Организация оперативного регулирования производства

В условиях единичного и мелкосерийного производства основными объектами диспетчерского контроля являются сроки выполнения работ по отдельным заказам и оперативная подготовка к выполнению текущих заданий .

В серийном производстве основными объектами диспетчерского контроля явл.: сроки запуска и выпуска партии заготовок, деталей и сборочных единиц, состояние складских заделов и степени комплектной обеспеченности сборочных единиц.

В условиях поточного производства основными объектами диспетчерского контроля явл.: соблюдение установленных режимов работы, состояний внутрилинейных и межлинейных заделов.

Контроль осуществляется по существующим и часовым графикам.

Диспетчирование должно иметь профилактический характер, заблаговременно выявляя и устраняя намечающиеся отклонения от установленных планов-графиков и текущих заданий.

Важным элементом работы диспетчерского аппарата п/п является диспетчерское совещание, Они проводятся в строго установленные сроки и без отрыва работников от своих рабочих мест.

В практике диспетчирования на п/п применяются следующие виды тех. средств оснащения: 1) административно-производственная связь, вкл. специальную телефонию, телеграфию, радио связь; 2) поисковая 3) вызывная 4) средство отображения процессов производства и управления, куда входят диспетчерские пульты, промышленное телевидение.

Внедрение амортизационных систем и подсистем оперативного управления основным производством, изменяют структуру органов управления и содержание их работы. Это выражается в создании вычислительных центров и в новых информационных связях между вычислительным центром, производственно диспетчерским отделом и производственно диспетчерскими бюро цехов.

44. Организация оперативно-производственного планирования в фирме «тойота» с использованием системы «Канбан».

В фирме Тойота разработана система управления производством, которая имеет принципиальные отличия от традиционно заданных, американских и отечественных систем.

Она решает двуединую задачу: обеспечивает непрерывность производства и одновременно позволяет приспосабливаться к ежедневным изменение спроса на авто как по количеству так и по номенклатуре.

Традиционные системы организации производства и ОПП базируется на том, что для предотвращения простоев и организации непрерывного потока необходимо создать задел.

Концепция фирмы Тойота основана на фактически полном отказе от заделов.

Главный подход – использование на всех стадиях технического процесса малых партий , что позволяет быстро реагировать на изменяющийся спрос, снижать расходы по хранению сырья ,материалов, потери от брака, и укорять оборачиваемость об. средств.

Использование малых партий требует высокого уровня орг. производства, что достигается внедрению 2 систем: 1) «точно вовремя» при которой детали ,узлы, и комплектующие производятся и подаются в нужном количестве и в заданное время на все участки. 2) Система автономного контроля качества непосредственно на рабочие места.

Для обеспечения функция системы «точно вовремя» применяется система «Канбан» т.е. текущая оперативная информация о ходе производства.

«Канбан» - «запись, табличка».

В фирме Тайота применяется специальные информационные карточки, которые используются как средство планирования непрерывного оперативного учета контроля и регулирование хода производства.

Существует 2 вида карточек: 1) производственная или заказа 2) транспортировочная или отбора. обслуживает 2 смежных участка: предшествующий и последующий.

Карточки Канбан постоянно циркулируют между смежными участками всех стадий производства.

На фирме Тайота идет постоянный процесс адаптирования планового производства к изменениям спроса. Этот процесс происходит в 2 стадии: 1) приспособление к изменениям месячного спроса на протяжении года. 2) приспособления к ежедневным изменениям спроса в течении месяца.

Месячные производственные планы составляются 2 этапа: 1) за 2 месяца определены модели и модификации авто и объемы их выпуска.2) за 1 месяц до плана составляется подробный план , который доводится до компании поставщиков на его основе составляется составляются суточные производственные графики для главного конвейера.

Конкретные суточные графики окончат формироваться на основе заказов, поступающих в отделение сбыта. Заказ торговой фирмы отражается на графике работы линии следующим образом: 1) В отделение сбыта поступают от торговых посредников декадные заказы за 7 суток до начала новой декады. 2) ежедневный отдел сбыта получает суточные заказы за 4 дня до сборки заказанных авто от торговых агентов. 3) отделение сбыта группирует заказы торговых посредников по моделям и модификациям автомобилей. Эта информация направляется в фирму за 3 дня до выпуска указанных авто. 4) на основании полученной информации составляется производственные графики для главного сборочного конвейера, которые поступают в производство до 2 суток до выпуска. Последовательность сборки различных модификаций рассчитывают ЭВМ.

Цели и задачи финансового планирования.

Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др. К задачам планирования финансов относятся:

1. обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;

2. установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другим хозяйствующими субъектами;

3. выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;

4. увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;

5. осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр дохода хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе.

Например, в западной экономике многие фирмы придерживаются правила "двадцать на восемьдесят", т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Основы финансового планирования па предприятии

Важнейшим элементом предпринимательской деятельности является планирование, в том числе финансовое. Эффективное управление финансами фирмы возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений фирмы.

Значение финансового планирования для фирмы состоит в том, что оно:

1) воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;

2) предоставляет возможности определения жизнеспособности финансовых проектов;

3) "служит инструментом получения внешнего финансирования.

Этапы финансового планирования.

На первомэтапе анализируются финансовые показатели деятельности фирмы за предыдущий период на основе важнейших финансовых документов - бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Проведенный анализ дает возможность оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.

