Налоговая проверка
Налоговые проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановой налоговой проверкой является выездная налоговая проверка, включенная в координационный план контрольной деятельности в Республике Беларусь или в областях и г. Минске. При этом включение налоговых проверок в соответствующий координационный план контрольной деятельности осуществляется только при условии указания конкретных темы налоговой проверки, плательщика (иного обязанного лица), подлежащего налоговой проверке, и срока ее проведения. Графики проверок доводятся до сведения плательщиков (иных обязанных лиц) путем их размещения на информационных стендах, оборудованных в помещениях налоговых органов. Плановые налоговые проверки одного и того же плательщика или иного обязанного лица могут проводиться не более одного раза в год.
Внеплановая налоговая проверка, за исключением встречных, рейдовых проверок, а также тематических выездных налоговых проверок, обязательность проведения которых устанавливается налоговым законодательством, проводится только по поручению Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его заместителей, председателей комитетов государственного контроля областей и их заместителей, советов по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, в областях и г. Минске либо Министра по налогам и сборам Республики Беларусь и его заместителей, руководителей инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску и их заместителей (в отношении нижестоящих налоговых органов), уполномоченных должностных лиц правоохранительных и судебных органов в пределах их компетенции. О проведении указанных внеплановых налоговых проверок налоговый орган, проводящий проверку, обязан проинформировать Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (совет по координации контрольной деятельности в области и г. Минске).
Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки плательщиков и иных обязанных лиц.
Рейдовые, тематические, встречные внеплановые выездные налоговые проверки могут назначаться руководителем налогового органа. Внеплановые тематические выездные налоговые проверки в обязательном порядке проводятся при обстоятельствах, определенных Налоговым кодексом
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и других документов, представленных плательщиком или иным обязанным лицом и связанных с налогообложением, а также документов о деятельности плательщика (иного обязанного лица), имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у проверяемых дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин).
Выездная налоговая проверка проводится, как правило, по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском или налоговом учете плательщиком или иным обязанным лицом операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, сборов (пошлин), с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических сумм налогов, сборов (пошлин) с отраженными плательщиком или иным обязанным лицом в налоговых декларациях и других документах, представлявшихся в налоговый орган в течение периода, подвергающегося проверке.
Выездные налоговые проверки могут быть комплексными, рейдовыми, тематическими и встречными.
При проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо).
Рейдовая выездная налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов), с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, с хранением товарно-материальных ценностей в других местах, связанных с извлечением доходов, в целях контроля за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций, установления фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия), сбора оперативной информации, проверки заявлений и жалоб организаций и физических лиц.
В ходе проведения тематической выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты отдельных налогов, сборов (пошлин), обязанность уплаты которых была возложена на проверяемого плательщика (иное обязанное лицо), а также другие вопросы, входящие в компетенцию налоговых органов.
Встречная выездная налоговая проверка проводится в целях установления фактического отражения в бухгалтерском учете плательщиком или иным обязанным лицом хозяйственных операций, осуществлявшихся с другими плательщиками (иными обязанными лицами), в отношении которых проводятся плановые либо внеплановые налоговые проверки.
Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать 30 рабочих дней. Указанный срок может быть продлен руководителем (его заместителем) налогового органа.
Общий порядок проведения налоговых проверок и осуществления, связанных с ними действий определяется Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Итоги налоговой проверки. По итогам налоговой проверки должностными лицами налоговых органов составляются акт или справка по форме, установленной законодательством.
В акте выездной налоговой проверки должны быть указаны:
- основание назначения налоговой проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших налоговую проверку;
- даты начала и завершения налоговой проверки (в случае перерывов указывается их период), а также место составления акта налоговой проверки;
- фамилия и инициалы проверяемого плательщика (иного обязанного лица) – физического лица, наименование проверяемого плательщика (иного обязанного лица) – организации, должности, фамилии и инициалы работников плательщика (иного обязанного лица) или других его представителей, обязанных подписать акт налоговой проверки, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях, фамилии и инициалов руководителя плательщика (иного обязанного лица) – организации и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого плательщика (иного обязанного лица), занимавших указанные должности в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к налоговой проверке;
- наименование, место нахождения (место жительства) и подчиненность проверяемого плательщика (иного обязанного лица), учетный номер плательщика (иного обязанного лица), реквизиты текущего (расчетного) и иных банковских счетов;
- наличие книги учета налоговых проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной налоговой проверке;
- кем и когда были проведены предыдущие налоговые проверки за проверяемый период по аналогичной тематике, какие приняты меры по выявленным фактам нарушения актов законодательства;
- перечень проверенных финансово-хозяйственных операций (документов), а также методы и периоды их проверки;
- место, время (если оно установлено) и характер совершенного правонарушения, акты законодательства, требования которых нарушены и (или) установленная законодательством ответственность за данный вид нарушения;
- факты сокрытия или несвоевременной уплаты налогов, сборов (пошлин), прочих нарушений финансовой дисциплины, неправильного ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
- размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;
- должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение актов законодательства;
В акте проверки указываются так же и иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном налоговом правонарушении. В самом акте должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт налоговой проверки различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого плательщика (иного обязанного лица).
Налоговый кодекс возлагает на уполномоченных должностных лиц налогового органа, обязанность выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.
Результаты выездной налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, оформляются справкой.
Результаты камеральной налоговой проверки, в ходе которой не выявлены нарушения налогового законодательства, документально не оформляются.
Акт или справка налоговой проверки подписываются должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, а также:
- руководителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации), при его отсутствии – представителем плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации) либо плательщиком – физическим лицом, при его отсутствии – представителем плательщика – физического лица;
- лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера плательщика (иного обязанного лица) – организации (обособленного подразделения организации) или индивидуального предпринимателя.
При необходимости акт или справка налоговой проверки подписываются иными участниками налоговой проверки.
Акт или справка налоговой проверки вручаются плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю и регистрируются в налоговом органе.
Лица, указанные в пункте 5 статьи 78 Налогового кодекса вправе подписать акт налоговой проверки с указанием возражений по акту и не позднее пяти рабочих дней со дня подписания акта налоговой проверки представить в письменном виде возражения по его содержанию в налоговый орган, проводящий налоговую проверку. По истечении установленного пятидневного срока возражения к рассмотрению не принимаются.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется проводившим налоговую проверку должностным лицом налогового органа, и по ним составляется заключение в письменной форме, с которым должны быть ознакомлены лица, представившие в установленном порядке возражения по акту налоговой проверки.
Решение по акту налоговой проверки принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в пределах его компетенции, определенной Налоговым кодексом, не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов налоговой проверки.
В случае отказа лиц, указанных в пункте 5 статьи 78 Налогового кодекса от подписания акта или справки налоговой проверки в этих документах делается соответствующая отметка и акт или справка налоговой проверки направляются плательщику (иному обязанному лицу) либо вручаются его представителю. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта или справки налоговой проверки, имеет право письменно изложить мотивы отказа от подписания акта или справки налоговой проверки. Отказ плательщика (иного обязанного лица) от подписания акта налоговой проверки влечет ответственность, предусмотренную законодательством.