Порядок установления и взимания платы за землю

Статья 15. Основанием для установления налога и арендной платы за землю яв-ляется документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Статья 16. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.

Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые орга-ны расчет причитающегося с них налога по каждому земельного участку.

По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в тече-ние месяца с момента их предоставления.

Начисление земельного налога гражданам производится органами государствен-ной налоговой службы, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают им платеж-ные извещения об уплате налога.

Согласно части 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации нало-говый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находя-щегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, зе-мельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находя-щегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земель-ный налог начисляется каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения.

Статья 17. Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.

Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 нояб-ря. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере, ус-тановленном федеральным законом.

Налоговым кодексом РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ пеня за просрочку уплаты налогов и сборов установлена в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБР.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.

Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, упла-чивают этот налог не более чем за три предшествующих года.

Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более, чем за три предшествующих года.

Статья 18. Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:

за земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 132-ФЗ в статью 19 настоящего За-кона внесены изменения.­

Статья 19. На бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казна-чействе, соответствующего субъекта Российской Федерации перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах долей, установленных насто-ящим Законом.

Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых в федеральный бюджет, устанавливается в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Изменение указанной доли производится по представ-лению Правительства Российской Федерации исходя из потребности в средствах на централизованно выполняемые мероприятия, предусмотренные статьей 24 настоя-щего Закона, одновременно с утверждением федерального бюджета на предстоящий год.

Доля средств от земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, перечисляемых на бюджетные счета субъектов Российской Федерации, устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. На мероприятия, централизованно выполняемые субъектом Российской Федерации перечисляется не более 10% от суммы средств земельного налога административного района.

Доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет от земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков для финансирования централизованно выполняемых мероприятий, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона, ежегодно устанавливается при утверждении федерального бюджета.

Статья 20. Ответственность за правильность исчисления и своевременность уп-латы налога за земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям, организациям, возлагается на их руководителей.

Статья 21. Размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанав-ливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муни-ципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти уста-навливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и ка­тегориям арендаторов. Арендная плата может устанавливаться как в денежной, так и в натуральной форме.

См. также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ.

Статья 22. Споры, возникающие по вопросам арендной платы за землю, рассмат-риваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией, а по вопро­­сам, касающимся земельного налога, в порядке, установленном законода-тельством РФ.

Статья 23. За нарушение настоящего Закона предусматривается ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об уголовной ответственности за умышленное занижение размеров платежей за землю см. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ.

­

Раздел VI

Наши рекомендации