Внутрибанковская платежная система Enigma
Система обеспечивает автоматизацию платежей многофилиальных банков в национальной и иностранных валютах. Система предназначена для осуществления обмена пакетами платежных документов и технологическими файлами между СЭП НБУ, головным банком и филиалами банка в соответствии с требованиями НБУ к ВПС (3й модели обслуживания ККС в СЭП) и к интерфейсу между САБ и СЭП НБУ. Обмен между СЭП НБУ и участниками ВПС производится только в национальной валюте, обмен между ГБ и филиалами производится в национальной и иностранных валютах. ВПС Enigma состоит из модулей Расчетной Палаты (устанавливается в головном баке) и Терминалов(устанавливаются в головном банке и в каждом филиале). Расчетная палата(РП) является главным модулем платежной системы. В ней осуществляется основной контроль за регламентом работы всей ВПС. РП обеспечивает приём и отправку файлов по нескольким направлениям: НБУ, Головной банк, филиалы. РП не является отдельным участником СЭП НБУ. Все проводки, осуществляющиеся в РП, отображаются в балансе головного банка в тот же день. Для РП НБУ расчетная палата выступает от имени головного банка. Функциональные части РП: · АРМ администратора РП. Предназначен для выполнения ответственными пользователями функций контроля состояния и функционирования расчетной палаты, а также, для управления системой в целом. Интерфейсы файлового обмена (консоли). Отвечают за обработку входящих файлов (включая идентификацию, дешифрование, проверку и наложение ЭЦП, размещение полученных файлов в БД расчетной палаты ВПС), а также подготовку и шифрование исходящих файлов, и их дальнейшую отправку получателю. Осуществляют файловый обмен между расчетной палатой ВПС и головным банком, расчетной палатой ВПС и СЭП НБУ, расчетной палатой ВПС и филиалами. · Интерфейс онлайнового обмена. Реализует обмен пакетами между расчетной палатой ВПС и СЭП НБУ. Обеспечивает отправку начальных платежей и прием ответных платежей через on-line интерфейс с СЭП НБУ. · База данных. Хранит файлы платежей и технологические файлы, информацию о этапах обработки и прохождении документов в системе. Также в ней хранятся данные о настройках системы и правах доступа пользователей к ее данным и функциям. Протоколы работы функциональных частей РП также сохраняются в базе данных. Терминалявляется промежуточным звеном между САБ филиала и РП и предназначен для осуществления функций безопасности Функциональные части терминала: · АРМ администратора терминала; · Интерфейсы файлового обмена; · База данных. Основные функции системы: · Обработка и обмен файлами платежных документов между узлами ВПС (головной банк, филиалы) и СЭП НБУ; · Обработка и обмен файлами квитанций и выписок из СЭП НБУ; · Обработка и обмен файлами квитанций и выписок с филиалами и головным банком; · Обработка и обмен технологическими файлами; · Управление лимитами по субкорсчетам филиалов с использованием стандартных форматов файлов (для 4 моделей работы с ККС в СЭП НБУ); · Управление платежами филиалов при помощи механизма бизнес-правил; · Передача валютных платежей внутри ВПС; · Обмен произвольными файлами между филиалами и головным банком; · Поддержка требований в ВПС со стороны ИПС НБУ; · Поддержка требований к ВПС при обработке платежей за государственные ценные бумаги;
|
Глава 3. Анализ деятельности отдела учета банковских операций ПАО «Банк ЧБРР»
Данный отдел, в котором я проходила практику, является отделом внутреннего подразделения банка и служит для контроля всех финансово- валютных операций, осуществляемых банком.
Отдел контролирует работу следующих подразделений банка:
· Кредиты
· Депозиты
· Физ. лица
· Валютные операции
· Межбанковские операции
Основными функциями Отдела являются:
1. При ведении бухгалтерского учета активно-пассивных операций:
4.1.1. При учете кредитных операций:
соблюдать процедуры взаимодействия и документооборота между фронт-офисом и бэк-офисом, разработанной Главным банком, а именно:
• проверять документы, поступившие из фронт-офиса на предмет идентичности личных данных физ.лиц
• распечатывать и проводить документы для выдачи кредита Заемщику (физическому лицу): при непосредственном перечислении средств со ссудного счета по указанным реквизитам готовить платежные поручения, если счет получателя средств находится в другом банке, и мемориальный ордер, если счет получателя открыт в учреждении банка, предоставляет кредит;
• при выдаче кредита наличными распечатывать и проверять заявление на выдачу наличности;
• осуществлять ежемесячное начисление процентов согласно условиям кредитных договоров и формировать сведения начисленных процентов по кредитам юридических и физических лиц;
• осуществлять ежемесячную амортизацию премии / дисконта вместе с начислением процентов и формировать сведения амортизации премии / дисконта по кредитам юридических и физических лиц;
• при погашении Заемщиком (физическим лицом) задолженности по кредиту и начисленным процентам через текущие счета, распечатывать и проводить мемориальные ордера на перечисление средств с текущего счета на счета учета задолженности по кредиту и начисленным процентам;
• распечатывать, проверять и проводить мемориальные ордера на перенос неуплаченных сумм на счета просроченной задолженности;
• распечатывать, проверять и проводить мемориальные ордера на перенос сумм с транзитных счетов на счета по учету кредитной задолженности;
• при окончательном погашении кредита осуществлять начисление процентов, амортизации премии / дисконта и проверять документы на погашение задолженности по кредиту и начисленным процентам.
