Финансовые правонарушения: понятие, основные признаки, состав, элементы
Любое государство заинтересовано, во-первых, в том, чтобы все его предписания, касающиеся организации и осуществления финансовой деятельности, были точно и неуклонно выполнены. Причем это касается как собственных органов и их должностных лиц, так и всех других субъектов — юридических и физических лиц, так или иначе попадающих в сферу финансовой деятельности. Например, государство крайне заинтересовано в том, чтобы плательщик налога вовремя и в полном объеме внес в бюджет требуемую сумму, а специально уполномоченные им органы и лица, производящие сбор и удержание налогов, обеспечили поступление этих денег в бюджет.
Во-вторых, государство заинтересовано в том, чтобы государственные деньги тратились экономно, рационально и эффективно («по хозяйски»). Как бы ни было богато государство, оно всегда будет находиться в условиях недостатка денежных средств - и это, пожалуй, можно отнести к числу объективных законов финансовой деятельности. Нельзя забывать и того, что доходы государства всегда коренятся в изъятии денег у тех, кто их производит своим трудом. В результате чем больше денег у государства, тем их меньше у граждан. Поэтому любое разумное государство должно стремиться к минимизации своих расходов и быть скаредней любого Плюшкина и Гобсека, поскольку чем больше расходов, тем больше требуется доходов, т. е. тем больше налогов, сборов, займов и т. п. Все это в конечном счете ложится на плечи населения.
В-третьих, государство всегда стремится уберечь свои деньги от всякого рода хищений, и особенно в той их форме, что в старину называли очень верным словом - «казнокрадство». В равной мере государство стремится пресекать и такое вредное для себя явление, как взяточничество, с помощью которого нечистые на руку налогоплательщики уклоняются от уплаты налога или занижают его размер. Еще Адам Смит писал, что всякий плательщик отдается во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.
Все эти вопросы государство пытается решить с помощью финансового контроля. Знаменитое гоголевское «К нам едет ревизор!», повергшее в панику проворовавшихся или, как сказали бы сейчас, с коррумпированных чиновников, будет существовать столько, сколько будут существовать деньги и государство. Иными словами, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства. Более того, он пронизывает всю эту деятельность, охватывая собой каждый его элемент.
Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: а) субъект контроля; б) объект контроля; в) предмет контроля; г) цели контроля; д) методы осуществления контроля.
Содержание каждого из перечисленных элементов финансового контроля можно раскрыть с помощью ответов на следующие вопросы:
1) ответ на вопрос «кто проверяет» - обозначит субъекта финансового контроля;
2) ответ на вопрос «кого проверяют» - обозначит объект финансового контроля;
3) ответ на вопрос «что проверяется» - обозначит предмет финансового контроля;
4) ответ на вопрос «для чего проверяется» - обозначит цель финансового контроля;
5) ответ на вопрос «как проверяется» - обозначит методы финансового контроля.
Начнем по порядку - кто является субъектом финансового контроля?
Вопрос далеко не праздный и не слишком простой, как это может показаться на первый взгляд. Ответить на него в том духе, что финансовый контроль осуществляют органы финансового контроля, было бы слишком упрощенным подходом к решению проблемы, так как здесь возникает очередной вопрос: что понимать под органами финансового контроля.
Дело в том, что в работах по финансовому праву к сфере финансового контроля относят контроль, осуществляемый не только государственными финансовыми органами, но контроль, который к государственному вообще не относится (например, аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль, осуществляемый бухгалтерами негосударственных организаций, и т. п.). То есть речь идет о контроле, осуществляемом негосударственными контролерами, объектом которого выступают частные финансы.
В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может идти, естественно, только о государственном финансовом контроле.
Однако понятие «государственный финансовый контроль» еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом широко используется практика, когда государство (в лице своего органа) привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные организации (например, специализированные аудиторские фирмы). Такой контроль даже получил название «независимый финансовый контроль». Кстати, советская финансово-правовая наука также обозначала такие разновидности финансового контроля, как «общественный контроль», «партийный контроль», «профсоюзный контроль» и т. п.
