Тема 4. Бюджетная классификация.

Цель лекции: изучить бюджетную классификацию, организацию учета нематериальных активов.

Вопросы лекции

1. Роль и значение бюджетной классификации, ее структура. Общие принципы бюджетной классификации.

2. Классификация государственных доходов.

3. Классификация расходов государственного бюджета, их сущность.

4. Определение бюджетных программ и их администраторов. Виды бюджетных программ.

Содержание лекции

1. Роль и значение бюджетной классификации, ее структура. Общие принципы бюджетной классификации

Для составления и исполнения бюджетов в соответствии с их целевым назначением необходимо регламентировать источни­ки доходов и расходовать бюджетные средства согласно объему и направлению затрат, предусмотренных бюджетом. Регламента­ция источников доходов и направлений расходования бюджетных ассигнований - обязательное условие составления и исполнения бюджета. Это достигается группировкой доходов и расходов бюд­жета путем объединения доходов по формам и видам, а расходов - по мероприятиям и целевому назначению. Данная группировка доходов и расходов и представляет бюджетную классификацию, которая позволяет осуществить целевое финансирование из бюд­жета, финансовый контроль использования бюджетных средств и обеспечить соблюдение бюджетной дисциплины.

Таким образом, основу бюджетной классификации составляет группировка показателей, которая позволяет иметь представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном раз­резе формирования доходов и направлении расходования средств, а также об их составе и структуре. Подобная группировка доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита использует­ся при составлении и исполнении бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, а также позволяет внедрить информационные технологии в бюджетный процесс.

Бюджетный процесс в Республике Казахстан осуществляется на основе единой бюджетной классификации, которая для всех уров­ней бюджетов является единой и обязательной. По определению, данному в Бюджетном кодексе,единая бюджетная классификация представляет собой обязательную группировку доходов и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характеристикам с присвоением объектам классификации бюдже­та определенных наименований и группировочных кодов. Единая бюджетная классификация состоит из классификации поступлений бюджета, функциональной и экономической классификации рас­ходов бюджета. Система расположения и группировки доходов и расходов позволяет получить необходимое представление о струк­туре бюджета, источниках его доходов, составе плательщиков, о це­левом назначении бюджетных ассигнований, а также обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Принципы построения бюджетной классификации и ее харак­тер обусловлены экономическим содержанием доходов и расходов бюджета, структурой национальной экономики и системой управ­ления. Значение группировки источников доходов и определения целей бюджетных затрат заключается, прежде всего, в том, что та­кая регламентация является обязательным условием функциониро­вания и эффективности всего бюджетного процесса, осуществле­ния финансового контроля. Для этого бюджетная классификация должна быть ясной и четкой, должна давать полное представление об экономическом, ведомственном и территориальном формирова­нии доходов и направлениях использования бюджетных средств, а также об их составе и структуре.

Детализация доходов и расходов бюджета обеспечивает про­верку и сопоставление данных, включаемых в бюджет, определе­ние динамики и структуры поступлений и затрат по ведомствам и учреждениям. Классификация способствует составлению общего свода бюджетов, их анализу, проведению контроля исполнения бюджета и целевого использования бюджетных средств. Она способствует также соблюдению финансовой дисциплины, поскольку дает возможность сопоставления доходов с расходами по отчетам об исполнении бюджета. В целом бюджетная классификация слу­жит основой единого методологического подхода к составлению и исполнению всех видов бюджетов.

По мере развития системы и методов управления бюджетная классификация подвергается изменениям и совершенствуется. К примеру, в Республике Казахстан, начиная с 2002 г., бюджет подраз­деляется на текущий бюджет (текущие расходы) и бюджет развития (капитальные расходы). Такая форма бюджета дает возможность реально оценить стоимость выполнения государством функций, возложенных на него законодательством, определить объем инвес­тиционного вклада на социально-экономическое развитие страны, систематизировать и контролировать бюджетные программы.

