Порядок проведения налогового аудита в части налога на доходы физических лиц
Аудит НДФЛ проводится на предприятиях для контроля за правильностью начисления и своевременной уплаты налога. Тем самым оказывается помощь бухгалтеру в нюансах начисления налога на доходы физических лиц. При проверке учитываются размеры заработной платы и полагающиеся налоговые вычеты. Аудит проводится на основании данных предоставленных документов, касающихся оплаты труда и прочих выплат работникам предприятия. В то же время проверяются реквизиты, по которым налог перечисляется в бюджет, т.к. в этом часто совершаются ошибки. Аудит НДФЛ - необходимая процедура во многих организациях в связи с тем, что часто происходят изменения некоторых положений в Налоговом Кодексе РФ, а также меняется в трудовое законодательство РФ, и бухгалтерия не успевает следовать за всеми изменениями. Аудит НДФЛ можно проводить в целях профилактики ошибок и, в последствии, для избежания трудностей в отношениях с налоговыми органами. Таким образом, проводя у себя на предприятии аудит НДФЛ, вы заранее заботитесь о благополучии своей фирмы, одновременно повышая квалификацию сотрудников отдела бухгалтерии.
При проведении аудита НДФЛ необходимо:
· проанализировать порядок ведения синтетического и аналитического учета расчетов по налогу;
· провести оценку правильности формирования налоговой базы согласно нормам действующего законодательства:
- определить правильность определения сумм, не подлежащих налогообложению по налогу на доходы физических лиц;
- провести оценку неправомерно исключенных выплат;
· провести оценку отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
· провести оценку полноты и своевременности уплаты в бюджет налога.
Аудит правильности исчисления рассматриваемого налога проводится в 3 этапа:
Таблица 1.1 – Этапы аудита НДФЛ
Название этапа | Содержание этапа |
Ознакомительный | На данном этапе рассматриваются такие факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений. На данном этапе проводится: - оценка систем бухгалтерского и налогового учета; - оценка аудиторских рисков; - расчет уровня существенности; - определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели; - анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения; - анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов. |
Основной | На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены ошибки, недостатки. В частности, проводится: § оценка правильности определения налогооблагаемой базы по НДФЛ по видам доходов: - доходов, полученных от источников в РФ и за ее пределами РФ; - доходов, полученных в натуральной форме; - доходов, полученных в виде материальной выгоды; - доходов, полученных по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения; - доходов, полученных от долевого участия в организациях. § проверка наличия документов, подтверждающих право применения налоговых вычетов, в том числе стандартных и профессиональных; § проверка правильности определения налоговой базы с учетом налоговых вычетов; § проверка правильности определения доходов, не подлежащих налогообложению; § проверка правильности применения налоговых ставок; § проверка налоговой отчетности; § расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства; § разработка и представление рекомендаций об использовании организацией налоговых льгот и предложений по улучшению системы внутреннего контроля за правильностью исчисления налога. |
Заключительный | На данном этапе предусматривается: · анализ выполнения программы аудита; · классификацию выявленных ошибок и нарушений; · обобщение результатов проверки; · оформление результатов налогового аудита по НДФЛ. Все процедуры проводятся с применением определенных тестов, утвержденных внутрифирменными стандартами аудиторской организации. Каждый тест включает: - предмет тестирования; - вывод о соответствии действующему законодательству; - замечания с конкретными примерами; - рекомендации по исправлению. |
Из начисленной работникам организации заработной платы, оплаты труда по трудовым соглашениям, договорам подряда и совместительству производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и удержания по инициативе организации. Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. По инициативе организации через бухгалтерию из заработной платы работников могут быть произведены следующие удержания: долг за работником; в погашение задолженности по подотчетным суммам; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за товары, купленные в кредит; подписная плата за периодические издания; перечисления в филиалы Сберегательного банка и т.п.
Проверка правильности удержаний из заработной платы осуществляется аудитором выборочно. Причем размеры выборки определяются теми же методами, что и при проверке начислений. Затем по данным свода удержаний определяются виды удержаний из заработной платы, осуществляемые на конкретном экономическом субъекте.