• проверять полученные от фронт-офиса документы на бумажных и / или электронных носителях о достоверности предоставленной информации
4.1.2. При размещении юридическими лицами средств на депозитных счетах:
• при размещении средств юридическим лицам на депозитных счетах строго соблюдать процедуры взаимодействия и документооборота между фронт-офисом (отдел маркетинга и продаж банковских продуктов) и бэк-офисом, а именно: получать и проверять документы, поступившие из фронт-офиса на предмет идентичности следующих данных: суммы депозитного вклада (цифрами и прописью), процентной ставки, даты возврата депозита, реквизитов для возврата депозитных средств;
• заводить в подсистеме банковского операционного дня соглашение согласно депозитного договора;
• ежемесячно готовить сведения начисленных процентов по депозитным вкладам;
• согласно сроков и реквизитов, указанных в договорах банковских вкладов, осуществлять ежемесячное начисление и перечисление процентов по депозитным вкладам;
• одновременно с начислением процентов осуществлять амортизацию премии / дисконта по депозитам и формировать соответствующие сведения;
• по договорам банковских вкладов осуществлять окончательное начисления и перечисления процентов по депозитным вкладам, амортизацию премии / дисконта и окончательное возвращение депозитных средств.
4.1.3. При ведении бухгалтерского учета средств физических лиц на вкладных (депозитных) счетах:
• при перечислении физическим лицом средств на вклад (депозит) с собственных текущих счетов проверять и проводить мемориальные ордера на перечисление средств;
• осуществлять ежемесячное начисление процентов и формировать сведения начисленных процентов по вкладам (депозитам) физических лиц;
• одновременно с начислением процентов осуществлять амортизацию премии / дисконта по депозитам и формировать соответствующие сведения;
• проверять и проводить мемориальные ордера по начислению процентов и амортизации премии / дисконта в между расчетный период;
• проверять и проводить перечисление средств с вкладных (депозитных) счетов на текущие счета физических лиц по окончании срока действия депозитного договора и / или досрочном расторжении депозитного договора;
• проверять и проводить мемориальные ордера по капитализации процентов;
• проверять и проводить мемориальные ордера по перечислению начисленных процентов на текущие счета физических лиц;
• проверять полученные от фронт-офиса документе на бумажных и / или электронных носителях о достоверности предоставленной информации
4.1.4. Возводить документы дня по активно-пассивным операциям с последующей подготовкой к сдаче их в архив.
4.2. При ведении бухгалтерского учета операций с платежными пластиковыми карточками, связанными с обслуживанием карточных счетов физических и юридических лиц:
• проверять полученные от фронт-офиса документы на бумажных и / или электронных носителях в достоверности предоставленной информации;
• проверять и проводить зачисление пенсий и помог на картсчета соответствующих получателей согласно сведений;
• проводить начисления процентов, комиссионных и т.д.;
• проверять и проводить зачисление заработной платы и приравниваемых к ней выплат на картсчета работников, согласно договора о расчетном - кассовое обслуживание предприятий по выдаче заработной платы с использованием платежных карт на основании платежных поручений на общую сумму зачисления и электронного файла, подтвержденного реестром на бумажном носителе по подписью первых лиц предприятия и печатью;
• контролировать остатки на транзитных счетах и счетах учета средств в банкоматах;
• на основании заявлений о закрытии карточных счетов, полученных от держателей БПК, проводить списание средств с перечислением остатка по картсчетах по указанным реквизитам;
• возместить отделением суммы по поступлению и списанию денежных средств по ППК НСМЭП. Получать от отделений справки по наличие приходных и расходных операций с ППК НСМЭП и сверять данные справок со сложившимися кассовыми документами;
• возместить филиалам суммы по поступлению и списанию денежных сумм по ППК НСМЭП соответствии с полученными от филиалов служебных записок;
• проверять, формировать и проводить документы по клиринговых расчетах;
• проверять, формировать и проводить документы по операциям с платежными картами международных платежных систем;
• возводить документы дня по операциям с пластиковыми карточками с последующей подготовкой к сдаче их в архив.
