Государственный и муниципальный кредит
1 Понятие государственного и муниципального кредита, функции
2 Классификация государственных и муниципальных займов, формы долговых обязательств РФ
3 Управление государственным кредитом
1 Понятие государственного и муниципального кредита, функции
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика и гаранта.
В качестве кредитора государство осуществляет централизованное кредитование отраслей, регионов и отдельных юридических лиц. Предоставление кредитов происходит на условиях срочности, платности и возвратности.
В качестве заемщика государство в лице конкретных органов власти привлекает денежные средства от российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Парижский клуб, Лондонский клуб и пр.) Привлечение денежных средств возможно либо в виде получения кредитов, либо путем выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг (облигаций и казначейский векселей).
В качестве гаранта государство в лице конкретных органов власти различного уровня берет на себя ответственность за невыполнение обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, резидентами страны. Такую роль государство выполняет, например, в процессе привлечения в страну иностранных инвестиций.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. При предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности – товары на складе, незавершенное производство. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.
На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Заимствование средств на более низких уровнях имеет четко выраженную целевую направленность (например, займы на строительство новой дороги, жилого массива).
Государственный кредит выполняет следующие функции:
1) распределительную, реализуемую в процессе привлечения заемных средств в централизованные фонды;
2) перераспределительную, реализуемую путем централизованного кредитования отраслей, регионов и отдельных юридических лиц;
3) регулирующую, реализуемую путем централизованного регулирования ставки рефинансирования и доходности государственных ценных бумаг;
4) контрольную, реализуемую в процессе централизованного контроля за состоянием финансового рынка и его сегментов.
Государственным долгом РФ по Бюджетному кодексу являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом.
Предельная величина государственных внешних заимствований не должна превышать годовой размер платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга местного самоуправления и предельные объемы их заимствований определяются установленными в законе субъекта РФ о бюджете (правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете) верхними пределами долга субъекта РФ и муниципального долга. Эти верхние пределы не должны превышать объем доходов соотвествующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
БК Статья 76. Бюджетный кредит юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями
1. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием, на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений настоящего Кодекса и иных нормативных актов, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.
2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности.
3. Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
6. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.
7. При утверждении бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.
9. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Статья 77. Бюджетные кредиты государственным и муниципальным унитарным предприятиям
1. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.
2. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки.
3. Получатели бюджетного кредита обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.
4. Органы, исполняющие бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов.
Статья 79. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций
1. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
2. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.
Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.
(п. 2 введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ)
3. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.
2 Классификация государственных и муниципальных займов, формы долговых обязательств РФ
ГК (ч.2) Статья 817. Договор государственного займа
1. По договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации, а займодавцем - гражданин или юридическое лицо.
2. Государственные займы являются добровольными.
3. Договор государственного займа заключается путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг, удостоверяющих право займодавца на получение от заемщика предоставленных ему взаймы денежных средств или, в зависимости от условий займа, иного имущества, установленных процентов либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями выпуска займа в обращение.
4. Изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается.
5. Правила о договоре государственного займа соответственно применяются к займам, выпускаемым муниципальным образованием.
Государство осуществляет заимствование средств, как правило, в двух формах: получения кредита и выпуска ценных бумаг. Кредит предоставляется государству кредитором в денежной форме, ценные бумаги реализуются на фондовом рынке, где инвесторы их покупают, увеличивая тем самым доходы государства.
Государственные займы делятся в зависимости:
- от места размещения на а) внутренние, т.е. номинированные в национальной валюте и б) внешние, выраженные в иностранной валюте (за пределами государства). Чаще всего по внутреннему долгу выступают юридические и физические лица – резиденты, по внешнему - нерезиденты;
- от целей использование средств на инвестиционные и неинвестиционные. К первой категории относят кредиты на финансирование крупных государственных инвестиционных проектов, т.е. на производительные цели. Ко второй – кредиты на финансирование непроизводительных расходов государства, когда материальной отдачи от их использования не будет.
Государственные займы как форма госкредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и размещения различных государственных ценных бумаг, которые классифицируют:
- по возможности свободного обращения на фондовом рынке на рыночные и нерыночные. Нерыночные государственные ценные бумаги предназначены для размещения среди пенсионных и страховых фондов или физических лиц, могут использоваться государством для финансирования крупных долгосрочных инвестиционных проектов;
- по срокам привлечения на бессрочные, краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). Краткосрочные казначейские векселя, среднесрочные ноты, долгосрочные облигации и т.д.;
- по схеме погашения на единовременно погашаемые или частями;
- по форме выплаты дохода на выигрышные, процентные, дисконтные;
- по методу определения дохода на обязательства с фиксированным и плавающим доходом;
- по методу выпуска – документарные и бездокументарные;
- по эмитентам (государственные – Минфин, субъекты РФ, муниципальные – местные органы власти);
- по порядку учета обязательств – именные и на предъявителя.
Долговые обязательства РФ могут существовать в формах:
а) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Заключаются прежде всего с кредитными организациями, часто коммерческими банками. Чаще всего к их услугам прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. ЦБ не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и муниципальных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
б) государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ. Являются основным источником формирования государственного долга. Государственные ценные бумаги в развитых странах занимают от 20 до 90% неоплаченной внутренней задолженности. Наиболее распространенными являются облигации.
Гос.облигация – государственное долговое обязательство, дающее право владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Выпускается обычно на длительный срок, признаются наиболее ликвидными и надежными.