Основным видом удержания, которому при проверке уделяется главное внимание, является налог на доходы физических лиц. Ранее налог на доходы регулировался Законом РФ «О подоходном налоге физических лиц», но с 1.01.01г. в силу вступила глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части II Налогового кодекса РФ.
Приступая к проверке правильности удержания налога на доходы, аудитору сначала необходимо выявить суммы, которые подлежат обложению данным налогом. Согласно ст.210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные ими как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которыми у них возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 НК РФ. При получении дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) и иного имущества, исчисленная исходя из рыночных цен. При этом в стоимость таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж (ст.211 НК РФ).
Необходимо помнить, что в налоговую базу не включаются суммы, указанные в ст.217 НК РФ – это государственные пособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности), государственные пенсии и т.п.
Кроме того, при определении размера налогооблагаемой базы налогоплательщик имеет право на следующие налоговые вычеты: стандартные (ст.218 НК РФ), социальные (ст.219 НК РФ), имущественные (ст.220 НК РФ) и профессиональные (ст.221 НК РФ) налоговые вычеты. Наиболее распространенной группой вычетов являются стандартные вычеты, т.к. их производят непосредственно сами организации, в то время как право на остальные группы вычетов налогоплательщики, как правило, подтверждают самостоятельно. Из группы первых наиболее часто встречающиеся – это вычеты в размере 400 руб. в месяц на работника с дохода, не превышающего 40 000 руб. и 1000 руб. в месяц на одного ребенка до 18 лет, а также учащегося дневной формы обучения до 24 лет с дохода, не превышающего 280 000 руб., исчисленного нарастающим итогом. При получении дохода свыше указанных сумм данные вычеты не предоставляются.
Таким образом, после проверки исчисления налоговой базы аудитор проверяет правильность применения тех или иных налоговых ставок. Они устанавливаются ст.224 НК РФ и составляют 13, 30 и 35%. При этом практически все доходы граждан облагаются именно по ставке 13% в то время как ставки 30 и 35% применяются в исключительных случаях, например с сумм выигрышей в лотереях, на тотализаторах и других, основанных на риске игр, стоимости призов и выигрышей в конкурсах и др. мероприятиях, проводимых в целях рекламы, превышающей 2 000 руб. и т.п.
При проверке удержаний налога на доходы аудитор должен проконтролировать то, что с сумм доходов, в отношении которых применяется ставка 13%, исчисление налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца с зачетом ранее удержанных сумм налога. Причем сумма налога определяется в полных рублях.
Согласно ст.230 НК РФ налоговые агенты ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за предыдущим, должны представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов.
В заключение проверки данного объекта аудита, аудитору необходимо удостовериться в правильности составления бухгалтерских записей. На счетах бухгалтерского учета суммы удержанного налога на доходы физических лиц должны отражаться по Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и Кт 68 «Расчеты с бюджетом». Перечисление сумм налога на доходы отражается: Дт 68 Кт 51 «Расчетный счет».
Другим видом удержаний является удержание по исполнительным листам. По исполнительным листам судов производятся удержания алиментов (штрафов). Они могут удерживаться и по заявлению работника. Здесь аудитору необходимо проверить наличие полученных исполнительных листов, их регистрации в специальном журнале. Кроме того, необходимо проверить правильное исчисление сумм алиментов и отражение их на счетах бухгалтерского учета.
Как известно, размер алиментов на содержание несовершеннолетних детей составляет:
- на одного ребенка – ¼ (25%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;
- на 2 детей – 1/3 (33%) от заработной платы за вычетом налога на доходы;
- на 3 и более детей – ½ (50%) от заработной платы за вычетом налога на доходы.
Причем аудитору необходимо знать, что удержание алиментов происходит со всех видов дохода, как по основной, так и по совмещенной работе, со всех видов доплат, с оплаты за время отпуска, с пособий по временной нетрудоспособности, с вознаграждения за общие годовые итого работы. Исключением являются суммы разовых единовременных премий, компенсационных выплат за работу во вредных условиях, не носящих постоянный характер, разовой материальной помощи.