4.3. При ведении бухгалтерского учета валютных операций:
• при обслуживании клиентов-субъектов хозяйствования по операциям в иностранной валюте:
контроль наличия гривни на текущем счете клиента 2600, 2650 и поступления на транзитный балансовый счет банка 2900 в случае покупки инвалюты согласно заявлению клиента;
контроль наличия иностранной валюты на текущем счета 2600, 2650 или распределительном счете клиента 2603 при продаже валюты по заявлению клиента (свободном или обязательном)
контроль наличия иностранной валюты на текущем счете клиента 2600, 2650 в случае перевода средств по контракту (иным соглашением);
контроль наличия иностранной валюты на текущем счете клиента 2600, 2650 при погашении кредитов в инвалюте (процентов, комиссионных) за счет собственных средств клиента;
прием от отдела валютных операций документов (платежных поручений с корсчета) на зачисление валютных средств на текущие счета клиентов, проверка и проведение мемориальных ордеров на зачисление;
оформление и предоставление справок соответствующим аудиторским организациям, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием владельцу счета, согласно письменному запросу клиента;
предоставление выписок по счетам 2600, 2650, 2603 в иностранной валюте клиентов банка;
прием от отдела валютных операций платежных поручений клиентов в инвалюте, проверка реквизитов, согласно требованиям п.2.1. Постановления НБУ № 216 от 28.07.2008р. и распечатки и проведение проводок на списание средств, контроль оплаты комиссии банка согласно тарифам;
прием от отдела валютных операций заявлений о покупке, продаже, обмене иностранной валюты и проверка реквизитов согласно требованиям раздела 4 Постановления НБУ № 281 от 10.08.2005г. и распечатки и проведения необходимых бухгалтерских проводок, контроль оплаты комиссии банка согласно тарифам;
прием и проверка документов от клиентов, необходимых для выдачи иностранной валюты на командировку за пределы Украины, формирования кассового документа;
прием заявлений и подтверждающих документов от клиентов на внесение неиспользованной на командировку наличной инвалюты на текущий счет, формирования кассового документа;
• осуществление учета вкладных (депозитных) операций и начисленных расходов по таким операциям в иностранной валюте;
• контроль и сверка соответствия счетов валютной позиции банка;
• проверка, распечатка и проведения начисленных процентов по остаткам на счетах юридических лиц в иностранной валюте;
• прием от отдела межбанковских расчетов документов по операциям на межбанковском валютном рынке Украины, проверка и проведение бухгалтерских проводок по этим операциям.
• прием от отдела межбанковских расчетов документов по операциям по предоставлению и получению межбанковских кредитов и депозитов, проверка и проведение бухгалтерских проводок по этим операциям;
• перераспределение валютной позиции Баку по неторговым операциям;
• сведения документов дня в иностранной валюте с последующей подготовкой к сдаче их в архив;
4.3. При ведении бухгалтерского учета других операций:
• осуществление бухгалтерского учета по кассовым операциям Банка:
- Подкрепление операционных касс отделений (и кассы головного банка от отделений) иностранной валютой;
- Формирование кассовых документов по передаче наличных средств в иностранной валюте из отдела денежного обращения в операционную кассу и обратно;
- Формирование кассовых документов по разгрузке / погрузке банкоматов;
- Формирование документов на приобретение разменной монеты в НБУ и на вывоз старых купюр из кассы банка;
• проверка и проведение переводов физических лиц по текущим валютным неторговым операциям;
• проверка и проведение переводов физических лиц по системе переводов «»;
• проверка полученных от фронт-офиса документов на бумажных и / или электронных носителях в достоверности предоставленной информации по другим операциям банка;
• контроль за ведением расчетов с филиалами банка;
• контроль за остатками на корсчетах Банка;
• проверка и проведение бухгалтерских проводок по формированию и использованию резервов под кредитные риски и резерва по ценным бумагам в портфеле банка на продажу;
• проверка и проведение проводок по начислению процентов и амортизации премии / дисконта по ОВГЗ, которые рефинансируются НБУ, в портфеле банка на продажу;
• отражение на счетах бухгалтерского учета, путем формирования документов, недостач и излишков в кассе и банкоматах, выявленных по факту;
• отражение на счетах бухгалтерского учета, путем формирования соответствующих документов, других операций банка;
• сведения документов дня по другим операциям банка с последующей подготовкой к сдаче их в архив;
• открытие и закрытие счетов по операционной деятельности банка (для отделений и ГБ).
Все данные отчетности и акты сверки после проверок нац. Банка сшиваются и сдаются в архив, где хранятся до последующей надобности.
Отчетность банка .
В данном разделе представлена квартальная отчетность банка за 2012 год (4 квартал) баланс и прибыльность.
ПАТ «ЧОРНОМОРСЬКИЙ БАНК РОЗВИТКУ ТА РЕКОНСТРУКЦІЇ»