Изменения экономических форм образовательных организаций
Статус юридического лица должны иметь все государственные и муниципальные образовательные организации за исключением малокомплектных школ, расположенных в сельской местности. Одновременно необходимо расширение прав государственных и муниципальных образовательных организаций по распоряжению финансовыми ресурсами, включая обеспечение права самостоятельного планирования и исполнения сметы расходов. Это расширит возможности привлечения внебюджетных ресурсов, а в сочетании с введением нормативного подушевого финансирования создаст условия для преодоления иждивенческих мотивов в деятельности администрации и трудовых коллективов школ и породит у них стимулы к эффективному использованию средств, к экономии и снижению неоправданных потерь на коммунальных и хозяйственных расходах и т.п.
Необходимо обеспечение прозрачности финансовой и хозяйственной деятельности образовательных организаций и органов управления образованием. В частности, следует ввести практику обязательной публикации годовых финансовых отчетов органов управления образованием и образовательных учреждений и регулярного аудита учебных заведений.
Превращение образовательных учреждений в самостоятельно хозяйствующие субъекты и обеспечение прозрачности их хозяйственно-финансовой деятельности будет содействовать легализации всех фактически получаемых ими доходов от учащихся, родителей, арендаторов и ограничению возможности присвоения части этих доходов руководителями учреждений (следствием чего в настоящее время является занижение арендных ставок и недополучение доходов, которые могли бы использоваться для финансирования основной образовательной деятельности учебных заведений).
Контрольные вопросы
1. Почему затраты на одного учащегося при традиционной форме образования имеют тенденцию к росту?
2. Чем объяснить стабильный рост расходов на образование в мире в последние десятилетия?
3. В чем сходство и в чем различие решений о получении образования и об инвестициях в жилищное строительство?
4. Организаций общего образования во много раз больше, чем организаций профессионального образования. Почему же ситуация монополизма образовательных организаций более типична для общего образования, чем для профессионального?
5. Почему сметное финансирование образовательных учреждений наиболее удобно финансовым органам?
6. Проанализируйте сравнительные преимущества и недостатки двух схем ваучерного финансирования образовательных организаций: 1) допускающей и 2) не допускающей возможность доплаты к стоимости образовательного ваучера.
7. Каковы перспективы реформирования системы образования в России?
Литература
Основная
Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Модернизация российского образования: документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001. Гл. 7. С. 322–773.
Ваrr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 336–377.
Le Grand J., Propper C., Robinson R. The Economics of Social Problems. 3rd ed. L.: Macmillan, 1992. P. 65-90.
Дополнительная
Модернизация российского образования: ресурсный потенциал и подготовка кадров / Под ред. Т.Д. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.
Обзор экономической политики в России за 2001 год / Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2002. С. 171–194.
Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие / Под ред. Н. Барра: Пер. с англ. М.: ИКЦ "ДИС", 1997. С. 346-383.
Тихонов А.Н., Абрамишин А.Е. и др. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. М.: Вита-Пресс, 1998.
Johnes G. The Economics of Education. L.: Macmillan, 1993.