Удержанные из заработной платы алименты должны быть в трехдневный срок со дня выдачи зарплаты выданы взыскателю из кассы или переведены по почте.
Другой наиболее распространенный вид удержания – это удержания за причиненный материальный ущерб. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный организации, предусматривается Трудовым Кодексом РФ, а именно главой 39 «Материальная ответственность работника».
Проверка других видов удержаний не представляет сложности. Так, при проверке удержаний за товары, приобретенные в кредит, устанавливают период рассрочки, суммы удержаний и сроки платежей. При проверке погашения ссуд, выданных работникам, устанавливают сроки и внесенные суммы, сумму удержанного подоходного налога за пользование ссудой.
1.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УКАЗАННЫЙ ОБЪЕКТ УЧЁТА
Порядок исчисления и уплаты ЕСН регулировался следующими нормативными документами:
- Налоговым кодексом РФ, ч. 1 и 2;
- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001г. № 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008г);
- Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 29.05.2002, 31.12.2002, 23.12.2003, 29.06.2004, 20.07.2004, 02.12.2004, 28.12.2004);
- методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утв. приказом МНС РФ от 29.12.00г. №БГ-3-07/465.
- Федеральный закон от 15.12.01г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 02.04.93г. №4741 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации»;
- «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утв. приказом Минфина России от 29.07.98г. №34н.
- «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению», утв. приказом Минфина России от 31.10.00г. №94н.
Кроме того, Минфин России издал ряд приказов, регламентирующих порядок представления отчетной информации по ЕСН:
- от 24.03.2005 N 48н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Рекомендаций по ее заполнению";
- от 17.03.2005 N 40н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению";
- от 10.02.2005 N 21н "Об утверждении формы Налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции о порядке ее заполнения".
Порядок исчисления и уплаты НДФЛ регулировался следующими нормативными документами:
- Налоговым кодексом РФ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.01 г. N 55 «О порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации»;
- Письмом МНС РФ от 4.02.02 г. N СА-6-04/124 «О социальных налоговых вычетах»;
- Совместным приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 г. N 13748/БГ-3-06/387 «Об освобождении от налогообложения доходов отдельных категорий иностранных граждан».
Помимо ТК РФ, ведение бухгалтерского учёта в области оплаты труда регламентировано следующими нормативными документами, иерархию которых можно представить в виде четырех уровней.
Первый уровень - законодательный. Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. Этот закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. В Законе представлены основные требования к содержанию первичных документов и регистров бухгалтерского учета по учету труда и заработной платы, а также порядок проведения инвентаризации расчетов.
К документам первого уровня относится также Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Правовая сила ГК РФ безусловно выше положений по бухгалтерскому учету. Поэтому гражданское законодательство диктует порядок организации бухгалтерского учета по отдельным вопросам и имеет приоритетное начало перед нормативным регулированием бухгалтерского учета на предприятиях.
Второй уровень - нормативный. Представлен Положениями (стандартами) по бухгалтерском учету, главным среди которых является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н. В этот уровень входят и Положения по бухгалтерскому учету отдельных участков учета и операций, которые также утверждены Минфином России.
Указанные положения по бухгалтерскому учету разработаны на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 20 положений по бухгалтерскому учету. Третий уровень регулирования бухгалтерского учета - методический. Представлен методическими разъяснениями и указаниями Минфина России по применению ПБУ. К документам третьего уровня, регламентирующим оплату труда и исчисление заработной платы, относятся также Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (от 12.11.1984 г. № 13-6) – в части, не противоречащей ТК РФ, Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 г. № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (в ред. От 21.01.2002 г.) и т.д. Эти документы определяют общие правила организации и ведения учета труда и заработной платы и распространяются на все предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от подчиненности, форм собственности и видов деятельности, поэтому их следует рассматривать как нормативы. Техническим документом этого уровня является также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н.
Четвертый уровень - уровень организации. Представлен организационно-распорядительной и методической документацией по организации и ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской отчетности непосредственно в коммерческой организации. Это в первую очередь учетная политика организации, а также рабочий план счетов и график документооборота. В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы, к которым относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.