Юридическая конструкция здесь следующая: государственный финансовый контроль, оставаясь разновидностью государственного контроля и направлением финансовой деятельности государства, может в отдельных случаях осуществляться и негосударственными субъектами (негосударственными организациями или независимым аудитором, не состоящим на государственной службе), которые, однако, действуют от имени и по поручению государства.
Таким образом, субъектами государственного финансового контроля выступают либо непосредственно государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта они выступают в качестве государственного контролера.
Контроль, за денежными операциями, осуществляемый негосударственными субъектами (например, аудиторами, бухгалтерами негосударственных организаций), к государственному финансовому контролю относиться не может.
Объектами государственного финансового контроля являются лица, оказавшиеся в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные органы; б) государственные юридические лица; в) негосударственные юридические лица; г) граждане.
Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектом государственного финансового контроля главным образом с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых основное место занимают обязательства по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т. е. на предмет соблюдения законности. Поэтому с позиций соблюдения юридической точности в данном случае было бы правильней говорить не о контроле, а о государственном финансовом надзоре.
Государственные предприятия и учреждения проверяются на предмет не только законности, но и рациональности расходования своих денежных средств, которые по форме собственности всегда являются государственными, а также по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.
Государственные органы проверяются главным образом на предмет того, насколько они правильно и эффективно выполняют возложенные на них функции финансового органа государства, т. е. реализация ими прав и обязанностей финансово-правового характера.
Государственный финансовый контроль всегда осуществляется в связке «субъект - объект контроля». При этом вполне может возникнуть ситуация, когда проверяющий впоследствии оказывается в роли проверяющего. Так, налоговый орган по отношению к предприятию будет вступать в качестве субъекта контроля, но по отношению к вышестоящему налоговому органу — в качестве объекта этого контроля.
Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.
Если объектом финансового контроля выступают финансовые органы государства, то предметом контроля обычно выступает реализация этими органами своих функция в области государственных финансов, т. е. финансово-правовых обязанностей перед государством. Эти обязанности возникают в силу:
1) статуса государственного органа в качестве субъекта финансовой деятельности, установленного правовым актом о нем. Например, Министерство финансов, выступающее в качестве объекта финансового контроля, проверяется на предмет того, насколько качественно и своевременно оно выполняет задачи, возложенные на него положением о данном Министерстве, утвержденном Правительством;
2) заданий и поручений разового и текущего характера, исходящих от компетентных на то органов в форме индивидуальных правовых актов и порождающих определенные обязанности у проверяемого субъекта. Предметом проверки здесь выступят исполнения тех обязанностей, которые возникли у проверяемого субъекта в силу принятия этих правовых актов. Например, Правительство поручило Министерству финансов произвести ту или иную финансовую операцию. Предметом финансовой проверки выступит своевременность и точность выполнения этого задания Правительства;
3) заключенного финансово-правового договора, в котором тот или иной государственный орган и выступает носителем определенных обязанностей финансово-правового характера. Предметом финансового контроля выступит в данном случае исполнение проверяемым субъектом исполнения условий данного договора, что одновременно будет означать исполнение им требований финансового законодательства. Такой контроль может иметь место, например, при проверке обоснованности и целесообразности заключения налоговых договоров, договоров местного государственного займа, бюджетных ссуд, предоставляемых местными бюджетами и т. п.
Говоря о субъектах и объектах финансового контроля, в роли которых выступают государственные органы, можно отметить определенную зависимость этих лиц от таких категория, как «субъект управления» и «объект управления», которые свойственны организационным финансовым правоотношениям.
Субъекты управления представляют собой финансовые органы государства. В сфере финансовой деятельности государства они осуществляют главным образом организационно-управленческие функции, возложенные на них нормативными актами государства. При осуществлении этим органом финансового контроля сам этот контроль выступает способом реализации указанной организационно-управленческой функции.
