Вопрос № 2. Особенности инвентаризации, проводимой по инициативе правоохранительных органов.
Проведение инвентаризации по инициативе правоохранительных органов практикуется чаще всего на предприятиях торговли и общественного питания, где значительная часть хозяйственных операций при продаже товаров за наличный расчет первичными документами не оформляется.
Инвентаризация организуется руководителем органа дознания, которым направляется письмо на имя руководителя организации.
Перед началом инвентаризации сотрудником правоохранительного органа могут производиться следующие действия: закрытие предприятия с прекращением торгово-закупочных и расчетных операций; опломбирование места хранения товарно-материальных ценностей; изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно-расходных документов и документов оперативно-технического учета.
В качестве оснований проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут выступать данные, свидетельствующие:
- о присвоении или растрате чужого имущества, вверенного материально-ответственному лицу (ст. 160 Уголовного кодекса РФ*), либо краже имущества посторонними лицами путем проникновения в хранилище или свободного доступа (ст. 158 УК РФ);
- о фактах сокрытия дохода и имущества предприятия (ст.195 УК РФ), уклонения от уплаты налогов (ст.198,199 УК РФ);
- об изготовлении неучтенных товаров, завозе неучтенной или фальсифицированной продукции;
- об умышленном уничтожении имущества (ст.167 УК РФ);
- о наличии информации об умышленной пересортице, документально не оформленных ценностях, приписках и др.;
- о нарушении порядка ценообразования и обмана потребителей (ст.14.6, ст.14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ и др.).
- о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
В настоящее время сужается документальная база, способствующая выявлению противоправных деяний в деятельности различных хозяйствующих субъектов. Если целью инвентаризации является сбор необходимых материалов для возбуждения уголовного дела, то применительно к коммерческим структурам ее проведение имеет определённую специфику, вытекающую из ст. 23 УПК РФ. В соответствии с которой, если деяние, предусмотренное главой 23 УК РФ («Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» ст.201-203 УК РФ), причинило вред исключительно коммерческой организации или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства, то уголовное дело возбуждается по заявлению руководителя данной организации или с его согласия. При этом глава 23 УК РФ содержит ограниченное количество составов, по которым уголовное дело может возбуждаться по заявлению руководителя коммерческой организации (ст.201-204 УК РФ), соответственно на другие составы данное требование не распространяется.
Наряду с этим, в практике правоохранительных органов встречаются и негативные явления. Например, руководители коммерческих структур стараются всячески скрыть факт и не обращаются с заявлением даже когда совершены явно уголовные преступления и нанесен значительный ущерб их организации (кражи, совершенные с незаконны проникновением в помещение либо иное хранилище - ч.2 ст.158 УК РФ, мошенничество - ст.159 УК РФ, присвоение и растрата - ст.160 УК РФ, когда она совершена работником самой коммерческой организации и др.). Подобные действия обусловлены прежде всего: а) принятием руководителями коммерческих организаций самостоятельных мер через службы охраны, собственную службу безопасности по установлению лиц, совершивших противоправное деяние; б) предположением, что проверочные действия правоохранительных органов по документированию признаков противоправного деяния существенно дестабилизируют деятельность фирмы, расстроят производственный цикл, сделают достоянием конкурентов финансовое положение структуры; в) нежеланием руководителей фирмы предать огласке направления и результаты своей финансовой и хозяйственной деятельности.
Как упоминалось выше, до начала инвентаризации правоохранительными органами могут проводиться определенные действия, с помощью которых достигается определенная эффективность*, среди них:
- закрытие организации, предприятия и прекращают торгово-закупочных, расчетных операций. Если товарно-материальные ценности поступают во время инвентаризации, их складывают в отдельное помещение и на них составляют специальную опись;
- осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений;
- опломбирование места хранения товарно-материальных ценностей, подсобных помещений, подвалов и других мест хранения ценностей, имеющих отдельные входы и выходы. При этом в установленном порядке составляется акт опечатывания помещения;
- изъятие в присутствии руководителя организации всех приходно-расходных документов, при необходимости их визирование (для исключения фактов подмены);
- изъятие документов оперативно-технического учета
(журналов, книг), а также черновых записей, находящихся на
рабочем месте, в сейфе материально-ответственного лица;
- установление наличия письменных договоров о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности с работниками инвентаризируемого склада, цеха, организации и проверку соответствия формы договоров требованиям нормативно-правовых актов.
Как и любая инвентаризация товарно-материальных ценностей, инвентаризация, назначенная по требованию правоохранительных органов, проводится в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом из этапов существует определенный порядок осуществления последовательных и взаимосвязанных действий.
