Порядок ведения кассовых операций

До недавнего времени, точнее, до начала 2012 года, кассовые операции проводились на основании инструкции Центрального банка от 04.10.1993 года №18.С первого января 2012 года вступило в силу Положение Центрального банка о «Порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации» от 12 октября 2011 года № 373-П (далее – Порядок) и теперь индивидуальные предприниматели (ИП) тоже обязаны вести учет кассовых операций.То есть ИП обязаны были оформить кассовые операции по всем правилам уже в 2012 году. Давайте разберем подробнее, что же предписывает индивидуальным предпринимателям новый Порядок. Для того чтобы не нарушить требования Центрального банка, достаточно всего лишь:

1. Оборудовать на предприятии место под кассу и назначить постоянного кассира.

2. Установить лимит остатка кассы и придерживаться его.

3. Соблюдать кассовую дисциплину.

4. Соблюдать предел расчетов наличными (сто тысяч рублей).

5. Помнить о необходимости применения контрольно-кассовой техники (в случаях, предписанных законом о ККТ).

Касса и кассир

Самое, пожалуй, приятное, что диктует новый порядок ведения кассовых операций, это то, что теперь можно не оборудовать для кассы отдельное помещение – существенное облегчение для небольших предприятий, у которых каждый квадратный метр на счету. Тем не менее, касса (ящик, шкаф или сейф) должна запираться на ключ (который в единственном экземпляре хранит кассир, а дубликат ключа – руководитель предприятия), а во время передачи средств поблизости не должно быть никого, кроме кассира и лица, которое получает или передает наличные. В кассе не должно храниться ничего, кроме наличных денежных средств и ценностей, принадлежащих предприятию. При этом вся поступившая на предприятие наличность сверх установленного кассового лимита должна быть передана в банк в течение недели, хранить суммы сверх лимита допускается только в дни выдачи заработных плат и иных выплат (но не более пяти дней, считая день получения средств в банке и не считая выходных и праздников).

Лицо, которое назначается на должность кассира и проводит кассовые операции ИП 2013, должно быть назначено письменным приказом или распоряжением руководителя (точно так же оформляется замена кассира в случае, если он по какой-то причине не может исполнять свои обязанности). Кассир должен быть ознакомлен с порядком проведения кассовых операций и с кассовой дисциплиной (лучше всего, если у кассира будет должностная инструкция в письменном виде), руководитель предприятия должен заключить с кассиром договор о полной материальной ответственности. При этом, хотя кассир и несет с момента подписания договора ответственность за все, хранящееся в кассе, обязанность по обеспечению безопасности кассы и ее содержимого ложится на руководителя предприятия.

В случае отсутствия кассира на предприятии порядок совершения кассовых операций могут осуществлять главный (старший) бухгалтер или сам руководитель предприятия.

В случае наличия кассира на предприятии бухгалтерия контролирует кассовые отчеты, а руководитель предприятия устанавливает порядок проведения плановых ревизий кассы и кассовых документов. Новый Порядок отменяет необходимость проведения внезапных ревизий кассы.

Обособленные структурные подразделения предприятия могут иметь или не иметь собственные кассы по решению руководителя предприятия. В случае если на предприятии находится несколько касс, на каждую может быть установлен отдельный лимит средств, на каждую должен быть назначен отдельный кассир, среди всех кассиров должен быть назначен один старший, который будет контролировать работу всех кассиров структурных подразделений.

Лимит кассы

Вторым приятным введением нового порядка осуществления кассовых операций является то, что теперь лимит кассы может установить сам предприниматель и даже не сообщать эту цифру банку. Раньше, напомним, лимит средств устанавливал банк.

Правда, сумму лимита предприниматель все-таки берет не с потолка, а рассчитывает по приведенной в Порядке формуле и фиксирует в приказе или распоряжении.

Кассовая дисциплинаВсе кассовые операции 2013должны быть зафиксированы в соответствующих документах: кассовой книге, приходных и расходных ордерах, расчетно-платежных ведомостях и книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств (если на предприятии несколько кассиров).

Кассир может вести документацию как в бумажном, так и в электронном виде. При этом отчеты о кассовом остатке все равно должны распечатываться, а в конце года подшиваться в книгу с пронумерованными листами. В случае если кассовая книга ведется в электронном виде, должна быть обеспечена сохранность данных и предусмотрена защита от несанкционированного изменения сведений.