Однако данный субъект может оказаться и в роли проверяемого объекта. В этом случае предметом контроля выступит качество, полнота и своевременность реализации возложенных на него организационно-управленческих функций в области государственных финансов. Так, предметом контроля со стороны Министерства финансов может выступить деятельность его территориального подразделения по организации исполнения соответствующего местного бюджета, т. е. реализация проверяемым объектом своей властно-организационной функции в области государственного бюджета.
Основным объектом финансового контроля выступают юридические лица. Наиболее типичными предметами контроля здесь являются:
а) выполнение финансовых обязательств перед государством (уплата налогов и других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, а также в иные государственные денежные фонды; правильность удержания налогов с работников и своевременность их перечисления бюджет);
б) выполнение финансовых обязательств, вытекающих из финансовых договоров (например, правильность и своевременность исполнения обязательств, вытекающих из договора инвестиционного налогового кредита);
в) целевое использование денежных средств, полученных в форме финансирования или кредитования из государственных денежных фондов. Если объектом контроля выступает государственное предприятие, то проверяется также рациональность и эффективность использования полученных ассигнований и кредитов;
г) соблюдение государственными предприятиями установленного порядка распределения собственных денежных средств, включая полученную прибыль, а также рациональность и эффективность использования этих средств;
д) соблюдение установленных государством правил использования иностранной валюты и других правил проведения валютных операций.
Как можно заметить, широта предмета финансового контроля зависит от того, кто выступает объектом этого контроля: государственные или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению ими своих финансовых обязательств перед государством, что упирается в вопрос соблюдения требований финансового законодательства. Вопросы оперативно-хозяйственной деятельности, рациональности и эффективности распределения и использования денежных средств, находящихся в частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.
Если же объектом финансового контроля выступают государственные предприятия и учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполнения финансовых обязательств перед государством, проверяется также целесообразность и эффективность денежных операций. Такое положение объясняется тем, что при осуществлении финансового контроля, объектом которого выступают негосударственные субъекты, государство выступает только в качестве политического субъекта. В тех же случаях, когда объектом контроля выступают государственные предприятия и учреждения, государство выступает также в качестве собственника денежных средств этих субъектов и заинтересовано в том, чтобы его собственность использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.
Что, касается граждан, то обычно они выступают объектом финансового контроля в качестве налогоплательщиков, т. е. предметом этого контроля явится выполнение этими гражданами своих налоговых обязательств перед государством. Заметим, что ранее, когда единственным источником дохода граждан выступала, заработная плата и налог с нее удерживался администрацией организации при ее выдаче, необходимости в таком виде финансового контроля не было, так как у гражданина не было и возможности уклониться от уплаты налога. Однако сейчас, когда налогообложение физических лиц все больше начинает основываться на ежегодно заполняемой самим гражданином налоговой декларации, потребность в таком контроле резко возрастает.
Имеет место финансовый контроль за гражданами и в сфере валютного обращения (например, при соблюдении установленных нормативов ввоза и особенно вывоза иностранной валюты, где применяется даже такой специфический метод финансового контроля как личный досмотр).
К категории граждан относится и такая группа, как индивидуальные предприниматели (граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). По своему содержанию финансовый контроль в отношении такого рода субъектов приближается к контролю, осуществляемому в отношении коммерческих организаций (юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность).
Как разнообразны участники финансовой деятельности, так и разнообразны и их финансовые обязанности. Отсюда и разнообразие объектов и предметов финансового контроля.
В связи с этим возникает довольно сложный вопрос, имеющий большое как теоретическое, так и практическое значение, связанный со сферой или границами государственного финансового контроля. Выражается он в первую очередь в следующем: является ли финансовым государственный контроль, осуществляемый за денежными операциями негосударственных субъектов (негосударственных юридических лиц и граждан)?
Надо сказать, что сфера государственного регулирования процессов образования, распределения и использования негосударственными субъектами своих денежных фондов довольна обширна. При осуществлении этого государственного регулирования используется издание как нормативных, так и индивидуальных правовых актов. Соответственно этому обширна и сфера государственного контроля, за исполнением указанными субъектами предписаний государства или его органов, зафиксированных в нормативных и индивидуальных правовых актах.
