Финансирование социальной политики: модели и принципы

Лекция 14: Финансовое обеспечение социальной политики

1. Финансирование социальной политики: модели и принципы.

2. Финансирование социальных программ внебюджетными фондами.

3. Нормативы финансовых затрат.

К практическому занятию:

1. Финансирование социально-культурной сферы (образовательный услуги)

2. Реализация и финансирование приоритетных национальных проектов.

Финансирование социальной политики: модели и принципы

Инструментами реализации социальной политики являются:

o закон;

o программы;

o нормы и нормативы финансирования;

o соответствующие.

Баланс социальной и экономической политики – это совокупность целей и средств на развитие общества. Такой баланс устанавливается:

o между накоплением и потреблением;

o между экономической эффективностью и социальной справедливостью;

o между различными моделями экономического развития.

В мире существуют три принципа реализации социальной политики:

1. Индивидуальный - индивидуальные возможности домохозяйств по финансированию потребностей – эквивалентны: по приходу – расход.

2. Солидарный – ответственность государства за удовлетворение социальных потребностей населения.

3. Конвергенционный – сочетание индивидуального с солидарным.

В социальной политике, как и в других сферах, два механизма регулирования – рыночный и государственный, которые менялись. В ХХ в. Было два способа оптимизации социальной и экономической составляющей:

o радикальный – для советской модели

o эволюционный – для западной модели.

Общим для обеих моделей является:

o усиление функций государства;

o рост социальных расходов;

o основное направление – социальная защита населения (социальное обеспечение, социальное страхование, благотворительность).

В различных моделях на разных этапах менялось доминирующее положение.

В 50-60 г. ХХ в. все члены общества получили равные льготы, что увеличивала немотивационные затраты. Объём социального бюджета стал предельным, что усилило его процесс бюрократизации системы соц. защиты и приводило к иждевенчеству.

В 70-80 г ХХ в. Сузились экономические возможности для решения социальных забот. Социальное обеспечение было преобладающим, часть расходов брали на себя предприятия. Тем не менее зависимость от госбюджета усиливало нагрузку на централизованное финансирование.

Причиной кризиса социальных систем за последние 20 лет являются недооценка рыночных регуляторов и ограниченных финансовых возможностей. Поэтому в новое время делается ставка на:

– усиление системы трудовой и предпринимательской мотивации;

– индивдуальный принцип материального благополучия;

– преодоление уравнительных и иждивенческих тенденций.

Прницип реализации СП:

1. Стимулирование гос-м роста капиталловложений в соц сферу.

2. Формирование гос-м единого соц-го пространства для гарантий в образовании и здравоохранении.

3. Совмещение соц. защиты с ростом экономической эффективности.

4. Сочетание 2х методов:

А) адаптационного (для трудоспособных и работающих)

Б) защитного (для соц. незащищенных)

К адаптационному методу относятся:

А) политика занятости;

Б) социальное партнерство между работником и работодателем;

В) повышение цен и труда и реальной зарплаты

Г) снижение уровня бедности

Финансовыми методами являются:

Ø Индексация минимальной оплаты труда, пособий по безработице в связи с ростом цен;

Ø Укрепление финансовой базы пенсионного обеспечения;

Ø Увеличение совокупного дохода семьи засчет снижения иждивенчества;

Ø Повышение трудоспособности;

Ø Увеличение пособий на детей только для социально неблагополучных семей.

Урегулирование занятости основно на синтезе рыночных рычагов и активного участия государства :

· В регламентации трудовых и социальных условий предпринимателей;

· Социальной защите граждан от последствий безработицы;

· В ускорении адаптации населения к требованиям рыночной экономики.

Для этого необходимо:

ü Смягчить последствия банкротства и санации предприятий;

ü Создать многоканальную систему обучения и рынка образовательных услуг;

ü Усовершенствовать систему страхования на рынке труда.

Госполитика занятости должна быть направлена на:

Ø Полное использование трудовой и деловой активности;

Ø Адаптацию населения к новой системе найма;

Ø Обеспечение конкурентноспособности работников;

Ø Формирование кадрового потенциала в соответсвии с потребностями экономики (60% специалистов высшей квалификации имеет статус безработного).

Регулирование социально-трудовых отношений:

· Установление минимума прав и гарантий;

· Доступность социальных услуг;

· Увеличение вложений в человеческий капитал.

Для стабильного финансирования социальной сферы необходимо создать социально-ориентированный механизм бюджетного выравнивания в системе межбюджетных отношений, для чего:

1) Разграниченить ответсвенность органов власти различного уровня (Закон №199).

2) Расширить полномочия региональных и местных органов власти в решении социальных задач.

3) Приблизить минимальные размеры заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий к реальной величине прожиточного уровня.

4) Обеспечение общефедеральных соц. гарантий из Федерального бюджета (пособия на детей на инвалидов и т.д.)

5) Мобилизация внебюджетных фондов социального страхования.