На первом (подготовительном) этапе на основании полученного от правоохранительных органов мотивированного постановления руководитель организации издает распоряжение (приказ, распоряжение) о проведении инвентаризации.
Как правило, в каждой организации существует постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителя организации или его заместителя, главного бухгалтера, начальников структурных служб и представителей общественности.
Для непосредственного проведения инвентаризации создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе: руководителя организации (председатель комиссии), специалистов различных подразделений, бухгалтера, экономиста, юриста, технолога, товароведа и т.п[4].
Участие лица обеспечивается даже в тех случаях, когда оно задержано в порядке ст.91 УПК РФ и находится в изоляторе временного содержания (ИВС) или в отношении него применена мера пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 108 УПК РФ и оно находится в следственном изоляторе (СИЗО). Организация доставки лица возлагается на конвойные подразделения органов внутренних дел.
При коллективной материальной ответственности в инвентаризации могут участвовать одно или несколько лиц по поручению коллектива. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания её результатов недействительными.
Кроме того, важно отметить, что если инвентаризация проводится по требованию органа дознания, следствия или суда, то представитель этих органов может присутствовать при её проведении, но не является членом инвентаризационной комиссии и не подписывает инвентаризационные документы. Сотрудник правоохранительного органа осуществляет выборочный контроль за методикой ее проведения, а также препятствует воздействию на членов комиссии путём шантажа, подкупа и угроз.
Прежде чем комиссия приступит к непосредственному снятию остатков, материально-ответственное лицо дает подписку, что к моменту проведения инвентаризации у него на руках нет никаких приходных и расходных документов, не приложенных к отчету. После этого материально-ответственное лицо составляет товарный отчет, где выводит книжный остаток.
Процесс инвентаризации следует начинать с кассы. В кассе осуществляется проверка фактического наличия, находящихся там денег, ценных бумаг, чековых книжек, документов строгой отчетности и других ценностей. При этом проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и других документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам[5].
Хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию или являющихся личными деньгами кассира, запрещается. Наличные деньги, не оправданные кассовыми ордерами и показаниями суммирующих контрольных счетчиков, считаются излишками кассы и подлежат взносу в бюджет в трехдневный срок. Результаты инвентаризации наличных денежных средств в кассе оформляются актом. Однако это более свойственно крупным организациям, предприятиям в структуре бухгалтерии которых находится касса.
Многие предприятия осуществляют свою деятельность с применением контрольно-кассовых машин (ККМ), за исключением определенных категорий юридических и физических лиц. В связи с этим при проведении проверок и инвентаризаций сотрудники милиции имеют право требовать у администрации контрольного снятия фактических остатков денежных средств в кассе. Проверка кассы осуществляется по приказанию руководителя непосредственно кассиром-операционистом (если возможно, то присутствует руководитель или главный бухгалтер) под контролем сотрудника милиции.
В процессе проведения инвентаризации следует учитывать, что при работе на всех ККМ является обязательным использование контрольно-кассовой ленты. В связи с этим, проверяющие должны тщательно исследовать контрольно-кассовую ленту. При этом необходимо:
- проверить, надлежащим ли образом оформлены начало и конец контрольной ленты;
- исследовать контрольно-кассовую ленту на предмет её целостности. При наличии склеенных либо не заверенных соответствующими подписями обрывов, проверить пропуски нумерации;
- проверить наличие в начале и в конце контрольной ленты оттисков контрольных чеков, удостоверяющих факт снятия показаний суммирующих счётчиков;
- проверить номер чека, с которого кассир начал работу. При этом первые два чека без суммы должны быть отпечатаны кассиром в начале смены и приложены к кассовому отчёту;
- проверить, соответствует ли сумма выручки ККМ показаниям суммирующих счётчиков, зафиксированных в этих документах;
- удостовериться в отсутствии на контрольной ленте оттисков чеков, отпечатанных при неработающем суммирующем счетчике[6].
Перед началом проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия должна проверить исправность всех весоизмерительных приборов, при помощи которых будет фиксироваться фактическое наличие материальных ценностей. Для квалифицированной проверки приборов и их клеймения могут быть приглашены метрологи.
Если инвентаризация товарно-материальных ценностей не может быть закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение последующих дней. В этом случае помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время или по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (в ящике, шкафу, сейфе). При этом ключ находится у материально-ответственного лица, а печать - у председателя комиссии.
Второй (основной) этап заключается в непосредственном снятии остатков, то есть установлении фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуре. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путём обязательного подсчёта, взвешивания, обмера с применением заблаговременно подготовленных и проверенных технических приспособлений (весов, ёмкостей и т.д.), с соблюдением техники подсчёта ценностей, имеющих разные физические свойства (твёрдые, жидкие и т.д.).