1.3 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ЕСН И НДФЛ
Таблица 1.2 – Основные источники информации для аудиторской проверки
№ | Названия необходимых документов | Данные для анализа | |
График отпусков (Т-7) | Сведения о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков | ||
Расчетные ведомости, лицевые счета | Данные для правильного исчисления удержаний, ежемесячные сведения о заработной плате | ||
Штатное расписание (Т-3) | Структура, штатный состав, штатная численность, размер месячной заработной платы, виды и размеры надбавок | ||
Расчётно-платёжная ведомость (Т-49) | Суммы начисленных заработной платы, премий, отпускных, ЕСН и НДФЛ | ||
Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (Т-60) | Размер заработной платы и других выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого или иного отпуска | ||
Приказ (распоряжение) о поощрении работника (Т-11, Т-11а) | Размер поощрений за успехи в работе | ||
Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (Т-12) | Учет рабочего времени и расчет оплаты труда | ||
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (Т-8) | Причина и основание для увольнения, размер выходного пособия | ||
Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (Т-5) | Новый размер оклада, должность, срок перевода | ||
Личная карточка (Т-2) | В ее разделах содержатся общие сведения о работнике, сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения | ||
Приказ (распоряжение) о приеме на работу (Т-1) | Разряд работника, его оклад, испытательный срок и т.д. | ||
1.4 ТЕСТЫ ПРОВЕРКИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА
Таблица 1.3 - Тесты проверки состояния систем внутреннего контроля
Содержание вопроса или объект исследования | Содержание ответа (результат проверки) | Симв. | Выводы и решения аудитора |
Проверяется ли списочный состав работников (когда и сколько раз)? | Да, один раз в год в конце декабря | У2 | Необходимость увеличить число процедур проверки до двух (проводить ещё в середине года) для целей управления |
Проверяется ли правильность подсчета среднесписочной численности работников? | Да | У4 | Проверку проводить отделом организации труда и заработной платы по итогам года |
Проверяется ли по существу начисленная оплата труда (приказы, договоры, контракты, подлинность первичных документов, объем выполненных работ)? | Выборочно по первичным документам | У2 | Проводить проверку всех документов по существу начисления оплаты труда |
Проверяется ли штатное расписание и оплата труда по штатному расписанию? | Не проверяется | У1 | Обязательно проводить проверку штатного расписания и оплаты труда по штатному расписанию |
Проверяется ли правильность удержаний из зарплаты? | Да | У4 | Удержания производятся на основании распоряжений руководства и действующего законодательства |
Проверяется ли правильность использования тарифов, расценок, разрядов и др. при начислении оплаты труда? | Не всегда | У3 | Тщательно проверять правильность использования тарифов, расценок и т.д. и контролироваться должно главным бухгалтером |
Проверяется ли обоснованность начисления премий, вознаграждений, отпускных, подъемных (решения, приказы, объем работ, документальное подтверждение)? | Нет | У1 | Контролируется главным бухгалтером |
Все начисления и удержания проверяет в конце месяца внутренний аудитор. | Не всегда | У3 | Необходимо всегда проверять начисления в конце месяца внутренним аудитором |
Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? | Да | У4 | Уделять больше внимания при проверке поданных списков |
Сопоставляются ли начисления на оплату труда с данными отчетов по социальному страхованию, пенсионному фонду, отчислениями во внебюджетные фонды? | Нет | У1 | Возможны ошибки при сопоставлении начислений на зарплату с отчислениями во внебюджетные фонды |
Таблица 1.4 - Тесты проверки состояния системы бухгалтерского учёта
Содержание вопроса или объект исследования | Содержание ответа (результат проверки) | Симв. | Выводы и решения аудитора |
Достоверны ли первичные документы и правильно ли они составлены? | Да | У4 | В соответствии с действующим законодательством |
Нет ли случаев включения в табель и другие документы вымышленных лиц? | Нет | У1 | Необходимо сверить данные первичного и аналитического учета |
Нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным документам? | Нет | У4 | Контролируется главным бухгалтером |
Нет ли в первичных документах и расчетных ведомостях арифметических ошибок? | Нет | У4 | Необходимо провести процедуру пересчета |