Поступление и выдача средств оформляются приходными и расходными кассовыми ордерами, выплаты заработной платы, а также все прочие выплаты дополнительно оформляются ведомостями. Кассир обязан пересчитывать получаемые и выдаваемые средства в присутствии того человека, который передает или получает наличные.

Средства на хозяйственные операции кассир может выдавать по заверенному руководителем заявлению подотчетного лица (ранее необходимо было издавать специальный приказ с установленными сроками выдачи средств и определенными суммами). В течение трех дней после выдачи средств получатель обязан предоставить отчеты о расходах, срок окончательного расчета устанавливает сам руководитель предприятия.

Новый порядок проведения кассовых операций предусматривает ведение отдельной кассовой книги и отдельных приходных и расходных ордеров (с отдельной нумерацией) платежными агентами (как банковскими, так и не банковскими).

Кассовые документы необходимо хранить не менее пяти лет.

Применение контрольно-кассовой техники

Регулирование применения контрольно-кассовой техники происходит на основании Федерального закона от 22.05. 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Первый пункт этого закона гласит, что контрольно-кассовую технику обязаны применять все предприниматели и организации, которые продавая товары, оказывая услуги или выполняя работы, принимают платежи с использованием платежных карт.

21. контроль за полнотой учёта выручки.

Порядок определения полноты учета денежной выручки установлен в п.п. 37-41 регламента.

1. При применении ККТ:

а) сравнивают суммы наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники на момент проведения инвентаризации, с данными, отраженными:

- в фискальном отчете,

- контрольной ленте контрольно-кассовой техники,

- записями в журнале кассира-операциониста;

б) записи в журнале кассира-операциониста сверяют с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов;

в) на контрольной ленте проверяется наличие всех порядковых номеров кассовых чеков, сверяются номера и суммы кассовых чеков, распечатанных на контрольной ленте, с номерами и суммами имеющихся кассовых чеков (при их наличии);

г) проверяются количество фактов возврата, а также сумма денежных средств, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам.

2. При применении бланков строго отчетности:

а) определяют количество использованных бланков строгой отчетности за проверяемый период на основании книги учета бланков документов, актов приемки бланков строгой отчетности и актов инвентаризации бланков строгой отчетности;

б) сопоставляют с фактическим количеством копий использованных бланков

строгой отчетности (корешков документов), хранящихся у проверяемого объекта;

в) сумму выручки денежных средств, отраженную в учете проверяемого объекта, сопоставляют с суммами, отраженными в копиях использованных бланков строгой отчетности (корешках документов), хранящихся у проверяемого объекта.

22.учёт операций по расчётному счёту.

Учет операций по расчетным счетам в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) производится на счетах:51 «Расчетный счет» - наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации (в рублях) на расчетных счетах, открытых в кредитных организациях.

52 «Валютные счета» - наличие и движение денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.Возможные субсчета

52-1 «Валютные счета внутри страны»,

52-2 «Валютные счета за рубежом»,

52-3 «Транзитный валютный счет».55 «Специальные счета в банках» - наличие и движение денежных средств в рублях и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению. По данному счету могут учитываться также средства на пластиковых корпоративных картах. Кроме того, учитывая положения Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе», представляется наиболее логичным по данному счету отражать операции с электронными денежными средствами.

29.учёт продажи продукции связанный с обычными видами деятельности.

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним.

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

- 901 «Выручка»;

- 902 «Себестоимость продаж»;

- 903 «Налог на добавленную стоимость»;

- 904 «Акцизы»;

- 909 «Прибыль/убыток от продаж».

Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту субсчета 901 «Выручка» счета «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет субсчета «Себестоимость продаж» счета «Продажи».

Начисленные по проданной продукции (товарам, работам, услугам) суммы НДС и акцизов отражают по дебету субсчетов 903 «Налог на добавленную стоимость» и 904 «Акцизы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Организации — плательщики экспортных пошлин могут открыиать к счету 90 субсчет 905 «Экспортные пошлины» для учета сумм лсспортных пошлин.

Субсчет 909 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 901,902,903,904,905 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 902,903, 904 и 905 и кредитового оборота по субсчету 901 определяют финансовый результат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 909 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 909), закрываются внутренними записями на субсчет 909 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т. п.).