Объектами такого контроля выступают негосударственные юридические лица и в некоторых случаях граждане (например, индивидуальные предприниматели). Предметом контроля выступает соблюдение требований законодательства в части установленного порядка образования и распределения денежных фондов этих субъектом и использования принадлежащих им денежных средств.
Особенно широко распространен такой государственный контроль в банковской и страховой сферах, где обширно и государственное регулирование, свидетельством чему наличие таких довольно емких правовых институтов, как банковское и страховое законодательство. Учитывая, что банки и страховые компании в основном работают на основе привлечения денежных средств юридических и физических лиц, причем в значительных количествах, правовое регулирование банковской и страховой деятельности объясняется в первую очередь стремлением государства защитить имущественные интересы этих лиц от ошибочных, а порой и злоумышленных действий субъектов, маскирующихся под банкиров и страховщиков. Причиной особой государственной заботы о банках и страховых компаниях выступает и то обстоятельство, что деятельность этих организаций имеет важное значение для нормального функционирования экономики. Наконец, банки, осуществляя безналичные расчеты, выступают одним из основных организационно-структурных элементов денежного обращения.
Так, Национальный банк регулирует деятельность частных банков путем: а) издания нормативных правовых актов (например, установления правил безналичных расчетов); б) издания индивидуальных правовых актов (например, выдачи лицензии конкретному банку лицензии на право осуществления банковской деятельности).
Примерно то же самое имеет место и в сфере страхования. Тот же Национальный банк, выступая в качестве уполномоченного государственного органа, имеет право, в частности, издавать обязательные к исполнению страховыми организациями нормативные правовые акты, устанавливать порядок формирования и использования страховых резервов, минимальные размеры уставного капитала для страховых и перестраховочных организаций, выдавать разрешение на открытие страховых организаций, их добровольную реорганизацию и ликвидацию.
При этом Национальный банк осуществляет контроль за деятельностью банков и страховых организаций, т. е. осуществляет контроль за соблюдением соответственно банковского и страхового законодательства, значительная часть которого состоит из собственных актов Национальный банка.
По мнению большинства авторов, такого рода государственный контроль представляет собой финансовый контроль.
Вряд ли с этим можно согласиться. Государственный финансовый контроль представляет собой одно из направлений финансовой деятельности государства. Объектом финансовой деятельности государства, как было выяснено выше, могут выступать только государственные финансы. Частные финансы в качестве такого объекта выступать не должны.
Разумеется, это не означает, что частные финансы должны быть вне сферы государственного контроля. Поскольку государство осуществляет регулирование частных финансов (денежные операции негосударственных субъектов), то вполне естественно, что оно вправе (и даже обязано) осуществлять надзор за исполнением предписаний своих правовых актов. Что оно фактически и делает, и делает, заметим, довольно широко. Однако такой контроль, будучи безусловно государственным, к категории собственно финансового контроля не относится. Даже несмотря на то, что его предметом выступают процессы формирования, распределения и использования денежных фондов. Причиной тому выступает то обстоятельство, что эти фонды опосредуются категорией «частные финансы».
Осуществление государственного контроля в сфере частных финансов производится врамкам управленческой деятельности государственных органов и регулируется нормами административного права.
Попутно обратим внимание на следующие два обстоятельства.
Во-первых, государство явно злоупотребляет как своими возможностями правового регулирования частной предпринимательской деятельности, подвергая ее мелочной регламентации и ограничивая всякого рода запретами и ограничениями. Зачастую запреты и ограничения носят надуманный характер бюрократических извращений, продиктованы стремлением подтвердить некую всесильность и все властность государства, придать значимость деятельности государственных чиновников и оправдать существование их многочисленной когорты. Все это ограничивает экономическую свободу общества, снижает уровень предпринимательской активности, затрудняет доступ к предпринимательской деятельности, выступает тормозом социального и экономического развития страны.
С этих же позиций следует, во-вторых, оценивать и государственный контроль, осуществляемый за исполнением такого рода «предписаний». Стали уже «притчей во языцех» идущие беспрерывной чередой нескончаемые проверки, следующие по линии многочисленных и самых разнообразных государственных органов контроля и надзора, отвлекающие предпринимателей от работы и выступающие питательной средой для коррумпированности чиновников. И это понятно, в условиях надуманных государственных ограничений и запретов, которые порой невозможно выполнить, предпринимателю проще откупиться от проверяющего, нежели исполнять предписания законодательства.
Таким образом, сфера государственного финансового контроля совпадает со сферой финансовой деятельности государства, которая в свою очередь ограничена сферой государственных финансов. Целью финансового контроля выступает:
1) выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;
2) выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности;
3) устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидации последствий этих нарушений.
В целом же назначением финансового контроля является защита финансовых интересов государства, которые, заметим, нельзя сводить к его интересам как собственника.
К основным задачам государственного относится следующее:
1) обеспечение соблюдения финансового законодательства;
2) содействие правильной реализации финансовыми органами своих функций, связанных с формированием, распределением и организацией использования государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального функционирования денежной системы государства;
3) обеспечение законного, целевого и рационального использования государственных денежных средств, а также их сохранности;
4) содействие полному и своевременному исполнению субъектами финансовых отношений своих финансовых обязательств перед государством;
5) устранение и предупреждение нарушение финансовой дисциплины.
Финансовая дисциплина - это строгое и точное соблюдение всеми участниками финансовых правоотношений установленного порядка формирования, распределения и использования государственных денежных средств, а также исполнение финансовых обязательств перед государством.
Средствами обеспечения исполнения финансового законодательства и соблюдения финансовой дисциплины выступает прежде всего привлечение правонарушителя к установленной юридической ответственности. В зависимости от характера правонарушения это может быть: а) привлечение к финансово-правовой ответственности, субъектами которой могут быть как граждане, так и юридические лица; б) привлечение граждан, а также должностных лиц финансовых органов и юридических лиц к административной ответственности; в) привлечение работников финансовых органов и юридических лиц, допустивших упущения по службе, к дисциплинарной ответственности; г) привлечение лиц, совершивших такие финансовые правонарушения, которые по степени своей опасности приобретают характер преступлений, к уголовной ответственности.
В более широком плане в качестве мер, применяемых к нарушителям финансового законодательства обычно выступают: а) официальное предостережение нарушителя о неправомерности его поведения и необходимости устранения нарушения закона; б) блокирование расходов, что обычно приобретает форму ареста банковского счета или приостановления расходных операций по этому счету; в) ограничение в распоряжении имущества; г) арест имущества; д) изъятие бюджетных средств; е) приостановление бюджетного финансирования и возврат в бюджет необоснованно полученных бюджетных ассигнований; ж) приостановление кредитования (например, бюджетного) и досрочное взыскание предоставленных кредитов; з) изъятие в бюджет дохода, полученного в результате неправомерных операций или сделок; и) признание недействительными сделок, совершенных хозяйствующим субъектом; к) признание юридического лица банкротом в связи с невыполнением им своих финансовых обязательств перед государством либо лишение его лицензии в установленном законом порядке; л) применение финансово-правовых санкций.
Финансовые санкции могут быть: а) установленными государством в одностороннем порядке и предусматриваться нормативными правовыми актами, регулирующими тот или иной вид финансовых правоотношений; б) вытекать из финансово-правового договора и основываться на нем.
Финансовые санкции различаются в зависимости от сферы финансовой деятельности и могут носить бюджетных, налоговых, банковских санкций, санкций, вытекающих из страховых отношений, и т. п.
Следует подчеркнуть, что острие финансовых санкций направлено против тех субъектов, которые в финансовом отношении являются контрагентами государства или представляющего его органа. Финансовых санкций, направленных против самого государства, практически не существует. Это лишний раз подчеркивает односторонне-властный характер финансовых правоотношений.