Имеется ли в наличии проект организации и ведения учета расчетов по оплате труда? | Нет | У4 | Реализовать по результатам проверки |
Используются ли во всех случаях типовые документы и регистры учета? | Да | У3 | Учет компьютеризирован, типовые бланки ведутся в машинной форме |
Правильно ли отражаются на счетах операции по начислению и удержанию из заработной платы? | Нет | У2 | Необходимо провести сплошную проверку |
Сопоставляются ли записи аналитического учета по сч. 70, 73 в части расчетов по исполнительным листам и депонированной зарплате с записями в регистрах, Главной книге и балансе? | Да | У2 | Контролируется главным бухгалтером |
1.5 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С УЧЁТОМ
Таблица 1.5 – Перечень типичных ошибок
Характер возможных нарушений | Влияние нарушения на достоверность бухгалтерской отчётности, налогообложение и соблюдения законодательства |
Необоснованное применение как регрессивной шкалы обложения ЕСН, так и отказ от ее применения. | Неверная сумма рассчитанного ЕСН к уплате. |
Сумма начисленной заработной платы по данным первичной документации не соответствуют данным учётных регистров (журналам-ордерам, главной книги). | Искажение оборотов и остатков по счёту 70 Расчёты с персоналом по оплате труда». Недостоверность строки «кредиторская задолженность по оплате труда» баланса организации. |
Организация не зарегистрирована в отделениях Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственном фонде занятости населения РФ, и в фондах обязательного медицинского страхования. | Применение к организации штрафных санкций в соответствии с действующим законодательством. |
Сумма начисленных взносов во внебюджетные фонды по данным разработочной таблицы не соответствуют данным учётных регистров (журналам-ордерам, главной книге). | Несоответствие данных аналитического и синтетического учёта. |
Сальдо, либо обороты по счёту 69 в разрезе субсчетов по данным бухгалтерского учёта не соответствуют данным отчётных деклараций, подаваемых в органы Пенсионного Фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения и в фонды обязательного медицинского страхования. | Недостоверность бухгалтерского учёта. Искажение строки «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» баланса. Применение к организации штрафных санкций. |
Завышены (занижены) суммы начисленных страховых взносов вследствие неверного исчисления налогооблагаемых баз и ставок: в органы Пенсионного Фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения и в фонды обязательного медицинского страхования. | Искажение строки «Кредиторская задолженность перед государственными внебюджетными фондами» баланса. |
Сумма излишне начисленных страховых взносов отнесена на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, вследствие неверного исчисления баз страховых взносов, неверного применения расчётных ставок. | Завышение себестоимости продукции (работ, услуг), занижение налогооблагаемой прибыли. |
В состав совокупного дохода для исчисления НДФЛ работника не включены виды выплат, подлежащие налогообложению. | Занижение суммы НДФЛ с работника и недоперечисление в бюджет НДФЛ. Недостоверность строки «Кредиторская задолженность оп налогам и сборам». |
Неверный расчёт налога на доход физически лиц. | Недостоверность расчёта НДФЛ и, как следствие, искажение расчётов с бюджетом по НДФЛ. Недостоверность строки «Кредиторская задолженность по налогам и сборам». |
Незаконное включение сумм ЕСН с материальной выгоды в себестоимость продукции (работ, услуг). | Завышение себестоимости продукции (работ, услуг), занижение налогооблагаемой прибыли. |
1.6 ПЛАН И ПРОГРАММА АУДИТА
Таблица 1.6 - Перечень аудиторских процедур и Проверяемые документы
Перечень аудиторских процедур | Проверяемые документы |
1. Проверка правильности оформления первичных документов | |
1.1. Определение степени унификации первичных документов по учету персонала и рабочего времени | Приказы о приеме на работу, увольнении, перемещении, табели учета рабочего времени, личные карточки, коллективный договор |
1.2. Проверка правильности учета рабочего времени | Табели учета использования рабочего времени, график-календарь |
1.3. Проверка правильности оформления расчетно-платежных документов | Расчетно-платежные ведомости, расчетные ведомости, платежные ведомости, расходные кассовые ордера |
2. Аудит системы начисления заработной платы | |