Использование в системе управления данных, определенных по бюджетной классификации в разрезе текущего бюджета и бюд­жета развития, позволяет оценить реальное движение бюджетных денег и своевременно влиять на осуществление экономических и социальных процессов, делать обоснованные выводы и предложе­ния по формированию и расходованию бюджетных ресурсов.

II Классификацией поступлений бюджета является группировка поступлений бюджетов всех уровней по определенным характеристикам, основанная на бюджетном законодательстве Республики Казахстан.

Группировка классификации поступлений бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам.
Классы и подклассы группируют поступления по их источникам и видам.
Специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.
Этим группам классификации поступлений присваиваются группировочные коды, состоящие из шести знаков.

Первый знак показывает категорию поступлений, определяющий деление по­ступлений по способу взимания.

Так, цифра 1 означает, что в этом разделе все виды платежей относятся к налоговым поступлениям,

2 - неналоговым поступлениям,

3 - поступлениям от продажи ос­новного капитала,

4 - поступлениям официальных трансфертов,

5 - поступлениям от погашения выданных бюджетных кредитов, про­дажи финансовых активов, а также к правительственным займам.

Следующие две цифры означают деление по классам в зави­симости от вида поступлений. Например, 01 - это подоходный налог,

05 - внутренние налоги на товары, работы и услуги и т.д.

Затем идет одна цифра, показывающая подкласс в зависимости от конкретного вида платежа. Например, 1 - это корпоративный подоходный налог,

2 - акцизы,

3 - поступления за использование природных и других ресурсов и т.д.

Последние две цифры озна­чают специфику, показывающую конкретного плательщика данно­го вида платежа и источник их образования.

Например, 01 - это корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов,

02 - корпоративный подоходный налог с юридических лиц-нере­зидентов,

03 - корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов, удерживаемый у источника выплаты и т.д.

Все поступления распределяются между уровнями бюджетов в соответствии с классификацией доходов бюджета. Поэтому в Бюд­жетном кодексе за каждым уровнем бюджета и закреплены соот­ветствующие поступления.

Например, в доходах республиканского бюджета 1 категория - Налоговые поступления - представлены:

01 класс - Подоходный налог;

1 подкласс - Корпоративный подоходный налог;

01 специфика - Корпоративный подоходный налог с юриди­ческих лиц-резидентов (код 101101);

02 специфика - Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-нерезидентов (код 101102);

03 специфика — Корпоративный подоходный налог с юриди­ческих лиц-резидентов, удерживаемый у источника выплаты (код 101103) и т.д.;

05 класс - Внутренние налоги на товары, работы и услуги:

1 подкласс — Налог на добавленную стоимость;

01 специфика - Налог на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК (код 105101);

02 специфика - Налог на добавленную стоимость на товары, импортируемые на территорию РК, кроме налога на добавленную стоимость на товары, происходящие и им­портируемые с территории Российской Федерации (код 105102);

04 специфика - Налог на добавленную стоимость за нерезидента (код 105104);

05 специфика - Налог на добавленную стоимость на товары, производимые и импортируемые с территории Российской Федерации (код 105105) и т.д.;

2 подкласс - Акцизы:

29 специфика - Сырая нефть, включая газовый конденсат, про­изведенная на территории Республики Казахстан (код 105229);

41 специфика - Все виды спирта, импортируемые на террито­рию РК (код105241) и т.д.;

3 подкласс - Поступления за использование природных и других ресурсов:

02 специфика - Налог на сверхприбыль (105302);

05 специфика - Бонусы (код 1053 05);

06 специфика - Роялти (код 105306);

08 специфика - Доля РК по разделу про­дукции по заключенным контрактам (код 105308);

4 подкласс - Сборы за ведение предпринимательской и про­фессиональной деятельности:

06 специфика - Сбор за проезд автотранспортных средств по территории РК, кроме сбора за проезд авто­транспортных средств по государственным платным автомобиль­ным дорогам местного значения (код 105406);

12 специфика - Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (код 105412);

13 специфика - Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям (код 105413) и т.д.;

06 класс - Налоги на международную торговлю и внешние операции:

1 подкласс — Таможенные платежи;

