Возникновение и развитие торгового права зарубежных стран
В развитых странах предпринимательство является важнейшим фактором экономического роста. Это активная хозяйственная деятельность, связанная с личной инициативой, риском, новаторством и ведущая к положительному социально-экономическому эффекту в виде роста производительности, доходов, удовлетворения общественных потребностей. Такая хозяйственная деятельность называется в западном правоведении коммерческой, торговой, предпринимательской. Нормы, регулирующие отношения предпринимателей между собой, с потребителями и государством при производстве товаров и оказании услуг, составляют особую сферу правового регулирования. Для обозначения совокупности таких норм используются термины "торговое право", "хозяйственное право".
В развитии современного торгового права можно выделить два периода: исторический и современный. Согласно классификации известного русского правоведа Г.Ф. Шершеневича исторический период развития торгового права подразделяется на три этапа: итальянский, французский и германский.
Первый период обычно называют итальянским. В XI-XIV вв. в Италии успешно развивалась торговля. Купцы подразделялись на гильдии, в рамках которых формировались обычаи. Решения консульских судов, разрешавших споры между членами гильдий, записывались в особые книги, пересмотр которых приводил к систематизации судебных прецедентов.
Второй период - французский - связывают с превращением Франции в одну из ведущих торговых держав, в которой государственная власть оказывала покровительство купечеству. Именно во Франции были предприняты первые попытки кодификации торгового права. В 1673 г. был издан Ордонанс о торговле, а в 1807 г. - Торговый кодекс, оказавший огромное влияние на развитие торгового права в других странах.
Третий период - германский. К началу XIX в. Германия состояла из множества княжеств, герцогств, свободных городов, в которых действовали свои нормативные акты. В 1861 г. было принято Торговое уложение, переизданное в 1897 г. Оно способствовало созданию единого немецкого рынка. В конце XIX в. понятие торгового права стало охватывать не только торговлю, но и промышленность, транспорт, банки. В ХХ в. завершился процесс распространения норм торгового права практически на все сферы хозяйствования. Но традиционно сохраняется термин "торговое право".
Во многих зарубежных странах нормы торгового права регулируют хозяйственную деятельность и в сфере обращения товаров, и в сфере производства товаров. В Англии и США торговое право не выделяется из гражданского права в качестве отдельной отрасли, однако гражданское право содержит обширную группу правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность. Идет процесс изменения отдельных норм гражданского права под влиянием коммерческой практики, названный в западной юридической литературе коммерциализацией гражданского права.
Современный период развития торгового права связывают с торговой революцией, охватившей во второй половине ХХ в. США и страны Западной Европы и выражавшейся в резком и постоянном увеличении объема продаж, изменении методов организации производства и сбыта товаров, новом качестве жизни людей. Она сопровождалась бурным развитием торгового права. Это проявилось прежде всего во внесении изменений в торговые кодексы, принятии законодательных мер в государствах общей системы права, заключении большого числа международных соглашений по различным вопросам торговой деятельности, а также заключении региональных соглашений, в частности Римского договора 1957 г. об учреждении Европейского экономического сообщества*(59).
На торговое право оказывает значительное влияние процесс глобализации. Одной из основных черт торгового права является интернационализация, т.е. усиление влияния внешних факторов на развитие национальных правовых систем. Интернационализация проявляется в сближении источников права, понятийного аппарата, унификации торгового права*(60).