Бюджетный процесс в Российской Федерации, основы его организации
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, а также составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется в соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации (ст.10 - 12) принципами единства государственной власти в Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельности местного самоуправления, а также разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой являются самостоятельными.
К компетенции федеральных органов государственной власти Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 7) отнесено:
Ø определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществлении контроля за их исполнением;
Ø установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
Ø составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 8) и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:
Ø установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
Ø составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
Ø установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов.
Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 9) и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечивают:
Ø установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
Ø составление и рассмотрение проектов местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении местного бюджета;
Ø составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района (осуществляется исключительно органами местного самоуправления муниципального района);
Ø установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов и иных территорий, не являющихся муниципальными образованиями и входящих в состав муниципального образования.
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется с учетом следующих принципов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации:
Название принципа | Содержание принципа |
Единство бюджетной системы Российской Федерации | Единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ |
Самостоятельности бюджетов | Органы государственной власти и органы местного самоуправления имеют право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, например, при введении временной финансовой администрации в субъекте РФ или муниципальном образовании) |
Полноты отражения доходов, расходов и источников финанси-рования дефицитов бюджетов | Все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах |
Сбалансированности бюджетов | Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, уменьшенных на сумму выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета |
Результативности и эффективности использования бюджетных средств | При составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств |
Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов | Расходы бюджета не могут быть связаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета (если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части субвенций и субсидий других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан; расходов, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации; расходов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации; отдельных неналоговых доходов, предполагаемых к ведению с начала очередного финансового года). |
Прозрачности (открытости) | Обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления; открытость проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т.ч. по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), так и между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередной финансового года. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. |
Достоверности бюджета | Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. |
Адресности и целевого характера бюджетных средств | Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования |
Подведомственности расходов бюджетов | Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона (НПА Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Р Ф, местной администрации) |
Единства кассы | Зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета (за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации) |
Этапами бюджетного процесса являются: составление проекта бюджета, его рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, а также контроль за исполнением бюджета.
Составление проектов бюджетов осуществляется финансовыми органами в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на очередной финансовый год и плановый период. Проект бюджета субъекта Российской Федерации, проекты территориальных государственных внебюджетных фондов, проекты местных бюджетов составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если проект бюджета субъекта Российской Федерации утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации. Если проект бюджета муниципального района (городского округа) утверждается на очередной финансовый год, то местная администрация соответствующего муниципального образования утверждает среднесрочный финансовый план муниципального района (городского округа). Если проект бюджета поселения утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения может быть предусмотрено составление и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Исполнение бюджетов обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
· зачисление со счетов Федерального казначейства на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений по нормативам, действующим в текущем финансовом году;
· возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата (на излишне взысканные суммы);
· зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
· уточнение платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
· перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата (на излишне взысканные суммы), с единых счетов соответствующих бюджетов на счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами.
Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
· принятие бюджетных обязательств;
· подтверждение денежных обязательств;
· санкционирование оплаты денежных обязательств;
· подтверждение исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется аналогично исполнению бюджета по расходам (с учетом некоторых особенностей).
Участниками бюджетного процесса являются субъекты, осуществляющие составление и рассмотрение проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, контроль за их исполнением, ведение бюджетного учета, а также составление, внешнюю проверку, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
Ø Президент Российской Федерации;
Ø законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации);
Ø исполнительные органы государственной власти (Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное казначейство);
Ø Центральный банк Российской Федерации;
Ø органы государственного финансового контроля (Счетная палата Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора);
Ø органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации;
Ø главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
Ø главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Ø главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета;
Ø главные администраторы (администраторы) доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
Ø главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета;
Ø главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Компетенция участников бюджетного процесса на федеральном уровне регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами (Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и др.), Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (Федеральным законом от 11.01.1995 № 4_ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», Федеральным законом от 11.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703 «О федеральном казначействе» и др.), правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н «Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации», и др.).
Состав участников бюджетного процесса на региональном и местном уровнях включает:
ü законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органами местного самоуправления соответственно;
ü высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации ;
ü высшие должностные лица муниципальных образований и местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
ü органы государственного и муниципального финансового контроля;
ü органы управления бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов;
ü главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и иными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, регулирующие организацию бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, принимаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным федеральным нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения.
Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса на местном уровне регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативным правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, решениями представительных органов местного самоуправления, иными муниципальными правовыми актами. Муниципальные правовые акты, регулирующие организацию бюджетного процесса в муниципальном образовании, принимаются органами местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования и не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным федеральным нормативным правовым актам и актам субъектов Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения.
Таким образом, каждый из участников бюджетного процесса в Российской Федерации обладает кругом бюджетных полномочий, регулируемых нормами права, вытекающих из его статуса и обеспечивающих выполнение возлагаемых функций.