Второй этап- это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям финансовой деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру бизнес-плана в том случае, если он разрабатывается на фирме.

На третьем этапеконкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертомэтапе происходит состыковка показателей финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами, разрабатываемыми предпринимательской фирмой.

Пятый этап- это осуществление оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов.

Планирование предусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, влияющее на конечные финансовые результаты ее деятельности в целом.

Завершается процесс финансового планирования на фирме анализом и контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается 8 определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предпринимательской фирмы, сопостав­лении с запланированными показателями, выявлении причин отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Годовой финансовый план и его структура.

Финансовый план предприятия является составной частью бизнес-плана. Поэтому раз­работка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них. Финансовый план состоит обычно из следующих разделов.

1. Прогноз объемов реализации.

Основная задача дать представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на три года вперед с разбивкой по годам:

- первый год — данные приводятся помесячно

- второй год — данные приводятся поквартально

- третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

2. Баланс денежных расходов и поступлений.

Главная задача — проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Полученная таким образом информация служит основой для определения общей стоимости всего проекта.

Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки его при составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления от реализации продукции отражаются:

- первый год — данные приводятся помесячно

- второй год — данные приводятся поквартально

- третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

3. Таблицу доходов и затрат.

Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменяться прибыль:

- первый год — данные приводятся помесячно

- второй год — данные приводятся поквартально

- третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.

Среди анализируемых показателей выделяются:

а) доходы от продаж товаров;

б) издержки производства товаров;

в) суммарная прибыль от продаж;

г) общепроизводственные расходы (по видам);

д) чистая прибыль (строка в) минус строка г) ).

4.Сводный баланс активов и пассивов предприятия.

Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков в оценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации продукции.

5.График достижения безубыточности.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства, продажной цены и себестоимости продукции ( в разбивке на условно-постоянные и условно-временные издержки).

С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности, то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменение выручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой, показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантов такого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию.

Оперативные финансовые планы и их роль в выполнении производственной программы.

Оперативное финансовое планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и др. Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договорами сроки. Кассовый план является планом оборота наличных денежных средств, отражающим поступления и выплаты наличных денег через кассу хозяйствующего субъекта. Своевременная обеспеченности наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между хозяйствующим субъектом и его трудовым коллективом. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности, предопределяющей всю финансово-коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов и имеет следующую форму.

1. Поступление наличных денег, кроме средств, получаемых в банке

1.1. Товарооборот от реализации продукции

1.2. Прочие поступления

2. Расход наличных денег

2.1 На оплату труда

2.2. На командировочные расходы

2.3. На хозяйственно-операционные расходы

3. Расчет выплат заработной платы

3.1. Фонд оплаты труда

3.2. Прочие выплаты

3.3. Общая сумма фонда оплаты труда

3.4. Удержания - всего

3.5. Подлежит выдаче

Платежный календарь - это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, в котором календарно взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Платежный календарь отражает доходы, поступления средств, отношения с бюджетом по налогам, кредитные отношения. Поэтому он охватывает движение всех денежный средств хозяйствующего субъекта. Платежный календарь используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью.

Платежный календарь хозяйствующего субъекта составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через его расчетный и ссудные счета в банке, что позволяет определить обеспеченность за счет собственных и заемных финансовых средств выполнения всех обязательств по платежам. Платежный календарь разрабатывается прежде всего путем уточнения и конкретизации плановых показателей очередного квартала и разбивки этих показателей по месяцам. Затем показатели можно уточнить и разбить на более мелкие периоды (пятидневки, недели). В платежном календаре поступление денег и денежные расходы должны быть сбалансированы. Если денежные поступления превышают расход денег, то в балансе отражаются денежные накопления (остаток средств на расчетном счете), что, в свою очередь, определяет платежеспособность и устойчивость финансового состояния хозяйствующего субъекта на предстоящий планируемый период. Превышение планируемых расходов над ожидаемым поступлением денежных средств (вместе с переходящим остатком средств на расчетном счете) означает недостаточность собственных возможностей хозяйствующего субъекта для их покрытия (неплатежеспособность), что свидетельствует об ухудшении финансового состояния. В этом случае необходимо перенести часть непервоочередных расходов на следующий календарный период или принять оперативные меры по изысканию дополнительных источников. Платежный календарь составляется исходя из конкретных данных оперативного учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведений о состоянии срочных и просроченных платежей, расчетов с дебиторами и кредиторами, об остатках задолженности по срочным и просроченным ссудам и т. п. Платежный календарь составляется по следующей примерной форме.

Платежные календарь по расчетному счету хозяйствующего субъекта на первую неделю месяца

Показатели

1. Расходы денежных средств

1.1 Неотложные нужды

1.2. Заработная плата и приравненные к ней платежи

1.3. Налоги

1.4. Оплата счетов продавцов за товарно-материальные ценности

1.5. Просроченная кредиторская задолженность

1.6. Погашение ссуд банка

1.7. Уплата процентов за кредит

1.8. Прочие расходы

1.9. Итого расходов

2. Поступление денежных средств

2.1. От реализации продукции

2.2. От реализации ненужных товарно-материальных ценностей

2.3. Поступление просроченной дебиторской задолженности

2.4. Прочие поступления

2.5. Итого поступлений

3. Балансирующие статьи

3.1. Превышение поступлений над расходами

3.2. Превышение расходов над поступлениями

Наши рекомендации