Наиболее типичными финансовыми санкциями являются: а) финансово-правовой штраф; б) финансово-правовая пеня.
Финансовый контроль - это всегда проверка или наблюдение с целью проверки.
Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирование на собранную и проанализированную информацию.
В процессе сбора информации субъект контроля должен получить сведения о состоянии дел на проверяемом объекте. Получив эти сведения, проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать вывод о характере поведения объекта контроля - законно это поведение или нет, правильно или неправильно и т. п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования - наказывать проверяемого или поощрять, ругать или хвалить, принимать иные меры.
Финансовой контроль, осуществляется посредством определенных методов.
Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления.
Наиболее распространенными способами сбора информации являются: 1) проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержденных, так и проектов); 2) анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов, бухгалтерских балансов);
3) проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.);
4) инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; 5) заслушивание и изучение докладов и других сообщений; 6) анализ и обобщение информации, поступающей от правоохранительных органов и судов; 7) анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; 8) получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; 9) официальные запросы в банковские и другие учреждения; 10) ревизия.
Словом, методы финансового контроля столь же разнообразны как и методы самой финансовой деятельности и могут применяться в самых различных сочетаниях. Главное их назначение - дать контролирующему органу достоверную информацию о состоянии дел на подконтрольном объекте.
Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия.
Ревизия - это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей.
Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами финансового контроля.
По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определенной тематике (например, проверяется расходование валютных средств).
По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документальные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, проверяется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные замеры в строительстве и т. п.).
По организационному признаку ревизии делятся на: а) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки и прекращения нарушения финансового законодательства.
Результаты ревизии оформляются актом ревизии.
В акте ревизии отражаются достоверные, документально подтвержденные данные, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность проверяемого объекта, фиксируются случаи нарушения законодательства
и финансовой дисциплины, излагаются вызвавшие их обстоятельства, указываются должностные лица, по вине которых они произошли, делаются ссылки на правовые акты, обосновывающие выводы о допущенных нарушениях и злоупотреблениях. Акт подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого объекта. Последние подписывают его и в том случае, когда имеют возражения и замечания по результатам ревизии, о чем они делают оговорку перед своей подписью и представляют соответствующие объяснения, которые прилагаются к акту ревизии.
К акту ревизии прилагаются все необходимые справки, сводные таблицы, подлинные документы или их копии, объяснения должностных лиц и др.
Акт ревизии имеет важное юридическое значение. Он служит основанием для:
а) привлечения виновных лиц к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с нормами трудового законодательства;
б) предъявления гражданского иска к физическим и юридическим лицам;
в) возбуждения уголовного дела, если ревизией выявлены факты зло-
употреблений, хищений и преступного разбазаривания государственных
денежных средств. В этом случае акт ревизии направляется в следственные
органы;
г) принятия решений, направленных на устранение нарушений законодательства и финансовой дисциплины, ликвидацию причин и условий, порождающих эти нарушения и недостатки, на обеспечение законного и эффективного
использования государственных денежных средств, возмещение причиненного
государству ущерба.
Следует сказать, что контроль является финансовым только при наличии всех присущих ему элементов. Если, скажем, предметом контроля выступает исполнение финансового обязательства перед государством, но проверку проводит не орган государственного финансового контроля, а, например, ревизионная комиссия или главный бухгалтер соответствующего юридического лица, то такой контроль нельзя считать государственным финансовым контролем, поскольку в данном случае в системе контроля отсутствует субъект финансового контроля, а именно орган государственного финансового контроля. Кстати, именно по этой причине контроль, проводимый независимыми аудиторами не может быть признан государственным финансовым контролем, даже в том случае, если предметом контроля выступает выполнение финансовых обязательств перед государством. Такой контроль лишь в том случае приобретет статус государственного финансового контроля, если аудитор выступает по поручению соответствующего государственного органа. Или другой вариант - органу государственного финансового контроля поручается проверить исполнение договоров поставки продукции на государственные нужды. Данный контроль хотя и будет государственным, но не будет финансовым, поскольку предмет этого контроля не связан с финансовой деятельностью государства. Наконец, не является финансовым и тот контроль, когда государственные контрольные органы осуществляют проверку исполнения предписаний государства в части использования частных финансов (например, государственный центральный банк проверяет частные банки на предмет соблюдения установленного порядка проведения банковских операций).