При инвентаризации большого количества весовых товаров ведомости отвесов визируют раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо. В конце рабочего дня или по окончанию проверки данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчёты и ведомости отвесов прилагают к инвентаризационной описи или акту инвентаризации, где записываются сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств. Примерные формы описи утверждены Министерством финансов РФ и содержатся в приложениях к вышеуказанным методическим указаниям.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении. При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально-ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается либо пломбируется), и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально-ответственных лиц.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой чётко и ясно, без помарок и подчисток. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, они должны быть прочеркнуты.
Наименование инвентаризуемых ценностей или объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте, и в том порядке, в котором производилось снятие остатков. Так, например, если инвентаризация проводилась во всем магазине, то не могут составляться отдельные инвентаризационные описи на каждый отдел или склад.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путём зачёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми записями новых правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчёте итогов за подписями лиц, производивших проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально-ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
В тех случаях, когда материально-ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно, до открытия склада, магазина и т.д., заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и, в случае их подтверждения, производит исправление выявленных ошибок, если итог не выводился, либо ведет подсчёт заново.
Основной этап инвентаризации заключается в непосредственном снятии остатков, то есть установлении фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуре, что определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, для чего руководитель организации обязан создать условия.
Оформление результатов инвентаризации.
Для правоохранительных органов существенное значение при доказывании по уголовным делам имеет документальное оформление результатов инвентаризации. По результатам инвентаризации составляются следующие виды документов.
- документы, где фиксируются фактические остатки -инвентаризационные описи;
- документы, на основе которых определяются результаты инвентаризации - сличительная ведомость (при количественном учете); акт результатов инвентаризации (при суммовом учете).
- иные документы - акт контрольной проверки, проведенной инвентаризации; расчет естественной убыли; акт на испорченные товары; объяснения материально-ответственного лица; решение руководителя по результатам инвентаризации.
Следует отметить, что при проведении инвентаризации по инициативе правоохранительных органов описи составляются не менее чем в трех экземплярах как рукописно, так и с использованием средств вычислительной и другой организационной техники. Все экземпляры инвентаризационной описи считаются подлинниками. Первый экземпляр передается представителю правоохранительных органов (оперативному работнику, следователю). Необходимость получения именно первого экземпляра обусловлена тем, что при возбуждении уголовного дела необходимы оригиналы документов. Кроме того, по описям, заполненным рукописным способом (под копирку), крайне затруднительно проводить исследования и экспертизы в случаях умышленной фальсификации записей остатков материальных ценностей. Второй экземпляр направляется в бухгалтерию предприятия, третий остаётся у материально-ответственного лица.
В сличительных ведомостях отражается разница в показателях по данным инвентаризационных описей (фактические остатки) с показателями по данным бухгалтерского учёта. В них в обязательном порядке отражаются сведения о наименовании ценностей, по которым производится сличение (единица измерения, сорт, цена). Затем следуют учётные (книжные) остатки в натуральном и денежном выражении. Далее указываются фактические остатки (по инвентаризационной описи), данные о пересортице, естественной убыли и результатах инвентаризации.
Сличительные ведомости составляются только при ведении количественно-сортового учёта (оптовые базы, склады и т.д.). В условиях количественного учёта (предприятия розничной торговли) по итогам инвентаризации составляется акт результатов инвентаризации, в котором информация о выявленных фактах излишек или недостач отражается в обезличенном суммовом выражении. Основными результатами инвентаризации являются:
- равенство фактического и книжного остатков (положительный результат);
- превышение фактических остатков над книжными (излишки);
- превышение книжного остатка над фактическим (недостача).
Выявленные излишки приходуются и относятся на финансовый результат у организаций или на увеличение финансирования (фонды) с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц. Наличные деньги, не оправданные приходными кассовыми ордерами в государственных организациях, в трехдневный срок вносятся в бюджет. Излишки запасов приходуются по рыночным ценам, и одновременно их стоимость относится у коммерческих организаций на финансовые результаты[7].
Недостача или порча в пределах норм естественной убыли списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организаций или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Недостача материальных ценностей и другого имущества предприятия сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц. В случае, когда виновные лица не найдены или во взыскании с них отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой отчетности - в годовом бухгалтерском отчете.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и порчи списываются на финансовые результаты организации (ч.З ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учете»). Виновники недостачи могут быть не установлены вследствие того, что недостача образовалась в результате кражи имущества, мошеннических действий, совершенных посторонними лицами. При этом материалы инвентаризации находятся в уголовном деле в органах предварительного следствия, которые могут приостановить следствие на основании того, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ). О приостановлении предварительного следствия следователь уведомляет об этом потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения (ч.1 ст.209 УПК РФ).
