Рыночная экономика и ее характерные черты. Субъекты рыночной экономики. Экономические ресурсы в рыночной экономике
Под рыночной экономикойпонимают такую экономику, в которой экономические решения принимаются в основном децентрализованным путем. Функционирование рыночной экономики осуществляется главным образом через рынок. Современная рыночная экономика промышленно развитых стран Запада характеризуется:
q насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей;
q ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей;
q меняются целевые функции фирм. Хоть прибыль по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: в расширении рынка, модификации продукта, повышении качества продукции, снижении затрат;
q происходит изменение форм предпринимательской деятельности (помимо крупных корпораций появляется малый бизнес);
q конкуренция становиться регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения степени информированности всех хозяйственных субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции;
q в современной рыночной экономике идет становление нового типа трудовых отношений, предполагающих участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.
Субъекты рыночной экономики:
1) Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:
- самостоятельно принимает решения;
- является собственником какого-либо фактора производства;
- стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов.
К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства.
2) Фирма – это экономическая единица, которая:
- самостоятельно принимает решения;
- стремиться к максимизации прибыли;
- использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
3) Под государством понимают все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.
Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все эти основные хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке.
К экономическим ресурсам относят:
а) труд в виде осознанной деятельности людей, направленной на создание необходимою им или другим людям продукта;
б) природные ресурсы в виде земли, воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира, природных энергетических источников, вовлекаемых людьми в хозяйственный оборот;
в) средства производства в виде основных и оборотных средств, используемых в хозяйственной деятельности;
г) денежные средства, на которые и с помощью которых приобретаются, привлекаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;
д) информационные ресурсы в виде научной научно-технической, проектно-конструкторской, технологической, статистической, управленческой информации и других видов духовно-интеллектульных ценностей, необходимых для создания экономического продукта, используемых в процессе его создания.
3 Рынок: сущность, классификация, функции. Эффективность рыночного механизма
Рынок – это механизм, обеспечивающий взаимодействие между производством и потреблением.
Информационная функция: дает объективную информацию о соотношении между спросом и предложением, качестве эк. благ и услуг.
Посредническая функция: способствует установлению эк. связей между участниками рынка.
Ценообразующая: в результате количественного соотношения спроса и предложения эк. благ и услуг формируется рыночная цена. Она является важнейшим индикатором экономики, дающим сигналы производителям и потребителям.
Координирующая: рынок посредством перелива капитала из одних сфер экономики в другие обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства.
Контролирующая функция: рынок – это эк. механизм, основанный на конкуренции. В результате последней те производители, которые не отвечают требованиям рынка, его покидают.
Классификация:
По эк. назначение объектов рыночных отношений – потребительский, рынок капитала, рынок труда, финансовый рынок, рынок технологий, рынок услуг.
По географическому положению – местный, региональный, национальный, интеграционный, мировой.
По степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный рынок.
По отраслям – автомобильный, нефтяной, рынок медицинских товаров и услуг, с/х рынок.
По масштабу торговли – оптовый и розничный.
Эффективность рыночного механизма
Позитивные стороны рынка: эффективное распределение эк. ресурсов, наличие свободного выбора для производителей и потребителей, повышение качества товаров и услуг, быстрая адаптация к меняющейся эк. ситуации, использование достижений научно-технического прогресса хозяйствующими субъектами экономики, способность удовлетворить растущую диверсификацию потребностей.
Негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых эк. ресурсов, при принятии решений учитывается только эк.эффективность, отсутствует заинтересованность в создании общественных благ и услуг, не гарантируют полной занятости, материального и социального благополучия, не обеспечивают социального прогресса общества.