Цели дальнейшего реформирования социальной сферы:

1. Гос. Поддержка нуждающихся хозяйств

2. Повышение качества и доступности соц. услуг в здравоохранении, образовании, культуре, соц. обслуживания населения.

3. Создание экономических условий для трудообеспечения населения по его обеспечению более высоким уровнем социального потребления.

4. Создание законодательной базы для реализации стратегии.

5. Развитие социальных институтов по предоставлению соц. услуг.

В стране в рыночных условиях сложились противоречия между финансовыми возможностями и необходимостью (потребностью) гос. финансирования, пути решения которого заключаются:

· Финанснирование только приоритетных направлений ГСП.

· Привлечение альтернативных источников и создание многоканального финансирования. Оно предполагает развитие принципов самоокупаемости и самофинансирования.

В настоящее время существуют 5 каналов,:

1. Гос. регион, муниципальное финансирования.

2. Частное финансирование.

3. Целевое кредитование.

4. Благотворительные взносы.

5. Иностранное финансирование.

Каждый из них имеет свои источники финансирования. Например, гос-ое и муниципальное финансирования:

· Государственный, региональный, муниципальный бюджеты;

· Фонды добровольного страхования;

· Накопления юридических лиц;

· Сбережения физических лиц;

· Целевые кредиты;

· Средства фондов некоммерческих организаций;

· Средства иностранных юридических и физических лиц.

Такой вид финансирования имеет следующие особенности:

1. Фиксированная доля госбюджета на социальную сферу.

2. Строгие правовые и организационные условия механизма финансирования.

3. Контроль целевого расходования средств из внебюджетных фондов.

4. Введение налоговых и кредитных льгот для социальных инвестиций.

Финансирование социальных услуг осуществляется в соответсвии с функциональной классификацией расходов по следующим разделам:

1) Социальная политика:

ü финансирование учреждений социального обеспечения;

ü социальная помощь;

ü молодежная помощь;

ü пенсии военнослужащих;

ü пенсии и пособия в правоохранительных органах;

ü госпособие гражданам, имеющим детей;

ü миграционная политика и т.д.

2) Занятость населения:

ü дошкольное образование;

ü общее образование;

ü начальное профессиональное образование;

ü высшее профессиональное;

ü переподготовка повышение квалификации.

3) Здравоохранение и физкультура:

ü здравоохранение;

ü санитарно-эпидемологический контроль;

ü физическая культура.

4) Жилищно-коммунальное хозяйство:

ü жилищное хозяйство;

ü коммунальное хозяйство;

ü прочие структуры коммунального хоязйства.

5) Культура, искусство и кинематография:

ü культура и искусство;

ü кинематография;

ü прочие СМИ.

6) СМИ:

ü телефидение и радиовещание (ГТРК, Марий Эл);

ü периодическая печать;

ü прочие средства СМИ.

Госудраственные внебюджетные средства направляются на мероприятия ФСС, ОМС и ПФР.

Госудраство не только участвует в финансировании, но и в его регулировании, которое включает:

§ оптимизация финансирования социальных программ из бюджетов различных уровней (Закон №199 «О разграничении полномочий»)

§ установление нормативов и стандартов финансового обеспечения социальными услугами (льготы, налоги, кредиты, система страхования, санкции)

§ выравнивание минимальной бюджетной обеспечености субъектов РФ;

§ создание резервных фондов на программы экстренных мероприятий.

То есть государство обеспечивает перераспределение социальных расходов пользу социально незащищенных (уязвимых) групп населения при сокращении социальных трансфертов обеспечения семьям и оно называется субсидиарным.

Основными элементами такого государства являются:

§ развитие партнерства между основными социальными группами;

§ установления взаимодействие между государством, некоммерческим организациями и бизнесом

§ перераспределение социальных расходов в пользу малоимущих при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспечения семьями.

Задача повышения экономической эффективности социальной политики сводится к 3м аспектам:

1) Макроэкономический – это баланс капиталовложений, напрваленных на развитие людских ресурсов.

2) Микроэкономический- распределение средств между программами – денежные пособия, образование, мед. обслуживание, занятость населения.

3) Воздействие социальных программ на систему стимулов повышения трудовой активности.

Можно выделить 3 этапа:

Эффективность социальных программ зависит от того, насколько быстро социальныя сфера может адаптироваться к действию способов рыночной экономики.

Основными принципами модели с финансовой позиции являются:

Ø субсидиарность;

Ø сокращение бюджетных и рост внебюджетных финансовых источников.

Ø минимальный набор государственных соц. гарантий

Ø использование рыночных инструментов соц. защиты (страховая, накопительное страхов. системы и т.д.)

Ø привлечение средств фирм и домашних хозяйств, муниципальных займов фиксированного жилья, соц. инфраструктуры и т.д.)

Ø расширение сферы плотности соц. услуг;

Ø привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора;

Ø участие регионов в международных проектах и их финансированием.

Наши рекомендации