01 специфика - Таможенные пошлины на ввозимые товары, за исключением таможенных пошлин на ввозимые товары, взимае­мых с физических лиц с применением единой ставки таможенной пошлины (код 106101);

02 специфика - Таможенные пошлины на вывозимые товары (код 106102) и т.д.;

2 подкласс - Прочие налоги на международную торговлю и операции:

01 специфика - Поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур (код 106201);

07 класс - Прочие налоги:

1 подкласс - Прочие налоги (код 107109 - поступления в рес­публиканский бюджет, 107110 - поступления в местные бюджеты);

08 класс - Обязательные платежи, взимаемые за совершение юридически значимых действий и (или) выдачу документов уполномоченными на то государственными органами или должностными лицами:

1 подкласс - Государственная пошлина:

01 специфика - Консульский сбор (код 108101);

13 специфика - Государственная пошлина за проставление апостиля на официальных документах, совершенных в РК в со­ответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан (код 108113).

Аналогичным образом в бюджетной классификации расписа­ны все другие категории поступлений.

IIIКлассификация бюджетных расходов по определенным при­знакам способствует выяснению их роли и значения в экономичес­ких процессах, происходящих в республике. В теории и практике известны несколько признаков классификации расходов бюджета. Прежде всего, различают территориальную классификацию расходов, связанную свыделением бюджетных средств по уровням госу­дарственного управления (расходы республиканского, областного и районного бюджетов). Существенное значение для планирования и использования бюджетных средств имеет экономическая клас­сификация расходов бюджета, связанная с выделением средств из бюджета на развитие экономики, на процессы расширенного вос­производства. По этому признаку выделяются текущие расходы (текущий бюджет) и капитальные расходы (бюджет развития).

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюдже­та, обеспечивающих текущее функционирование органов государс­твенной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюдже­там и отдельным отраслям экономики в форме трансфертов. Эти расходы, носящие постоянный характер, включают в себя затраты на государственное потребление (содержание экономической и со­циальной инфраструктуры, государственных отраслей экономики, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, теку­щие расходы государственных учреждений).

Капитальные расходы бюджета ~ это денежные затраты госу­дарства, связанные с финансированием инновационной и инвести­ционной деятельности. К ним относятся: расходы, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на развитие инфра­структуры, градостроительство; инвестиции в науку, в человечес­кий капитал, в создание и развитие информационных систем.

Следующим важным признаком классификации расходов бюджета является распределение бюджетных средств по функ­циональным и ведомственным направлениям.

Функциональной классификацией расходов бюджета является группировка расходов бюджетов всех уровней, определяющая направления расходования бюджетных средств по функциональным и ведомственным признакам, отражающим выполнение функций государства, реализацию государственной политики в республике.
Группировка функциональной классификации расходов бюджета состоит из следующих уровней:
функциональные группы;
функциональные подгруппы;
администраторы бюджетных программ;
бюджетные программы и подпрограммы.
Функциональная группа - объединение расходов бюджета по отраслевым признакам и функциональному направлению.
Функциональная подгруппа конкретизирует направление расходования бюджетных средств внутри функциональной группы.

администраторы бюджетных программ + бюджетные программы и подпрограммы см. в 4-м вопросе
На основе функциональной классификации расходов бюджета может формироваться ведомственная классификация расходов бюджета, составляемая посредством группировки администраторов бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (подпрограмм).
Как и в классификации поступлений, уровням классификации расходов бюджета присвоены коды, состоящие из тринадцати знаков.

В бюджетной классификации выделены 13 функциональных групп, в которой расходы объединены по отраслевым признакам и функциональному направлению и им присвоен код, состоящий из двух знаков.

К примеру, 01 - государственные услуги общего ха­рактера,

02 - оборона,

03 - общественный порядок и безопасность,

04 - образование,

05 - здравоохранение и т.д.

Функциональной подгруппе (подфункции), которая показы­вает конкретное направление расходования бюджетных средств внутри каждой функциональной группы, присвоен код, состоящий также из двух знаков.

