Тема Управление бюджетами разных уровней. Бюджетная классификация РФ
Тема Содержание и принципы формирования доходов бюджета
В соответствии с БК РФ доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
По экономическому содержанию доходы бюджета – это экономические отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно- территориальных образований.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. 1. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
2. К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; - средства самообложения граждан; -иные неналоговые доходы.
3. К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.
К собственным доходам бюджетов относятся:
- налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
- неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; - доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Организация системы доходов бюджета базируется на следующих принципах:
Принцип достаточности. Принцип стабильности доходов бюджета.
Принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня.
Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла.
Тема Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов
В соответствии с БК РФ расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
По экономическому содержанию расходы бюджета– это экономические отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектов власти в связи с использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению.
В связи с многообразием видов и форм расходов бюджетов необходима их обоснованная группировка.
В соответствии с функциональным признаком расходы бюджета группируются по выполнению основных функций государства. При этом функциональная структура расходов бюджета того или иного уровня позволяет охарактеризовать приоритеты бюджетной политики, обусловленные уровнем социально-экономического развития территории и важностью решаемых задач. (Например, расходы на научные исследования, финансирование социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, спорт и др.;) создание резервных фондов; национальная экономика; расходы на обслуживание государственного долга и др..)
Ведомственный признак предполагает распределение бюджетных средств по их главным распорядителям. Данная классификация обеспечивает адресный характер предоставления бюджетных средств, что позволяет контролировать их целевое использование.
В зависимости от экономического содержания расходы делят на текущие и капитальные. Текущие расходы – это бюджетные средства, выдаваемые юридическим лицам, для финансирования их текущих потребностей; к текущим расходам относятся: содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, текущие субсидии нижестоящим органам государственной власти, выплата процентных платежей по государственному долгу и другие платежи.
Капитальные расходы – это государственные вложения в основной капитал и прирост запасов.
Формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:
- оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;
- социальное обеспечение населения;
- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;
- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;
- предоставление межбюджетных трансфертов;
- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
- обслуживание государственного (муниципального) долга;
- исполнение судебных актов по искам к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Тема Управление бюджетами разных уровней. Бюджетная классификация РФ.
Управление бюджетами - это научно-обоснованная система управления бюджетными отношениями, потоками и фондами государственных (муниципальных) денежных средств.
Его цель- реализация финансово-бюджетной политики для сохранения и развития экономической целостности, безопасности и гос.устройства страны.
Основные функции управления бюджетами:
1. Мобилизация бюджетных и внебюджетных ресурсов;
2. Финансирование государственных и муниципальных функций;
3. Выявление дополнительных финансовых ресурсов при мобилизации и исполнении государственных бюджетных средств.
Содержание управления бюджетами сводится к взаимодействию субъектов и объекта, в ходе которого происходит реализация функций государства посредством особого функционального механизма.
Объектомуправления служат различные финансовые потоки и ресурсы, составляющие ежегодно 35-45 % ВВП. Например, объектами управления являются: бюджетные фонды, денежные потоки, отношения хозяйствующих субъектов по поводу формирования и использования финансовых ресурсов и пр.)
Субъектуправления – это с одной стороны, многочисленные внешние контрагенты(от граждан и негосударственных юр.лиц своей страны, до различных экономических субъектов, включая отдельные государства и международные организации. Например, субъектами являются: Минфин РФ, ФНС, ФК и пр.).
Таким образом, управление бюджетом представляет собой совокупность организационно-финансовых отношений, закрепленных нормами бюджетно-налогового права: прогнозирования и планирования, организации, регулирования и контроля бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней власти.
Бюджетное прогнозирование – это предвидение финансового состояния объекта управления на длительную перспективу. Цель бюджетного прогнозирования – разработка и обоснование основных параметров (прогнозов) бюджетного развития. Прогнозы могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5-ти лет); они могут охватывать как всю бюджетную систему, так и отдельные (территориальные, структурные и др.) элементы. Прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию бюджетной политики на определенный период развития общества. Бюджетное прогн-е осуществляется с помощью следующих методов: экстраполяция, метод экспертных оценок, экономико-математические методы и др. Бюджетное планирование – это обеспечение экономически обоснованных качественных и количественных параметров доходной и расходной частей бюджетов. Главными объектами финансового планирования являются : денежные потоки и фонды субъектов государственной власти. Свое отражение они получают в системе финансовых планов, балансов и смет. Центральное место принадлежит бюджетному плану. Основными методами планирования являются: балансовый, нормативный, программно-целевой, экономико-математические. Бюджетное регулирование представляет собой текущую повседневную деятельность государственных структур по формированию и использованию денежных потоков, фондов и финансовых отношений в целях реализации государственных функций. Организация бюджетного процесса –это установление порядка составления и рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. Бюджетный контроль – этап бюджетного процесса, осуществляемый представительными органами власти, Счетная Палата РФ и контрольно-счетные палаты на местах, финансовыми и налоговыми органами.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации РФ, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации РФ, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляются Министерством финансов РФ.
Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом законодательного определения бюджетных стандартов, регламентирующих формы составления и исполнения бюджетов всех уровней РФ.
Бюджетная классификация РФ включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований ( классификация операций сектора государственного управления).