Поступившие платежи за проданную продукцию отражают по дебету счета 51 «Расчетные счета» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

30.Учёт прочих расходов и доходов.

К прочим относятся доходы и расходы, не связанные с обычными видами деятельности.

Для учета прочих доходов и расходов отчетного периода предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Структура и порядок использования счета 91 "Прочие доходы и расходы" аналогичны структуре и порядку использования счета 90.

К счету 91 открываются три субсчета:

91-1 "Прочие доходы";

91-2 "Прочие расходы";

91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

По окончании каждого месяца сопоставляются дебетовый оборот по субсчету 91-2 с кре-дитовым оборотом по субсчету 91-1. Выявленный результат представляет собой прибыль или убыток за месяц. Таким образом,

Финансовый результат от прочих видов деятельности = Сумма прочих доходов (кредитовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-1) - Сумма прочих расходов (дебетовый оборот по субсчету 91-2).

Д 91-9 К 99 - отражена сумма прибыли за месяц

Д 99 К 91-9 - отражена сумма убытка, полученного за месяц.

По окончании каждого месяца счет 91 сальдо не имеет, но у субсчетов этого счета остается дебетовый или кредитовый остаток.

После списания финансового результата за декабрь субсчета счета 91 закрываются. Для этого на субсчет 91-9 списываются остатки с других субсчетов:

Д 91-1, К 91-9 - списано сальдо субсчета "Прочие доходы";

Д 91-9 К 91-2- списано сальдо субсчета "Прочие расходы".

31. Учёт резервов предстоящих расходов.

Счет 96 "Резервы предстоящих расходов" предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу. В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:

предстоящей оплаты отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение) работникам организации;

на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

на ремонт основных средств;

предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Резервирование тех или иных сумм отражается по кредиту счета 96 "Резервы предстоящих расходов" в корреспонденции со счетами учета затрат на производство и расходов на продажу.

Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96 "Резервы предстоящих расходов" в корреспонденции, в частности, со счетами: 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на суммы оплаты труда работникам за время отпуска и ежегодного вознаграждения за выслугу лет; 23 "Вспомогательные производства" - на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделением организации, и др.Правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву периодически (а на конец года обязательно) проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.

Аналитический учет по счету 96 "Резервы предстоящих расходов" ведется по отдельным резервам.

32. Учёт прибылей и убытков.

Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.

Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов, включая чрезвычайные. По дебету счета 99 "Прибыли и убытки" отражаются убытки (потери, расходы), а по кредиту - прибыли (доходы) организации. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.

На счете 99 "Прибыли и убытки" в течение отчетного года отражаются:

прибыль или убыток от обычных видов деятельности - в корреспонденции со счетом 90 "Продажи";

сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц - в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы";

потери, расходы и доходы в связи с чрезвычайными обстоятельствами хозяйственной деятельности (стихийное бедствие, пожар, авария, национализация и т.п.) - в корреспонденции со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.;

начисленные платежи налога на прибыль и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций - в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам".

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

33. Понятие и состав бух. Отчётности.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственно-финансовой деятельности, подготовленная по установленным формам на основе учетной информации.

Все организации, независимо от формы собственности, находящиеся как на самоокупаемости, так и на бюджетном финансировании, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

‑­

В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная (месячная и квартальная) бухгалтерская отчетность включает:

1) форму № 1 “Бухгалтерский баланс”;

2) форму № 2 “Отчет о прибылях и убытках”.

Организация вправе принять решение в интересах пользователей отчетной информации представлять промежуточную отчетность в объеме годовой бухгалтерской отчетности.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (с изм. и доп. от 23.07.1998 г., 28.03., 31.12.2002 г., 10.01., 28.05., 30.06.2003 г.) и ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации” годовая бухгалтерская отчетность организаций за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

1) бухгалтерского баланса (ф. № 1), характеризующего величину и состав активов, и источники их формирования (пассивов) на отчетную дату;

2) отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), где приводятся данные по формированию финансовых результатов;

3) отчета об изменениях капитала (ф. № 3), отражающего данные о величине и движении капитала и его составляющих элементов;

4) отчета о движении денежных средств, содержащего показатели, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств (ф. № 4);

5) приложения к бухгалтерскому балансу (ф. № 5), где приводятся показатели, представляющие собой детализацию имеющихся в бухгалтерском балансе данных либо содержащие качественную их сторону;

6) пояснительной записки, где расшифровывается учетная политика организации;

7) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав годовой бухгалтерской отчетности “Отчет о целевом использовании полученных ‑­

средств” (ф. № 6), содержащий данные об остатках, ранее поступивших в качестве вступительных, членских, добровольных взносов и прочих поступлений, расшифровка использования средств.