К примеру, в функциональной группе 01 (государственные услуги общего характера) выделены подфун­кции: 01 - представительные, исполнительные и другие органы, выполняющие общие функции государственного управления,

02 -финансовая деятельность,

03 - внешнеполитическая деятельность,

04 - фундаментальные научные исследования и т.д.

В функцио­нальной группе 02 (оборона) выделены подфункции:

01 - военные нужды,

02 - организация работы по чрезвычайным ситуациям.

Администраторам бюджетных программ, которыми являются государственные органы, несущие ответственность за планиро­вание, обоснование и реализацию бюджетных программ, присво­ен код, состоящий из трех знаков.

К примеру, в функциональной группе 01, подфункции 01 выделены администраторы:

101 — Ад­министрация Президента РК,

102 - Хозяйственное управление Парламента РК,

104 - Канцелярия Премьер-министра РК и т.д.

Функциональная группа 02, подфункция 01 подразделяется:

208 - Министерство обороны РК,

678 - Республиканская гвардия РК;

подфункция 02 включает в себя администратора 308 - Агентство РК по чрезвычайным ситуациям.

По существу объединение расходов бюджета, связанных с вы­делением бюджетных ассигнований различным министерствам, ведомствам, государственным учреждениям, другим юридическим лицам, является ведомственной классификацией расходов.

Бюджетные программы, которыми представлены расходы бюджета по реализации функций государственного управления и государственной политики, выделяют в классификации тремя зна­ками группировочного кода. По сути, здесь имеет место класси­фикация расходов по целевому назначению, связанная с выделе­нием бюджетных средств на покрытие конкретных видов затрат.

К примеру, администратор бюджетной программы 102 — Хозяйс­твенное управление Парламента РК имеет бюджетную программу 001 - обеспечение деятельности Парламента РК,

а администратор бюджетной программы 104 - Канцелярия Премьер-министра РК - бюджетную программу 001 - обеспечение деятельности Пре­мьер-министра Республики Казахстан.

Бюджетные подпрограммы, которыми являются определенные и конкретные направления расходования бюджетных ассигнований в рамках бюджетной программы, выделяют в классификации так­же тремя знаками группировочного кода.

К примеру, в бюджетной программе 001 администратора 102 выделены следующие подпро­граммы: 001 - аппарат центрального органа,

007 - повышение ква­лификации государственных служащих,

009 - материально-техни­ческое оснащение государственных органов.

В соответствии с группировкой расходов бюджета по эконо­мическим характеристикам они подразделяются на категории, классы, подклассы и специфики.

Категория объединяет расходы по их экономическим признакам - это текущие расходы и капитальные расходы.

В классы объединяются расходы по основным видам операций, например, оплата труда государственных служащих, приобретение товаров и оплата услуг, капитальный ремонт и др.

В свою очередь, классы подразделяются на подклассы.

Например, в классе «Приобретение товаров и оплата услуг» выделяются под­классы приобретение товаров, приобретение услуг и работ и т.д.

В каждом подклассе выделяются специфики расходов, которые определяют конкретный вид операции, проводимой государствен­ным учреждением для реализации бюджетной программы.

Понятие «специфики экономической классификации расхо­дов бюджета» по существу означает выделение в каждой бюджет­ной программе конкретного направления расходов.

Например, в текущих расходах по 110 подклассу «Оплата труда» специфика 111 означает основную заработную плату. Ей дано следующее опреде­ление - это денежные выплаты работникам государственных уч­реждений за исполнение ими должностных обязанностей с учетом квалификационных категорий. По данной специфике отражаются надбавки к должностному окладу, носящие постоянный характер и установленные законодательством. Индивидуальный подоходный налог, удерживаемый из заработной платы, равно как и обязатель­ные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды, пере­числяются с данной специфики. Перечень таких затрат включает в себя следующие основные виды: должностные оклады (тарифные ставки); доплаты за квалификационные классы, классные чины, воинское звание; классность специалистам; ученая степень; над­бавки к должностному окладу; повышение должностных окладов; доплата за проживание в зонах экологического бедствия и др.