Контроль, за процессами формирования, распределения и использования негосударственных денежных фондов (контроль за частными финансами) не входит в состав финансовой деятельности государства и соответственно в состав государственного финансового контроля.
Финансовый контроль нельзя отождествлять, как это нередко делается, с контролем, производимым посредством денежных категорий. Если мы, например, даем оценку хозяйственной деятельности организации, используя такие категории, как рентабельность, прибыльность, себестоимость, цена и т. п., это вовсе не значит, что в данном случае имеет место именно финансовый контроль. Финансы - это, конечно, деньги, но не все деньги являются финансами. Финансы (по крайней мере, государственные) — это порождение финансовой деятельности государства, а финансовый контроль является элементом этой деятельности. И предметом государственного финансового контроля выступают не деньги как таковые и тем более не хозяйственная деятельность объектов контроля, оцениваемая в стоимостных категориях, а выполнение ими своих финансовых обязанностей перед государством. Налогового инспектора, скажем, совершенно не интересует, как работает проверяемая организация, его должно интересовать единственное - как эта организация платит налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
На основании всего сказанного выше государственный финансовый контроль можно определить как действия государственных органов по проверке выполнения участниками финансовой деятельности государства своих финансовых обязанностей перед ним.
Совокупность правовых норм, регулирующих государственный финансовый контроль, формирует собой институт финансового права, именуемый «Правовое регулирование государственного финансового контроля».
Правовое регулирование государственного финансового контроля - это институт общей части финансового права, устанавливающий систему и компетенцию органов государственного финансового контроля, а также порядок проведения финансовых проверок.
Финансовый контроль должен осуществляться с соблюдением определенных принципов. В их числе можно назвать следующие: а) всеобщность и универсальность; б) действенность и оперативность; в) конкретность и деловитость; г) постоянство и оперативность; д) достоверность и обоснованность; е) гласность и публичность; ж) правомерность и законность.
Разумеется, эти принципы выражают категорию желаемого — в действительности они могут быть и не реализованными.
В процессе осуществления финансового контроля возникает особая разновидность финансовых правоотношений - финансово-контрольных.
Сторонами этого правоотношения выступают субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы государственного финансового контроля (налоговые органы, контрольный орган министерства финансов и т. п.). Как уже отмечалось, проведение проверки может быть поручено и негосударственной организации, специализирующейся на проверках финансово-хозяйственной деятельности (например, аудиторской организации). Признак государственности -характерный признак финансово-контрольных отношений, позволяющий их отличить от всех других видов контрольно-денежных отношений.
В качестве объекта контроля выступают любые лица, несущие те или иные обязанности финансового характера (материальные и организационные) перед государством. В их числе государственные органы, юридические лица (государственные и негосударственные), граждане.
Финансово-контрольным правоотношениям, подобно любым другим финансовым правоотношениям, свойственен признак «власти и подчинения». Причем, здесь он выражен весьма отчетливо — у проверяющего субъекта всегда больше полномочий, чем у проверяемого. Так, он может требовать от проверяемого предоставления соответствующей документации, объяснений по поводу совершения тех или иных финансовых операций, производить выемку документов и предметов и т. д.
В то же время нельзя сказать, что субъекта контроля одни права, а у объекта - одни обязанности. Каждый обладает и тем, и другим. Например, субъект контроля обязан осуществлять проверку таким образом, чтобы не создавать помех производственной деятельности проверяемого объекта (разумеется, если только сама проверка не направлена на пресечение этой деятельности как незаконной). Последний имеет право не выполнять требования проверяющего, если они выходят за пределы предмета государственного финансового контроля.