Субъекты малого предпринимательства, не применяющие в своей деятельности упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также общественные организации (объединения), не осуществляющие коммерческую деятельность, имеют право не представлять в составе годовой отчетности “Отчет о движении денежных средств”, а при отсутствии соответствующих данных — “Отчет о движении капитала” и “Приложение к бухгалтерскому балансу”.

34. Порядок составления и представления бух. Отчётности

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Министерства финансов РФ 06.07.1999 года № 43н, организация может самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов форм, представленных Министерством финансов РФ в приложении к приказу Министерства финансов РФ от 13.01.2000 г. №4н. При этом в обязательном порядке должны соблюдаться общие к бухгалтерской отчетности требования.

В нее должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Если организация все же решила самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности, то в не должны быть сохранены коды строк разделов и групп статей Бухгалтерского баланса (форма №1), приведенных в образце его формы, предложенном МФ РФ.

В отчете о прибылях и убытках (форма №2) организации могут показатели в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» из образца формы представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета (в строках «в том числе» или «из них»).

Отдельные показатели, включенные в Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) согласно образцу формы, допускается представлять в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности или включать в пояснительную записку.

Организация может принять решение о представлении в бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более). В этом случае разрабатывается бланк (форма) с достаточным количеством граф (строк), необходимых для такого раскрытия.

В случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в образце форм, ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

35. Учётная политика организации

Согласно ст. 6 ФЗ «О бухгалтерском учете» принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

39. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства. Малые предприятия могут сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке:

1. Они могут включать в Бухгалтерский баланс и в Отчет о прибылях и убытках показатели по группам статей, без детализации показателей по статьям (пп. «а» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. 05.10.2011 г.) (далее Приказ № 66н). Также малые предприятия могут разработать свои формы Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках: например, включить в них только те группы статей, по которым есть информация (п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее Информация)).

2. П. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (в ред. от 24.12.2010 г.), прямо разрешает субъектам малого предпринимательства не сдавать приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Однако Приказ N 66н требует приложения сдавать, но отражать в них лишь сведения, крайне важные для понимания финансового состояния фирмы (пп. «б» п. 6 Приказа № 66н). Малые предприятия должны самостоятельно определить насколько верно отчетность без приложений отражает финансовое положение их организации. Исходя из этого, следует принимать решение о том, будут ли они сдавать приложения к бухгалтерской отчетности или нет.

3. В соответствии с п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н (в ред. от 24.12.2010 г.), данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.

4. Субъекты малого предпринимательства вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном для исправления не существенных ошибок, без ретроспективного пересчета. А именно: ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 9 и п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 г. N 63н (в ред. от 27.04.2012 г.)).

5. Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, без ретроспективного пересчета (п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (в ред. от 27.04.2012 г.)).

6. Все финансовые вложения (например, доли, акции, векселя, выданные займы) малые предприятия учитывают по первоначальной стоимости: сколько потратили, столько и отразили проводками, сумма больше меняться не будет (п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 г. N 126н (в ред. от 27.04.2012 г.)).

Также субъекты малого бизнеса вправе не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это в случаях, когда посчитать величину обесценения трудно (п. 10 Информации). Это касается практически всех вложений, не обращающихся на организованном рынке.

7. Малые предприятия могут не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) (п. 11 Информации).

8. Малые предприятия также освобождены от применения:

- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. N 48н (основание – п. 3 данного Положения),

- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. N 143н (основание – п. 2 данного Положения, в соответствии с которым малое предприятие может принять решение не применять это Положение),

- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. N 66н (в ред. от 08.11.2010 г.) (основание – п. 3.1 данного Положения).

40. учётная политика для целей бух. Учёта в соответствии с ФЗ №402 ФЗ «О бухгалтерском учёте»

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Наши рекомендации