Казначейский вексель – основной вид краткосрочных государственных обязательств, выпускаются обычно на 3, 6, 12 месяцев. Эмиссия и погашение осуществляется ЦБ по поручению казначейства или министерства финансов. Реализуются, как правило с дисконтом, являются высоколиквидным финансовым инструментом (в США распространены).
Казначейские ноты – среднесрочные рыночные ценные бумаги, выпускаемые министерством финансов или специальными государственными финансовыми органами;
в) договоров о предоставлении государственных гарантий России, договоров поручительства России по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Под государственной или муниципальной гарантией по БК признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РФ, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом-получателем гарантии своих обязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получатели гарантий – субъекты РФ, муниципальные образования, юридические лица. Гарант несет субсидарную ответственность дополнительно к ответственности должника в сумме, на которую выдана гарантия. Общая сумма гарантий включается в состав государственного долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства;
г) переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов. Например, в 2008 г. Правительство РФ и ЦБ РФ переоформили принадлежащие (по сост. на 1.01.08) Центральному банку векселя Минфина со сроками до 31.12.08 и причитающиеся по ним проценты в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2019 по 2023 г. с выплатой дохода раз в год с 2008 г. в размере 1% годовых;
д) соглашений и договоров, в т.ч. международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования.
По долговым обязательствам РФ и ее субъектов сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет (таблица 1).
Таблица 1 – Структура государственного внутреннего долга РФ
Статья | На 1.01.2008, млрд.руб. | На 1.10.2008 | |
млрд. руб. | уд. вес, % | ||
Государственный внутренний долг РФ | 583,6 | 561,3 | 100,00 |
В том числе: | |||
1 Долговые обязательства РФ (всего), включая | 529,8 | 523,0 | 93,18 |
ОФЗ-ПД | 402,2 | 386,2 | 68,80 |
ОФЗ-ФД | 112,5 | 121,5 | 21,65 |
ГКО | 7,4 | 9,8 | 1,75 |
государственный сберегательный заем (ОГСЗ) | 4,9 | 2,0 | 0,36 |
облигации нерыночных займов (ОГНЗ) | 2,7 | 3,4 | 0,60 |
прочие долговые обязательства (ГДО, ГЖС, ОВВЗ) | 0,1 | 0,1 | 0,01 |
2 Векселя Минфина России (всего) | 27,6 | 27,6 | 4,92 |
3 Прочие виды государственного внутреннего долга | 26,2 | 10,7 | 1,90 |
Внешний (международный) государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Получателями внешних займов могут быть центральное правительство, региональные и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные организации и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.
Основной целью гос внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи. Внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме (таблица 2).
Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах:
- синдицированные банковские кредиты;
- еврозаймы;
- кредиты международных финансовых организаций;
- межправительственные кредиты;
- частные кредиты коммерческих структур (фирменные кредиты).
Таблица 2 – Состав и структура государственного внешнего долга РФ
№ | Показатель | 01.01.2005 | 01.01.2006 | 01.01.2007 | 01.01.2008 | 01.07.2009 | |||||
млрд. долл. | % | млрд. долл. | % | млрд. долл. | % | млрд. долл. | % | млрд. долл. | % | ||
Задолженность органов государственного управления | 129,2 | 80,50 | 113,8 | 76,43 | 104,3 | 68,57 | 105,7 | 56,92 | 102,2 | 53,20 | |
1.1 | Долг федеральных органов государственного управления, в т.ч. | 72,27 | 103,1 | 69,24 | 95,7 | 62,92 | 96,7 | 52,07 | 92,2 | 48,00 | |
новый российский долг | 49,5 | 30,84 | 41,9 | 28,14 | 40,5 | 26,63 | 38,6 | 20,79 | 20,30 | ||
долг бывшего СССР | 66,5 | 41,43 | 61,2 | 41,10 | 55,2 | 36,29 | 58,1 | 31,29 | 53,2 | 27,69 | |
1.2 | Долг органов государственного управления субъектов РФ | 1,2 | 0,75 | 0,67 | 1,1 | 0,72 | 1,2 | 0,65 | 1,4 | 0,73 | |
1.3 | Долг органов денежно-кредитного регулирования | 7,48 | 9,7 | 6,51 | 7,5 | 4,93 | 7,8 | 4,20 | 8,6 | 4,48 | |
в т.ч. кредиты МФВ | 11,6 | 7,23 | 7,4 | 4,97 | 6,5 | 4,27 | 5,1 | 2,75 | 4,1 | 2,13 | |
Долг банков | 5,61 | 11,3 | 7,59 | 14,2 | 9,34 | 24,9 | 13,41 | 24,3 | 12,65 | ||
Долг нефинансовых предприятий | 22,3 | 13,89 | 23,8 | 15,98 | 33,6 | 22,09 | 55,1 | 29,67 | 65,6 | 34,15 | |
Всего внешний долг РФ | 160,5 | 148,9 | 152,1 | 185,7 | 192,1 |
Современный внешний долг РФ складывается из трех составляющих: а) долги перед кредиторами из западных стран (Парижский клуб - государства, Лондонский клуб – коммерческие банки, МВФ, МБРР, ЕБРР, коммерческие структуры); б) долги перед странами, бывшими членами СЭВ (Венгрия, Чехия, Словакия); в) валютный долг российским предприятиям и банкам.