Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта. Особенности проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов

Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учёта представляет собой способ выявления и отражения в учете таких явлений в хозяйственной деятельности предприятия, которые не могли найти отражения в бухгалтерских документах (недостача, излишки, порча ценностей), а также ошибки и неточности в учете обязательств.

Сущность инвентаризации состоит в проверке фактического наличия имущества организации на определённый момент времени путём пересчета, обмера и взвешивания, сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.

Обязанность проведения инвентаризаций для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета установлена Законом «О бухгалтерском учете» (ст. 12). Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяются руководителем организации, однако Законом определены случаи обязательного их проведения:

- при смене материально ответственных лиц (на день передачи дел);

- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

- при реорганизации предприятия, т.е. когда предприятие меняет собственников, либо меняет организационно-правовую форму, либо ликвидируется, либо происходит слияние этого предприя­тия с другим;

- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года. Инвентаризация зданий, сооружений и других неподвижных объектов основных средств может прово­диться один раз в два-три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;

- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а так­ же порчи имущества;

- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычай­ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких чле­нов коллектива (бригады).

Правила проведения инвентаризации регламентируются «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств», утвер­жденными Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 № 49, точное выполнение которых обеспечивает эффективность проводимого контрольного действия.

В соответствии с этими правилами, инвентаризацию можно условно разделить на ряд этапов.

Этап - подготовительный.

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссийв составе:

- руководителя предприятия или его заместителя (председате­ля комиссии);

- главного бухгалтера;

- начальников структурных подразделений (служб);

- представителей общественности.

Для непосредственного проведения инвентаризации имущества со­здаются рабочие комиссиив составе:

- представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии);

- специалистов (экономиста, работника бухгалтерской службы, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.).

Персональный состав постоянно действующих инвентаризаци­онных комиссий, рабочих инвентаризационных комиссий и ко­миссий, осуществляющих проверки и выборочные инвентариза­ции, утверждается приказом руководителя предприятия (орга­низации). Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ре­зультатов инвентаризации недействительными.

Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих ин­вентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки нача­ла и окончания работы по проведению инвентаризации. К ее нача­лу должна быть закончена обработка приходных и расходных пер­вичных документов, сделаны все записи в аналитическом, синте­тическом учете и выведены остатки, все ценности должны быть разложены по названиям, сортам, размерам и т.д. Бухгалтер к моменту проведения инвентаризации составляет инвентаризаци­онную опись.

Материально ответственные лица дают расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей. На этом же этапе инвентаризационной комиссии следует получить подтверждение учетных данных от сторонних организаций – поставщиков, покупателей, кредитных учреждений, налоговых органов и органов социального страхования и обеспечения.

При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные цен­ности подготавливаются к инвентаризации в присутствии инвен­таризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговре­менно.

Складские операции в период инвентаризации не производятся; заведующий складом в данной описи дает расписку в том, что все документы склада записаны в карточку складского учета ма­териалов и сданы в бухгалтерию организации.

После всех необходимых подготовительных мероприятий производится вещественная и документальная проверка имущества и источников его формирования.

Наши рекомендации