Понятие гудвилла как нематериального актива компании и методы его оценки

В профессиональной оценке под гудвиллом понимается величина, на которую стоимость бизнеса превышает рыночную стоимость материальных и нематериальных активов фирмы, отраженных в бухгалтерском балансе. Т.е. гудвилл является частью стоимости фирмы как единого целого, он существует только вместе с конкретной фирмой и самостоятельно от нее не отчуждается. В отечественном законодательстве используется термин «деловая репутация».

Также гудвилл – это оценка будущих дополнительных выгод (доходов) от владения только что приобретенным предприятием. Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.

В международной бухгалтерской практике (МСФО)гудвилл не является НМА и учитывается отдельной строкой. С точки зрения российского бухгалтерского учета (ПБУ 14/2007) деловая репутация является НМА, который в момент покупки предприятия ставится на баланс и амортизируется в течение 20 лет. Причем, в бухгалтерском учете различаются положительная и отрицательная деловая репутация. Отрицательная деловая репутация организации равномерно относится на ее финансовые результаты как операционный доход.

Наличие гудвилла считается действительным, если имеется следующее:

• фактический избыточный доход;

• разумная вероятность избыточного дохода в ближайшем будущем;

• рыночные данные, указывающие на то, что аналогичные предприятия обычно продаются с премией за гудвилл;

• специфические признаки, позволяющие оценщику предположить наличие гудвилла.

1. Бухгалтерский метод

Бухгалтерский метод применяется только при покупке предприятия, когда цена покупки превышает стоимость идентифицируемых активов за минусом пассивов. Разница - стоимость гудвилла. Фактически это метод «большого котла».

2. Метод избыточной прибыли

Основной метод для оценки деловой репутации, или гудвилла, основан на предпосылке о том, что избыточную прибыль приносят предприятию не отраженные в балансе нематериальные активы, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Метод предполагает прямое сопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и других предприятий-аналогов отрасли с последующей капитализацией той части разницы между ними, которая не объясняется влиянием идентифицируемых активов. Недостаток метода в том, что он не является универсальным, так как предприятие может и не получать избыточного дохода, но при этом все же обладать гудвиллом. С другой стороны, предприятие может иметь избыточный доход, который не связан непосредственно с деловой репутацией компании, не столь продолжительное время.

2. Метод оценки как разность между стоимостью компании, определенной с использованием доходного подхода, и стоимостью активов по балансу

(или чистых активов, если с применением доходного подхода оценивалась стоимость акционерного капитала).

Зная стоимость бизнеса (капитализаwb. компании), по ф-ле Блэка-Шоулза опред. РС активов, а затем вычисляется деловая репутация (гудвилл) как разница м/у рын ценой активов, определенной методом опционов, и их стоимостью по балансу.

3. Метод оценки на основе рыночных аналогов

Такой метод оценки может применяться при использовании базы данных о покупках и продажах компаний по отраслям. Величина превышения стоимости продажи над активами может быть взята за основу стоимости гудвилла оцениваемой компании. Однако, как известно, статистики такого рода пока еще нет.

4. Аналитический метод оценки деловой репутации или, покомпонентный анализ

Преимущество: при его применении указывается внутреннее происхождение деловой репутации, однако этот метод сложен для анализа и расчета. Кроме того, необходимо иметь в виду, что некоторые элементы имеют стоимость только в том случае, когда они объединены. Ведь и сама деловая репутация прежде всего выступает синтетическим показателем.

6. Оценка деловой репутации с помощью показателя деловой активности

Чаще всего этот метод используется на Западе для оценки коммерческих предприятий. Обычно показателем деловой активности выступает объем продаж (как правило, за последние три года), к которому применяют коэффициент-множитель для оценки деловой репутации. Однако оценивать деловые активы исходя только из объема продаж достаточно рискованно, поэтому оценщик обязательно должен поинтересоваться финансовыми результатами предприятия.

7. Метод социологических опросов

Узнается мнение о компании у людей, относящихся к ее целевым аудиториям (инвесторы и акционеры, потребители продукции, аналитики рынка, СМИ). Готовность потребителей пользоваться услугами данной компании является главным содержанием репутации, такая приверженность и определяет стоимость гудвилла.

Могут оказать помощь в оценке стоимости гудвилла и различные рейтинговые методы оценки компании, которые составляют уважаемые независимые организации. Само попадание в известные рейтинги повышает репутацию оцениваемой компании.

Наши рекомендации