IVПод бюджетной программой, имеющей четкую, реалистичную и достижимую цель в виде определенного конечного результата, понимаются расходы бюджета по реализации функций государс­твенного управления и государственной политики. В целях кон­кретизации направлений расходов бюджетные программы могут подразделяться на подпрограммы. Бюджетные программы отража­ют не только государственные функции, предусмотренные закона­ми и другими нормативными актами страны, но и задачи социаль­но-экономического развития, определенные государственными, отраслевыми и региональными программами.

В зависимости от экономических результатов бюджетные про­граммы могут быть текущими бюджетными программами и бюд­жетными программами развития.

Текущие бюджетные программы представляют собой постоянные расходы бюджета, обеспечиваю­щие выполнение функций государственного управления и обяза­тельств государства. Бюджетные программы развития по существу являются бюджетными инвестициями, направленными на осу­ществление долгосрочных проектов капитального характера.

В зависимости от уровня государственного управления и от уровня бюджетной системы, в составе которого утверждаются бюд­жетные программы, они подразделяются на республиканские и мес­тные бюджетные программы. Местные бюджетные программы, в свою очередь, подразделяются на областные, городов республикан­ского значения, столицы, районные (городские). Могут быть также бюджетные программы района в городе, города районного значения.

Администраторами бюджетных программ являются государс­твенные органы, ответственные за планирование, обоснование и реализацию бюджетных программ и определяемые согласно воз­ложенным на них функциям и полномочиям. Они самостоятель­но используют бюджетные средства в соответствии с паспортами бюджетных программ и несут ответственность за их целевое и эф­фективное использование. Администраторами республиканских бюджетных программ выступают центральные исполнительные государственные органы, но ими не могут быть их структурные и территориальные подразделения; администраторами местных бюджетных программ - исполнительные органы, определяемые исходя из типовой структуры местного государственного управле­ния,

утвержденного Правительством РК.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте роль и значение бюджетной классификации, ее структура. Общие принципы бюджетной классификации.

2. Приведите классификацию государственных доходов.

3. Дайте классификацию расходов государственного бюджета, их сущность.

Рекомендуемая литература

  1. Мельников В.Д., Основы финансов, Алматы: ТОО «Издетельство ЛЕМ», 2009 г.
  2. Махмутова Н. Совершенствование механизма межбюджетных отношений. – Алматы, 2008 г.
  3. Зейнельгабдин. Гос. бюджет. – Алматы, 2007 г.

4. Б.С. Утибаев, Р.М. Жунусова, В.А. Саткалиева, Государственный бюджет, Алматы: Экономика, 2010 г.

5. Сейдахметов Ф.С. Доходы и расходы в налоговой системе Казахстана. – Алматы,2011г.

Тема 5. Межбюджетные отношения.

1. Понятие и принципы межбюджетных отношений, формы их регулирования

2. Методы регулирования межбюджетных отношений.

3. Распределение поступлений и расходов между уровнями бюджетной системы

4.Формы бюджетного регулирования местных бюджетов.

IМежбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоя­щим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отно­шения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:

- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

- эффективное распределение поступлений с соблюдением
следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не за­висящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так­ же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляются за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдается тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей четкую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц РК;

- обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

- максимальная эффективность и результативность предостав­ления бюджетных услуг за счет закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее
эффективное и результативное производство и предоставле­ние государственных услуг;

- максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к ее получателям за счет передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

- ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.

По существу система межбюджетных отношений - это один из главных механизмов, посредством которых происходит взаимо­действие субъектов управления, а именно взаимодействие между иерархическими уровнями власти - республиканским и областным, областным и районным. Эта система представляет собой совокуп­ность принципов, методов, способов и финансовых инструментов, используемых при формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней, посредством которых государство устанавливает бюджетные взаимосвязи, направления бюджетных потоков и рас­пределяет централизованные ресурсы.

