Основные направления реформирования пенсионной системы РФ
Необходимость преобразований в пенсионной системе РФ. Государственная пенсионная система РФ основывалась на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения.
Однако демографическая ситуация, сложившаяся в России в настоящее время, усиливает пенсионную нагрузку на работающее население. С каждым годом государственной пенсионной системе и Пенсионному фонду становится все сложнее выплачивать достойные пенсии. Главные причины трудностей – снижение рождаемости и старение населения. Если на 01.01.2004г. на 42 млн. работающих в возрасте моложе 50 лет приходилось 38 млн. пенсионеров, то к 2010г. одного пенсионера будет обеспечивать пенсией только один работник. А в ближайшие десять лет выйдут на пенсию еще 30 млн. человек.
Государство стремится поднять уровень государственных пенсий до прожиточного минимума. Это в свою очередь ведет к выравниванию государственных пенсий. Вследствие этого теряется смысл стажа, высоких заработков и должностей и стимулов к «зарабатыванию» пенсий.
Программа пенсионной реформы РФ предусматривает переход от действующей распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной, а также ведение персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования.
Правовые акты, обеспечивающие функционирование (в т.ч. реформирование) пенсионной системы в РФ:
- «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ;
- «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. №166-ФЗ;
- «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3;
- «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24.07.2002г. №111-ФЗ.
Практическая реализация пенсионной реформы началась с 01.01.2002г. Указанные федеральные законы предусматривают:
1) Страховая часть пенсии, которая в свою очередь состоит из двух частей. Первую(базовую часть) получает каждый гражданин независимо от продолжительности трудового стажа и величины заработка, которая устанавливается в фиксированном размере. При этом базовая часть пенсии гарантируется государством и выплачивается независимо от поступления страховых взносов, что говорит о сохранении всеобъемлющего характера пенсионного обеспечения.
Вторая часть выплачивается за счет страховых взносов, уплачиваемых ежемесячно в рамках страховых взносов, зависит от продолжительности страхового стажа и накопленной суммы взносов, отраженных на индивидуальном счете застрахованного лица;
2) на специальной части индивидуального лицевого счета создана накопительная часть, за счет которой в недалеком будущем будет выплачиваться третья составляющая пенсии. Главная задача отчислений на накопительную часть пенсии – увеличить сумму общего пенсионного капитала, сберегая его от инфляции. Для того чтобы эти накопления не обесценились, их необходимо размещать в активы финансового рынка через негосударственные пенсионные системы. Ежегодно такие системы обязаны отчитываться перед работниками и добавлять к их пенсионному счету доход, полученный на финансовом рынке.
Сейчас новую пенсионную модель часто называют накопительной. Однако с этим выводом трудно согласиться, поскольку основу пенсионного обеспечения продолжает составлять распределительная модель, основанная на солидарности поколений.
Так, для финансирования страховой части трудовой пенсии направляется 20% от ФОТ, а оставшиеся 6% из 26% пенсионных платежей – на финансирование накопительного взноса.
При этом для людей, 1967г. и старше накопительная часть трудовой пенсии не предусматривается. Все 26% страховых платежей, сделанных работодателями на их лицевой счет, зачисляются для финансирования страховой части пенсии.
Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:
- Пенсионный фонд РФ;
- страхователи (лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты);
- застрахованные лица.
С 01.01.2004 г. застрахованному лицу предоставлено право отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФ РФ и передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам только ПФ РФ перед застрахованными лицами.
Согласно ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
При этом трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из базовой части, страховой и накопительной, трудовая пенсия по случаю потери кормильца – из базовой и страховой.
Условия и нормы предоставления пенсий в соответствии с ФЗ о трудовых пенсиях отличаются широким разнообразием. Например, трудовая пенсия по старости по общему правилу назначается при стаже не менее 5 лет как у женщин, так и у мужчин в возрасте 55 и 60 лет соответственно. Для тех, кто занят на определенных видах работ или в особых условиях труда, пенсионный возраст снижается на 5,10,15 лет. Ранее общеустановленного пенсионного возраста сохранено право на назначение трудовых пенсий следующим гражданам:
- работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним;
- лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
- лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также по чернобыльской программе.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия в соответствии с нормами Закона №166- ФЗ.
Вопросы государственного пенсионного обеспечения регулируются Законом №166-ФЗ, который предусматривает право на пенсию:
- федеральных государственных служащих;
- военнослужащих;
- участников ВОВ;
- граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;
- нетрудоспособных граждан.
Финансирование государственных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим наряду с трудовой пенсией по старости (инвалидности) устанавливается пенсия за выслугу лет.
Ведение персонифицированого учета обусловлено следующими факторами:
- необходимостью назначения пенсий в соответствии с результатами труда;
- обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии;
- создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства;
- в развитии заинтересованности в уплате страховых взносов в ПФ;
- упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий.
Каждому застрахованному лицу ПФ РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером и выдачей на руки страхового свидетельства, которые хранятся у застрахованных лиц.