2.1. Проверка обоснованности начислений за особые условия труда: а) сверхурочные работы и работу в ночное время; б) за работу в выходные и праздничные дни; в) за выполнение работ с тяжелыми условиями труда г) работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями | Приказы руководителя, табели использования рабочего времени, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета (а, б), Перечень работ с вредными и особо вредными условиями труда, на которых работникам учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы РФ устанавливаются доплаты к должностному окладу (тарифной ставке) (постановление Минтруда РФ от 27 мая 1994 г. № 41) (в) |
2.2. Проверка правильности документирования и оплаты простоев | Табели учета рабочего времени, листки о простое, расчетно-платежные ведомости |
2.3. Проверка правильности документирования и оплаты работы в случае брака | Акты о браке, приказы руководителя, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
2.4. Проверка правильности расчета среднего заработка | Приказы руководителя, заявления работников, расчетно-платежные ведомости, личные карточки |
2.5. Проверка правильности определения дохода для целей налогообложения | Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах работников |
2.6. Проверка правильности отнесения средств на оплату труда на себестоимость | Журналы-ордера №10, ведомости 12, 15, 18 |
2.7. Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета | Журналы-ордера №10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга |
3. Аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы | |
3.1. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога | Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах по форме 2-НДФЛ |
3.2. Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству | Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, сведения о полученных доходах по форме 1-НДФЛ, 2-НДФЛ |
3.3. Проверка обоснованности удержаний из заработной платы работников | Личные карточки, расчетно-платежные ведомости, регистры аналитического учета |
4. Аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды | |
4.1. Проверка правильности удержаний по ЕСН | Журналы-ордера №10, ведомости 12, 15, 18, Главная книга |
2 ОПИСАНИЕ ДВУХ АУДИТОРСКИХ СТНДАРТОВ
2.1 АУДИТОРСКИЙ СТАНДАРТ №4 – Существенность в аудите
Таблица 2.1 – Принципиальная схема аудиторского стандарта
Наименование раздела | Содержание раздела |
Общие положения | Существенность в аудите, порядок ее определения описаны как в Международном стандарте аудита МСА 320, так и в российском Федеральном правиле (стандарте) № 4 «Существенность в аудите». В ходе проведения проверок аудиторские организации не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность информации и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности. Существенность зависит от величины показателя финансовой (бухгалтерской) отчетности и (или) ошибки, оцениваемых в случае их отсутствия или искажения. Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:
|
Основные понятия и определения, используемые в стандарте | Существенность в аудите: существенность, или иногда говорят “материальность” (буквальный перевод английского термина materiality), является одним из основных понятий аудита. Существенными в аудите считаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность финансовой отчетности клиента. Как количественная характеристика таких обстоятельств выступает уровень существенности, то есть предельное значение искажений бухгалтерской отчетности, начиная с которого нельзя принимать на ее основе правильные решения. Установить четкие и однозначные критерии существенности совсем непросто. Предварительное суждение может включать оценки того, что является важным для разделов баланса, отчета о прибылях и убытках и отчета о движении денежных средств, взятых по отдельности и для финансовых отчетов в целом. Одна из целей предварительного суждения о существенности - сфокусировать внимание аудитора на более значительных пунктах финансового отчета при определении стратегии аудиторской проверки. Аудиторский риск— объективно существующая вероятность допущения возможных неточностей и отклонений от реальных данных, возникающая в ходе аудиторской проверки. Оценка аудиторского риска — составная часть работы аудитора. Аудиторский риск является предметом страхования. |
Сущность стандарта | При оценке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной. Совокупность неисправленных искажений включает:
|
2.2 АУДИТОРСКИЙ СТАНДАРТ №12 – Согласование условий проведения аудита
Таблица 2.2 – Принципиальная схема аудиторского стандарта