Директивы ЕС по страхованию

Основу страхового регулирования в странах ЕС составляют Ди­рективы Европейского сообщества.

Первая (основная) директива относится к личному и нелично­му страхованию (73/23 9/ЕЕС и 79/267/EEC). Все последующие ди­рективы базируются на ней. Этот документ предусматривает груп­пы правил, рекомендуемых всем странам - членам ЕС:

1) единые правила по финансовым гарантиям - по платежеспо­собности и по гарантийному фонду страховщика;

2) единая группировка классов страхования.

Обеспечивает унификацию страхового продукта. Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхо­вания, выделение классов производится в соответствии с приро­дой покрываемых рисков. Директива ЕС 1973 г. выделила 17 клас­сов страхования, позже был введен еще один класс - страхование помощи;

3) единые правила лицензирования.

Обеспечивают унифицированные требования по лицензирова­нию страховой деятельности на территории всех стран - членов ЕС. Выдача лицензии осуществляется для страховщиков стран - чле­нов ЕС в соответствии с принятой классификацией видов страхо­вания;

4) правила, определяющие ответственность национальных ор­ганов надзора за регулирование страховой деятельности.

Они предусматривают разделение ответственности между дву­мя группами стран - странами, где выпускается страховой про­дукт, и странами, продвигающими продукт. Для стран, на терри­тории которых находится головная страховая организация, предусмотрена ответственность органов надзора за платежеспособ­ностью головной компании по всей ее деятельности, включая фи­лиалы. Для стран, осуществляющих продвижение услуг, предус­мотрена ответственность органов надзора за регулированием тех­нических резервов и активов, покрывающих эти технические резервы, лишь по части портфеля страховых рисков, находящихся в данной стране.

Названные требования распространяются на все страны, которые являются членами сообщества.

Вторая директива по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы про­движения страховых услуг на территории других стран - членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения толь­ко по продвижению небольших рисков (продвижение больших рисков не имело ограничений). Данная директива уже говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков - этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.

Третья директива по личному и неличному страхованию (92/49/ЕЕС и 92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила.

1. Правило о передаче, распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков.

Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязан­ностей между органами надзора стран, выпускающих и продвига­ющих страховой продукт. В частности, обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться страной, выпус­кающей полис.

2. Правило единой лицензии.

Лицензия, выданная одной из стран - членов ЕС, действитель­на для всех стран ЕС. Данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и представительство пользуются лицензией, полученной их головной организацией. Кроме того, правило, содержит требования, предъявляемые при выдаче первичной ли­цензии (лицензии при создании страховой компании), - требования о порядочности собственника и о надежности управления.

3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов (надзора). В соответствии с первой директивой страховая компания должна была предоставлять всю обозначенную информацию в обязательном порядке. Введение же третьей директивы означает, что орга­ны надзора имеют право требовать соответствующую информацию лишь в случае замеченных нарушений. В этом случае органы надзора могут дать предписание запретить действующие тарифы, отозвать лицензии и т. д.

4. Правило о следовании принципу хорошего качества предостав­ляемой услуги.

Национальные правила не должны быть дискриминационными, они должны быть достаточными, т. е. не должны повторять общих для сообщества правил или изменять то, что уже принято Европейским сообществом. При этом цели и средства их достижения должны быть пропорциональными, т. е. должны соответствовать друг другу. В случае невыполнения этого принципа предполагается введение определенных санкций.

5. Правило о координации технических резервов.

Означает соблюдение следующих требований:

по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти в соответствии с директивой по годовому бухгалтерскому отчету и по консолидированному отчету страховых компаний;

по активам: выбор направлений и объемов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соот­ветствии с предложенными рекомендациями.

При несоблюдении правил по техническим резервам директива дополнительно предусматривает некоторые санкции.

6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляе­мой страхователю по личному страхованию.

Включает требование о том, что предоставляемая потребителю информация должна быть достаточной, понятной и сопоставимой для разных стран - членов ЕС.

Существует специальная директива по кредитному страхова­нию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита.

Она предполагает введение дополнительных финансовых гаран­тий для осуществления кредитного страхования:

· увеличение размера гарантийного фонда для этого вида стра­хования;

· формирование дополнительного резерва - резерва колебаний убыточности для этого вида страхования с целью обеспечения вы­равнивания убыточности по годам финансового цикла.

Кроме того, приняты некоторые другие директивы по страхованию автогражданской ответственности, по страхованию юридической за­щиты, по годовому бухгалтерскому отчету и консолидированной бух­галтерской отчетности - отчетности юридических лиц, связанных между собой по некоторым признакам, например по собственности (доле участия в уставном капитале) и др.

В настоящее время идет обсуждение следующих директив: по еди­ному страховому контракту, по надзору за страховыми компаниями, входящими в единую группу (дочерними компаниями), по принуди­тельной ликвидации страховых компаний. Обсуждается предложе­ние по созданию директивы по вопросу надзора (регулирования) за финансовыми конгломератами.

Наши рекомендации