Правила ведения кассовых операций
К кассовым операциям относятся операции юридических лиц в процессе их деятельности по приему, хранению и выдаче наличных денежных средств Российской Федерации. Кассовые операции — совокупность материально-технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права, которые представляют собой специальный финансово-правовой институт.
В целях ограничения налично-денежного обращения все юридические лица независимо от их организационно-правовой формы:
- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими организациями в безналичном порядке через учреждения банков;
- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями организаций;
- обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, которые согласованы с учреждениями банков;
- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.
Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, а также наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров и т.п.).
В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает получатель средств, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо.
В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.
Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.
В зависимости от того, в отношении каких именно субъектов осуществляется государственное регулирование кассовых операций, можно выделить такое регулирование в отношении операций:
а) банков и других кредитных организаций;
б) предприятий, учреждений и иных организаций;
в) предприятий и других организаций по непосредственному приему от населения платежей за товары, услуги и работы.
Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14 июня 1992 г.* установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы, а следовательно, и собственности:
• обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков;
• должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
• могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
• обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;
• имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
Основные денежные документы — приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов — договоров, заявлений и т.п.
В кассовой книге должна быть отражена каждая операция по приему и расходованию денег по каждому операционному дню.
Получатель средств — руководитель предприятия, учреждения, иной организации или специально уполномоченное им должностное лицо подписывает приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях.
58 Валютные правоотношения: понятие, структура, содержание.
Валютные правоотношения - разновидность общественных отношений, складывающихся в процессе проведения валютных операций.
Структура валютных правоотношений традиционна и включает в себя следующие элементы: объект, субъекты и содержание.
Объектом валютных правоотношений является порядок проведения валютных операций. Правовой режим осуществления валютных операций зависит от направления валютного регулирования.
Непосредственными объектами (предметами) валютных правоотношений являются валюта и валютные ценности, перечень которых определен Законом о валютном регулировании (п. 1 ч. 1 ст. 1).
Термин "валюта" охватывает несколько категорий:
1) валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;
2) иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Ценные бумаги представляют собой особую категорию валютного законодательства. Они поделены на два вида:
1) внутренние;
2) внешние.
К внутренним ценным бумагам относятся:
а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;
б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся, в соответствии с нормами Закона о валютном регулировании, к внутренним ценным бумагам.
Особым предметом валютных правоотношений являются валютные ценности, к которым действующий Закон о валютном регулировании причисляет иностранную валюту и внешние ценные бумаги.
Субъектами валютных правоотношений являются:
1) резиденты;
2) нерезиденты.
Резидентами являются (п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):
а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подп. "в";
д) дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Нерезидентами являются (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подп. "а" и "б" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
е) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подп. "б" и "в";
ж) иные лица, не указанные в числе резидентов.
Итак, перечень резидентов является закрытым в отличие от списка нерезидентов.
Таким образом, в зависимости от статуса субъекты валютных правоотношений могут быть поделены на две категории:
1) властные субъекты;
2) иные участники валютных правоотношений.
Содержание валютных правоотношений образуют права субъектов на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности.