Закрепление нового материала
Контрольные вопросы:
1. Раскройте понятие и перечислите виды источников трудового права.
2. Какова система источников трудового права и факторы, определяющие ее элементный состав?
3. В каких статьях Конституции РБ закреплены основные трудовые права и свободы человека?
4. Дайте общую характеристику ТК РБ и некоторых законов, регулирующих трудовые и связанные с ними иные общественные отношения.
5. Приведите примеры комплексных нормативных актов, указов, декретов Президента РБ, в которых содержатся нормативные положения, относящиеся к регулированию трудовых отношений.
6. Регулирование каких вопросов осуществляется на основе нормативных актов, принимаемых Правительством РБ?
7. Какое место в системе источников права занимают нормативные акты министерств, ведомств, комитетов РБ? Приведите примеры таких актов.
8. Акты-соглашения, их виды, сфера применения и значение в регулировании трудовых отношений.
9. Дайте понятие локальных нормативных актов, перечислите их признаки, раскройте роль и значение.
10. Каковы пределы локального регулирования условий труда и процедура принятия локальных нормативных актов?
11. Нормативно-правовые акты судебных органов и их место в системе источников трудового права.
12. Судебный прецедент и его роль в регулировании трудовых отношений.
13. Раскройте действие нормативных актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц.
14. Как соотносятся общие и специальные нормы?
15. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда. Факторы дифференциации.
Практические ситуации для закрепления нового материала:
1. Секретарь Чернова была уволена с работы по п. 4 ст. 42 ТК РБ за неоднократное нарушение трудовой дисциплины (в течение 6 месяцев на нее было наложено 5 дисциплинарных взысканий). Чернова обратилась в суд с иском о восстановлении на работе. Свое исковое требование она обосновала, ссылаясь на п. 33 постановления Пленума Верховного суда РБ от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде»; на с. 231-233 учебника «Трудовое право» (Под общей ред. В.И. Семенкова. Мн., 2002); на разъяснение к п. 4 ст. 42 ТК на с. 184-185 Комментария к ТК РБ (Под общей ред. Г.А. Василевича, Мн., 2005).
Является ли такое исковое требование обоснованным?
2. Строительная бригада, состоящая из 4 членов колхоза и 3 рабочих плотников, приглашенных на работу по договору подряда, осуществляла капитальный ремонт коровника. В связи с угрозой наступления холодов председатель колхоза установил для строительной бригады 10-часовой рабочий день, пообещав всем членам бригады переработанное время компенсировать повышенной оплатой и представлением дополнительного оплачиваемого отпуска. Когда работа была выполнена, правление колхоза запретило компенсацию переработанного времени повышенной оплатой труда и представление дополнительного трудового отпуска, мотивируя это тем, что в соответствии с Уставом колхоза продолжительность рабочего времени устанавливается самим колхозом. Поэтому в данном случае нельзя считать, что имели место сверхурочные работы.
Подлежат ли удовлетворению требование бригады об оплате сверхурочных работ и предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска?
3. В акционерном обществе заключен коллективный договор. В нем предусматривается, что за производственные упущения и нарушение трудовой дисциплины к работникам может быть применено взыскание в виде штрафа в размере одной минимальной заработной платы и что расторжение трудового договора по инициативе нанимателя производится после предварительного согласия профкома.
Правомерно ли включение в коллективный договор таких положений?
4. При увольнении в связи с окончание сезона сезонный работник Кондрашов, ссылаясь на ст. 42 Конституции РБ, потребовал предоставить ему отпуск или выплатить за него денежную компенсацию.
Законно ли требование Кондрашова?
5.При разработке коллективного договора в него были включены следующие положения:
- установлен основной минимальный отпуск продолжительностью 25 календарных дней;
- установлена продолжительность рабочего времени для несовершеннолетних 37 часов в неделю;
- предусмотрено право нанимателя применять к работнику за нарушение трудовой дисциплины штраф в размере от 1 до 3 базовых величин;
- предусмотрено, что в случае производственной необходимости наниматель имеет право не предоставлять учебные отпуска работникам, совмещающим работу с обучением;
- предусмотрено, что при уходе в отпуск наниматель выплачивает работнику материальную помощь в размере должностного оклада.
Проанализируйте правомерность включения в коллективный договор указанных положений.
6.Рефлексия:
- вопросы со стороны учащихся преподавателю;
- оценка учащимися занятия;
- оценки преподавателя учащимся.
7. Домашнее задание:
- Конспект;
- С. 81-100 (Трудовое право. Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006).
Схема «Источники трудового права по их юридической силе»:
Тема: Понятие и виды субъектов трудового права
Вид занятия:обзорная лекция.
Время выполнения:2 часа.
Цель занятия:
- сформировать знания о субъектах трудового права и их правовом статусе;
- способствовать развитию практических навыков по работе с нормативно-правовыми актами, регулирующими правовое положение субъектов трудового права;
- способствовать становлению активной гражданской позиции и воспитанию учащихся в духе уважения и соблюдения трудового законодательства.
Методическое обеспечение:
- Трудовое право. Учебник / Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск: Амалфея, 2006. – С. 101-141.
- Трудовой кодекс Республики Беларусь;
- Кеник К.Н., Важенкова Т.Н. Практикум по трудовому праву – Минск: Амалфея, 2002. – С. 38-47.
- Закон Республики Беларусь от 22.04.1992 г. в редакции от 14.01.2000 г. «О профессиональных союзах».
- схема «Субъекты трудового права».
Междисциплинарные связи:
- гражданское право;
- общая теория права;
- административное право;
- право социального обеспечения;
- конституционное право.
План занятия:
1. Организационный момент: приветствие, беседа о внешнем виде и поведении на занятии, проверка явки учащихся, сосредоточение внимания учащихся на предстоящем занятии путем оглашения цели и задачи учебной деятельности.
2. Проверка домашнего задания:
Вопросы к фронтальному опросу:
1) Дайте понятие источников права.
2) Перечислите источники трудового права.
3) Охарактеризуйте международные акты как источники трудового права.
4) Назовите статьи в Конституции Республики Беларусь, закрепляющие права граждан в сфере трудовых отношений.
5) Охарактеризуйте Трудовой кодекс РБ как основной источник трудового права.
6) Перечислите декреты и указы Президента РБ как источники трудового права. Охарактеризуйте их юридическую силу.
7) Проанализируйте место в иерархии нормативно-правовых актов по трудовому праву постановлений Совета Министров РБ и ведомственных актов.
8) Охарактеризуйте значение в регулировании трудовых отношений актов местных органов власти и управления.
9) Дайте понятие и перечислите виды локальных актов.
10) Что такое акты применения? Сравните их с локальными актами.
11) Охарактеризуйте порядок действия норм трудового права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
12) Проанализируйте место судебного прецедента и норм обычая в сфере трудового права.
Лекция.
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ: