Логистические задачи разделяют на три группы: глобальные, общие и частные
Министерство образования и науки Украины
Одесская национальная академия пищевых технологий
Кафедра
Менеджмента предприятий
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу «Логистика»
для студентов, обучающихся по учебному плану бакалавров
специальности 6.050201
всех форм обучения
Утверждено
советом специальности 7.050201
Протокол №___от_______2005 г.
Одесса ОНАПТ, 2005
Опорный конспект лекций по курсу «Логистика» для бакалавров специальности 6.050201 / Сост. И.И. Савенко – Одесса: ОНАПТ, 2005.- 48 с
Составитель: И.И. Савенко, к.э.н., доцент
Ответственный за выпуск зав. кафедрой менеджмента предприятий А.М. Богатырев, к.э.н., доцент
Тема 1. Логистика – инструмент развития рыночной экономики
План:
1.Понятие и сущность логистики.
2.Происхождение термина, современные определения логистики.
3.Этапы развития логистики.
4.Цели, задачи и функции логистики.
5.Уровни формирования логистики.
6.Логистики, как фактор повышения конкурентоспособности предприятия.
7.Роль логистики в реформировании экономики Украины.
Список литературы:[1(23-27),2(32-36),3,5(12),9,10,12]
Мини - лексикон: логистика, этапы развития логистики, цели логистики, задачи логистики, функции логистики.
Содержание лекции
Возникшие в странах с рыночной экономикой накануне и в период экономического кризиса 1930-годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировалось в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Логистика- наука об управлении и оптимизации материальных и сопутствующих им потоков (информационных, финансовых, сервисных, и др.) в микро-, мезо-, или макроэкономических системах.
Логистика- совершенствование управления движением материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции и связанных с ними информационных и финансовых потоков на основе системного подхода и экономических компромиссов с целью достижения синергетического эффекта.
Этапы развития логистики.
Первый этап - 60-е годы характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.
Второй этап- в развитии логистики приходится на 80-е годы ХХ века. Этот этап характерен тем, что к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы сырья, готовой продукции, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.
Третий этап -относится к настоящему времени и характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в полную логистическую цепь (закупка- производство- дистрибуция – продажа), а также управление материальными и сопутствующими потоками, созданием международных логистических систем.
Цель логистики- доставка продукции точно в срок при минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспорт, благодаря чему значительно улучшаются условия функционирования всей экономики.
Логистические задачи разделяют на три группы: глобальные, общие и частные.
Глобальной (главной) задачей в логистике является достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условиях нестабильной обстановки на рынке. К глобальным задачам относят также моделирование логистических систем и условий их надежного функционирования.
К общим задачам логистики относятся:
1. создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;
2. контроль за движением материальных потоков;
3. определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
4. стандартизация полуфабрикатов и упаковки;
5. прогнозирование объемов производства, перевозок, складирования;
6. прогнозирование спроса на товары, производимые и перемещаемые в рамках логистических систем;
7. распределение транспортных средств;
8. организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
9. оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов.
Частные задачи в логистике более узки:
1. создание минимальных запасов;
2. максимальное сокращение времени хранения продукции в запасах;
3. сокращение времени перевозок продукции и др.
Логистическая функция– это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В соответствии с рассмотренными задачами логистики различают оперативные и координационные функции.
1. Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства, распределения.
· К функции в сфере снабжения относится управление движением сырья, материалов и готовой продукции от поставщиков к производственным предприятиям и складам.
· В сфере производства функциями логистики является управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и комплектующих через все стадии производственного процесса.
· Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию движения потоков готовой продукции от предприятия-производителя к потребителям.
2. К числу функций логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие; обработка данных, касающихся заказываемой продукции. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, и справедливо следующее определение: «Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует».
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие и сущность логистики.
2. Происхождение термина, современные определение логистики.
3. Этапы развития логистики.
4. Логистики как фактор повышения конкурентоспособности предприятия.