поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Реализуется он последовательно через следующую цепочку взаимосвязанных видов работ: проведение исследований, сбор и анализ информации - разработка банковского продукта - установление цены на него - организация распространения банковского продукта. Это, в свою очередь, возможно осуществить с помощью основных приемов маркетинга, т.е. совокупности методов и инструментов маркетингового комплекса. Наиболее распространенными приемами являются типологизация, рыночная сегментация, комплекс мер по общению с клиентурой, которые в настоящее время предполагают использование всех возможных средств связи, начиная от простого опроса людей на улице до привлечения прессы, телевидения, почты и др.
Достижения маркетинга, в конечном счете, предопределяются качеством стратегического планирования. Стратегию маркетинга можно определить как выбор наилучших путей достижения целей банка средствами маркетинга. Разработка стратегии начинается с анализа текущей маркетинговой ситуации, выявления возможных опасностей, проблем, постановки задач по их решению, выработки программы действий, согласования ее с бюджетом и контролем за исполнением программы. Все это позволяет банку найти свое место на рынке, выстоять в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль.[20]
Подробно проанализировав принципы стратегического управления, мы пришли к выводу, что наиболее перспективным является подход, при котором на основании концепции и принципов стратегического управления и бизнес-планирования проводится формалистский анализ и моделирование ситуации (причем опираясь как на количественную, так и на качественную информацию). Приняв за основу эти данные и используя различные эвристические методы, разрабатывается ряд приемлемых решений (альтернатив), из которых путем формализованного анализа выбирается наиболее подходящее.