Система межбюджетных отношений основывается на законо­дательно установленном четком разграничении функций и пол­номочий между уровнями государственного управления, расход­ных полномочий каждого уровня бюджетов, обеспечении единых стандартов предоставления услуг населению, едином порядке распределения поступлений между уровнями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений. При этом система должна обеспечить решение следу­ющих основных задач:

- гарантированное обеспечение всем гражданам на всей территорий страны минимума услуг, оказываемых госу­дарством;

- обеспечение финансовой самодостаточности бюджетов всех уровней;

- упорядочение финансовых потоков между уровнями бюд­жетов;

- обеспечение равномерного уровня социально-экономи­ческого развития территорий.

В настоящее время действующая в Казахстане система меж­бюджетных отношений не в полной мере обеспечивает решение задач и соблюдение принципов ее организации. Это вполне объ­ективное положение, поскольку для создания четкой, удовлетво­ряющей всех участников бюджетного процесса, системы межбюд­жетных отношений необходимо наличие определенных условий. Однако процесс реформирования системы межбюджетных отноше­ний продолжается и об этом свидетельствует принятие Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного уп­равления, призванное усовершенствовать систему межбюджетных отношений, и введение в действие нового Бюджетного кодекса.

Совершенствование системы межбюджетных отношений на­правлено на обеспечение их прозрачности и стабильности, а также самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. В первую очередь это связано с разграничением расходных полномочий на основе распределения функций между уровнями государственного управления, поскольку теоретически правильным считается опре­деление ответственности за расходы и их общий объем. Причем закрепление доходных источников за каждым уровнем государс­твенного управления устанавливается только законодательно, что соответствует унитарному характеру государственного устройства страны. Не менее важным является установление четкого, стабиль­ного, охватывающего всю совокупность бюджетных взаимосвязей, но в то же время понятного для всех участников бюджетного про­цесса, механизма межбюджетного регулирования.

По Бюджетному кодексу формами регулирования межбюджет­ных отношений служат:

* между республиканским и областным бюджетом, бюдже­том города республиканского значения, столицы - офици­альные трансферты и бюджетные кредиты;

* между областным бюджетом и бюджетом района (города областного значения) — официальные трансферты, бюджет­ные кредиты и нормативы распределения доходов.

Бюджетное регулирование осуществляется с учетом опреде­ленных потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий по­ток бюджетных средств, формирующий доходы республиканского бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости форми­рования того или иного потока определяются конкретные механиз­мы их регулирования.

В целом механизмы регулирования восходящего потока бюд­жетных средств определяются налоговой политикой государства и закрепляются в налоговом законодательстве, хотя возможно еже­годное изменение установленных долей по отдельным налогам. При определении форм регулирования межбюджетных отношений учитывается налоговый потенциал каждого из уровней бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей регио­нов, бюджетные нормативы и единые стандарты обеспечения госу­дарственными услугами населения регионов. Формы регулирова­ния межбюджетных отношений устанавливаются в соответствии со среднесрочной фискальной политикой.

Регулирование движения нисходящего потока осуществляется с использованием различных методов бюджетного субсидирования (суб­венции, дотации, бюджетные кредиты, официальные трансферты).

Дотации - это средства, которые передаются из вышестоящего бюджета в твердо установленной сумме для сбалансирования де­фицита нижестоящих бюджетов.

Субвенции - это средства, которые передаются из вышесто­ящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование ме­роприятий со строго целевым назначением.

Кредитные ресурсы — это средства, которые передаются из вышестоящих бюджетов нижестоящим бюджетам в виде кредитов с обязательным возвратом без процентов или с процентами. Бюд­жетные кредиты нижестоящим бюджетам могут предоставляться только на реализацию инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством и установленными правилами.

Официальные трансферты - это безвозмездные и невозврат­ные поступления в бюджет или затраты бюджета, кроме грантов.

Нормативы процентных отчислений от доходов устанавлива­ются путем применения единой методологии. Методику расчета нормативов отчислений от доходов разрабатывают органы госу­дарственной власти на местах, поскольку нормативы распределе­ния доходов применяются только между областным и районным уровнями бюджетной системы.

Наши рекомендации