Теории происхождения денег
В науке о деньгах сформировались две концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная. Рационалистическая теория, наиболее ранняя (относится к IV в. до н.э.), объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися, что для лучшего движения товаров в меновом обороте необходимы специальные посредники. Эволюционная теория полагает, что деньги появились стихийно в результате длительного процесса развития товарного обмена, который и привёл к выделению из общей массы некоторых товаров, ставших деньгами.
Возникновение рационалистической теории происхождения денег связывают с именем древнегреческого мыслителя Аристотеля. В работе «Никомахова этика» он писал: «всё, что участвует в обмене, должно быть сопоставимо. <…> По общему уговору появляется монета, словно мера, делая вещи соизмеримыми, приравнивая их; без приравнивания не было бы обмена, а без соизмеримости – приравнивания». При этом «должна существовать какая-то единица (измерения), причём основанная на условленности, и потому она зовётся “номисма”, что существует не по природе, а по установлению»[2].
Название монеты «номисма» произошло от «nomos» – закон, делая её законным платёжным средством. Аристотель показывает деньги как социальный институт, возникающий в ходе исторического развития. Он не сомневается в том, что существовало время, когда денег не было, и обмен одного товара на другой совершался непосредственно. Для него и для его современников и последователей, не было различия в использования понятий «деньги» и «монета». Подобное понимание у Аристотеля заимствовал английский экономист Юм: «Деньги <…> суть только орудие, которое люди по общему соглашению употребляют для того, чтобы облегчить обмен одного товара на другой»[3]. Из российских экономистов оно находит подтверждение у А.Н. Радищева: «Великия в меновом торгу затруднения, побудили мыслить о знаках <…> всякий товар представляющих. Изобретены деньги»[4].
Одна из догм римского права, утверждавшая, что император декретирует ценность денег, безраздельно господствовала до конца XVIII в. Она предоставляла правителям право относиться к деньгам как одному из символов верховной власти.
Эволюционная теория объясняет происхождение денег объективным процессом развития товарного производства и обмена. К её сторонникам можно отнести А. Смита, Д. Рикардо, А.Тюрго, С. Сисмонди, Дж. С. Милля, М.И. Туган-Барановского и др., но наибольший вклад в её создание и обоснование внёс К. Маркс.
Маркс исследовал процесс происхождения денег, начиная с появления первобытного обмена вещами на основе общественного разделения труда. Он раскрыл процесс превращения вещей в товары, натурального производства в товарное, товара в деньги, а денег в капитал. Выяснив социальную природу денег, он раскрыл их внутреннюю сущность; проследил эволюцию денег.
Трудность понимания сущности и природы денег заставляет учёных обращаться к этой проблеме. Деньги – самый загадочный инструмент из всех, когда-либо используемых человеком. Нет ничего проще, как с ними обращаться, и нет ничего труднее, чем понять, как они действуют.
Товар и его свойства
Теория денег и денежного обращения непосредственно связана с теорией товарного производства и обмена. Каждый человек обладает множеством потребностей и ограниченными способностями. Исходя из своих способностей, люди стали изготавливать что-то одно из всех требующихся им вещей, получая другие вещи взамен своих. Все производители стали работать друг для друга, и вступать в отношения между собой как покупатели и продавцы. Образовалось меновое хозяйство, в котором взаимные потребности людей удовлетворяются при помощи обмена: каждый человек стал сознательно производить вещь для обмена.
Вещь, специально изготовленная для продажи и попадающая к потребителю в результате обмена, становится товаром. Известно, что движение товаров совершается наилучшим образом при опосредовании его деньгами, поэтому условия возникновения и эволюции денег следует начинать с выяснения сущности товара и его свойств.
Товар представляет собой продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность, материальную или духовную, и произведённый для обмена, для продажи[5].
Каждый товар обладает двумя сторонами или свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность и способностью обмениваться на другие товары[6].
Способность блага удовлетворять ту или иную человеческую потребность образует его потребительную ценность (стоимость)[7]. Различные вещи удовлетворяют разные человеческие потребности: хлеб, мясо, масло и другие продукты удовлетворяют потребность в пище; костюмы, платья, пальто и др. вещи – потребность в одежде; дрова, каменный уголь, газ – потребность в топливе для приготовления пищи и обогрева жилища. Духовные потребности также удовлетворяются с помощью материальных благ – книги, картины, видеотехника. Обладают потребительной ценностью станки, машины, средства коммуникаций и т.д., но она проявляется иначе. Потребительные ценности различаются по способу потребления. Пища, одежда, обувь, книги и т.д. – это предметы потребления; сырьё, машины, оборудование, инструменты, при помощи которых создаются необходимые предметы потребления – средства производства.
В меновом хозяйстве товар, изготовленный для обмена, всегда имеет потребительную ценность «для других»[8]. Поэтому каждый товаропроизводитель удовлетворяет свои потребности товарами, полученными им в результате обмена. Иными словами, связь между отдельными товаропроизводителями выступает в виде обмена или купли-продажи товаров. Таким образом, товар обладает общественной потребительной ценностью, т.е. предназначенной для других.
Вторым свойством, присущим товару, является меновая ценность (стоимость), или способность товара обмениваться на другие товары в определённых пропорциях.
На рынке она выступает в виде количественных соотношений, в которых товары обмениваются друг на друга. Если обувь обменивается на хлеб, сахар, ткань и т. д., то меновая ценность обуви может выразиться в соотношениях: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба; или 1 пара ботинок = 10 кг сахара; или 1 пара ботинок = 20 м ткани и т.д. Товары, различаясь между собой как потребительные ценности, оказываются подобными друг другу как меновые ценности.
Товары могут обмениваться потому, что на производство каждого из них затрачен труд. Именно воплощённый в них труд и делает их количественно соизмеримыми, т.е. основой меновой ценности товаров является общественный труд.
Иными словами, общественный труд, воплощённый в товарах и обнаруживающийся в процессе обмена, представляет собою ценность (стоимость) товаров.
Меновые пропорции или соотношения, в которых обмениваются товары, выражают их эквивалентный обмен.
Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощённым в товаре.
Труд любого товаропроизводителя[9] – шитьё, ткачество, кузнечный труд и т.п., имеет качественную определённость, это конкретный труд, который и создаёт потребительную ценность.
Несмотря на разнообразие, общим для всех видов труда являетсязатрата умственной и физической энергии человека. Затрата человеческой рабочей силы вообще, содержащаяся во всех товарах, представляет собой абстрактный труд, делающий их однородными и соизмеримыми. Именно абстрактный труд создаёт ценность товара.
В условиях экономической свободы, каждый товаропроизводитель сам выбирает, какой товар он будет производить. Не зная потребностей рынка, он может ошибиться. Об этом он узнает только при обмене.