Трастовые операции банков. Субъекты и объекты по доверительному управлению имуществом
ТРАСТ (trust -доверие, доверительное управление) трастовые операции по управлению средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т. п.; клиента, осуществляемые от своего имени и по поручению клиента на основании договора с ним.
Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым рядом объективных причин.
1. проблема банковской ликвидности и снижения доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач -повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.
2. растущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий в получении все более широкого набора услуг от банка.
3. обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитие новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.
4. преимущества доверительных операций для банков по сравнению с другими видами деятельности, которые заключаются в следующем:
а) неограниченные возможности для привлечения средств: при проведении операции за свой счет банк ограничен определенными рамками, так как его собственные ресурсы небезграничны, как небезграничны и потенциальные кредиты, а при обслуживании же клиентов на основе траста число последних крайне велико, и, следовательно, доходы банка растут с увеличением числа клиентов;
б) четкая структуризация в работе банка: все операции по обслуживанию клиентов не рассредоточиваются по разным отделам, а собраны в одном функциональном подразделении (отделе, управлении и т. д.);
в) сравнительно невысокие банковские издержки на проведение доверительных операций;
г) расширение корреспондентских отношений банка, улучшение егоположения на межбанковском рынке, повышение репутации.
Трастовые операции (операции по доверительному управлению) являются новыми для нашей банковской практики.
В настоящее время осуществление российскими банками операций по доверительному управлению регламентируется инструкцией ЦБ РФ № 62 от 2 июля 1997 г., разработанной на основе гл. 53 ГК РФ, ст. 4 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», ст. 5 и 6 ФЗ «О банках и банковской деятельности», ст. 5 гл. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Учредителями доверительного управления могут быть только резиденты РФ: как юридические, так и физические лица (собственники имущества, опекуны, попечители, исполнители завещаний и т.п.).
В соответствии со ст. 1012 ГК РФ для осуществления доверительного управления имуществом стороны (учредитель управления и доверительный управляющий -кредитная организация) заключают в письменном виде договор управления на срок, не превышающий 5 лет (если законами РФ не установлены иные предельные сроки).
Объектами доверительного управления для кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего, могут быть: денежные средства (в валюте РФ и в иностранной валюте), ценные бумаги, природные драгоценные камни и драгоценные металлы, производные финансовые инструменты, принадлежащие резидентам РФ только на правах собственности. Имущество, находящееся в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, не может быть передано в доверительное управление.
Имущество, передаваемое учредителем управления доверительному управляющему, должно быть обособлено как от другого имущества учредителя управления, так и от имущества доверительного управляющего. Операции по доверительному управлению в кредитных организациях-доверительных управляющих учитываются в отдельном балансе (на счетах доверительного управления), составляемом по каждому договору доверительного управления. На основании отдельных балансов по договорам составляется сводный (консолидированный) баланс по банку в целом, который представляется в ГТУ ЦБ РФ вместе с основным балансом.
По решению правления или иного исполнительного и распорядительного органа кредитной организации может создаваться общий фонд банковского управления - ОФБУ - путем объединения на праве общей долевой собственности имущества (денежных средств и ценных бумаг) разных учредителей управления и осуществления последующего доверительного управления им со стороны кредитной организации - доверительного управляющего в их интересах.
Решение о создании ОФБУ принимается кредитной организацией на базе разработанных и утвержденных в соответствующем порядке двух документов: Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.
«Общие условия» должны содержать: описание прав и обязанностей сторон; описание видов имущества, принимаемого доверенным управляющим в ОФБУ; сроки и объемы предоставляемой учредителям управления отчетности; размер вознаграждения доверительного управляющего; порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.
Инвестиционная декларация должна содержать информацию о предельном стоимостном объеме имущества ОФБУ, доле каждого вида имущества; доле каждого вида ценных бумаг (акиий, облигаций, векселей и т.д.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ; доле средств, размещаемых в валютные ценности; об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей - эмитентов ценных бумаг).
Доверительный управляющий должен строго соблюдать инвестиционную декларацию при управлении имуществом учредителей доверительного управления ОФБУ.
Инвестиционная декларация не может быть изменена до прекращения деятельности ОФБУ.
Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ (по видам учредителей доверительного управления, по видам управляемого имущества и т.д.). операции и учет по которым ведутся отдельно.
Образование ОФБУ возможно, если кредитная организация отвечает следующим требованиям:
1) существует не менее одного года;
2) размер собственных средств (капитала) составляет не менее 100 млн. руб.;
3) выполняет обязательные экономические нормативы, резервные требования, обязательства перед Банком России в течение года перед датой принятия решения о создании ОФБУ;
4) является безубыточной в течение последних четырех кварталов перед датой принятия решения о создании ОФБУ.
Создавать ОФБУ. в состав которого входят валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте, драгметаллы и природные камни), кредитная организация может только при наличии разрешения Банка России и при выполнении одновременно условий, перечисленных выше.
Кредитная организация обязана зарегистрировать ОФБУ в ГТУ Банка России. Для регистрации ОФБУ она должна представить в регистрирующий орган следующие документы:
• заявление на регистрацию;
• общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ;
• инвестиционную декларацию;
• бухгалтерский баланс (ро счетам второго порядка) на конец последнего квартала перед принятием решения о создании ОФБУ;
• расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитной организации, выполнения обязательных резервных требований, выполнения обязательств перед Банком России в течение года перед датой принятия решения о создании ОФБУ.
Между кредитной организацией - доверительным управляющим, создающим ОФБУ, и учредителями управления, средства которых объединяются, аккумулируются, заключается в письменной форме договор. Для заключения договора доверительного управления кредитная организация может опубликовать «Общие условия».
В договоре доверительного управления имуществом должно быть отражено, на какой срок и какое имущество одна сторона передает другой в доверительное управление, организация работ, порядок расчетов, условия конфиденциальности, технические условия связи, права и обязанности сторон, их взаимная ответственность, а также в договоре оговариваются ограничения отдельных действий доверительного управляющего по управлению имуществом. Так, в частности, ОФБУ не может вкладывать более 15% своих активов в ценные бумаги одного эмитента либо группы эмитентов, связанных между собой отношениями имущественного контроля пли письменным соглашением'. Далее операции со средствами, вложенными в ОФБУ. должны осуществляться в строгом соответствии с инвестиционной декларацией.
Каждому учредителю ОФБУ доверительный управляющий обязан выдать на сумму внесенного имущества1 сертификат долевого участия. Последний может быть переоформлен на другое лицо или группу лиц на основании заявления, подаваемого владельцем данного сертификата в кредитную организацию, создавшую ОФБУ. Сертификат долевого участия не является имуществом и не может быть предметом договоров купли-продажи.
При прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления.
Доходы (за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов управляющего на управление ОФБУ) делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ.
Кредитная организация -доверительный управляющий должна представлять учредителю управления в ОФБУ не реже одного раза в год следующие данные:
• информацию о размере доли учредителя доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;
• информацию о размере доли других учредителей доверительного управления в ОФБУ на дату составления отчета;
• информацию о расходах, понесенных управляющим имуществом за отчетный период на дату составления отчета;
• информацию о доходах (прибыли), полученных доверительным управляющим за отчетный период;
• информацию о доходе, приходящемся на сертификат долевого участия учредителя управления;
• информацию о составе портфеля инвестиций, сформированного в соответствии с инвестиционной декларацией.