В материалах, представленных руководству организации для оформления списания недостачи материально-производственных запасов и порчи сверх норм естественной убыли, должны содержаться документы об обращении в соответствующие органы (МВД России, судебные органы и т.д.) по фактам недостач. Кроме того, в них должны иметься решения этих органов, а также заключения о факте порчи запасов, полученных от соответствующих служб организации (отдела технического контроля, другой аналогичной службы), или специализированные организации.
По всем недостачам и излишкам инвентаризационная комиссия получает письменные объяснения от соответствующих работников.
Недостатки и излишки могут быть в равной степени как следствием злоупотребления материально-ответственных лиц (обман потребителей, завоз неучтенного товара, присвоение), так и ошибок в бухгалтерском учёте либо при проведении инвентаризации, а также в результате пересортицы.
Также итогом искажения результатов инвентаризации может быть пересортица, представляющая собой ситуацию, когда какие-либо однородные товарно-материальные ценности одновременно находятся в излишке и в недостаче.
Пересортица бывает:
- случайной, когда она возникает из-за неопытности материально-ответственных лиц;
- умышленной, когда вносятся записи в бухгалтерские документы с целью запутать количественный учет;
- простой, когда она образуется за один рабочий прием, то есть создание пересортицы и реализация товаров совпадают во времени;
- сложной, когда суммовые разницы от пересортицы накапливаются постепенно в течение нескольких рабочих приемов, то есть создание пересортицы и реализация товаров не совпадают во времени.
Причинами пересортицы могут быть:
- ошибки материально-ответственных лиц при приемке или отпуске товарно-материальных ценностей;
- злоупотребления материально-ответственных лиц;
- ошибки в учетных записях, допускаемых работниками бухгалтерии;
- умышленное внесение неверных записей в первичные документы и бухгалтерский учет.
По окончании инвентаризации сотрудник правоохранительного органа проверяет правильность заполнения инвентаризационной описи, наличие подписей членов комиссии, отсутствие неоговоренных исправлений и недопустимость подписей под копирку.
Задача.
Начальный баланс
Актив | Пассив | ||||
Статьи баланса | Сумма (рублей) | Статьи баланса | Сумма (рублей) | ||
На начало | На конец | На начало | На конец | ||
Основные средства (01) | Задолженность перед персоналом по оплате труда(70) | ||||
Подотчетные лица (71) | Краткосрочные ссуды банка (66) | ||||
Материалы(10) | Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) | ||||
Товары (41) | Уставный капитал (80) | ||||
Основное производство(20) | Прибыль отчетного года (99) | ||||
Денежные средства на расчетном счете (51) | Резервный капитал (82) | ||||
Денежные средства в кассе (50) | |||||
Итого | Итого |
2.Счет 01 «Основные средства»
Дебет | Кредит |
С.н. - 20000 | |
С.к. - 20000 |
Счет 10 «Материалы»
Дебет | Кредит |
С.н. - 15000 | |
4. 7000 | 6. 18000 |
5. 11000 | |
Итог Обд - 18000 | Итог Обк - 18000 |
С. к.= 15000 |
Счет 20 «Основное производство»
Дебет | Кредит |
С.н. - 8000 | |
6. 18000 7. 20000 | |
Итог. Обд -38000 | |
С.к. - 46000 |
Счет 41 «Товары»
Дебет | Кредит |
С.н. - 1000 | |
С.к. - 1000 |
Счет 50 «Касса»
Дебет | Кредит |
С.н. - 500 | |
1. 18000 8. 2100 | 2. 10000 3. 8000 9. 1000 |
Итог Обд - 20100 | Итог Обк - 19000 |
С.к. = 1600 |
Счет 51 «Расчетный счет»
Дебет | Кредит |
С.н. - 27100 | |
1. 18000 | |
Итог Обк - 18000 | |
С.к. = 9100 |
Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет | Кредит |
С.н. - 20000 | |
5. 11000 | |
Итог Обк - 11000 | |
С.к. = 31000 |
Счет 66 «Рассчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Дебет | Кредит |
С.н. - 20000 | |
С.к. - 20000 |
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Дебет | Кредит |
С.н. – 10000 | |
2. 10000 | 7. 20000 |
Итог. Обд - 10000 | Итог. Обк – 20000 |
С.к. = 10000+20000-10000= 20000 |
Счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»