Типичные ошибки при социальном проектировании
Рабочая тетрадь
по курсу «Программа личностного и профессионального развития»
студента группы ______________________
направление подготовки ________________________________________
профиль_________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ф.И.О.
______________________________ учебный год
Дорогой второкурсник!
Ты приступаешь к прохождению второй ступени обучения Программы профессионального и личностного развития. В этом году она включает в себя два модуля: «Основы проектирования» (12 часов) и «Самопрезентация и техника публичных выступлений» (6 часов). В течение года ты и твои товарищи будете работать над индивидуальными или групповыми проектами, учиться презентовать их перед публикой. На занятиях вы познакомитесь с тем, что представляет собой проектная деятельность и проект, рассмотрите основные шаги разработки проекта, требования к его оформлению, определитесь с темами проектов. Затем вы будете работать над проектами самостоятельно – индивидуально или группой. На занятиях модуля «Самопрезентация и техники публичных выступлений» во втором семестре вы получите возможность отработать навыки публичного выступления, уверенного поведения, узнаете приемы управления вниманием аудитории и способы саморегуляции в ходе выступления.
Итогом года станет конференция-зачет, которая пройдет как защита разработанных вами проектов. В ее работе примут участие заинтересованные лица – представители студенческого актива, администрации ЧГУ, преподаватели, ответственные за воспитательную и профориентационную работу на кафедрах, заместители директоров институтов (декана факультета) по воспитательной работе, представители городской общественности, а также первокурсники. Те студенты, чьи проекты вызовут интерес, будут приглашаться для участия в реализации внутривузовских и городских проектов по разным направлениям деятельности. Лучшие проекты будут рекомендованы для участия в университетском конкурсе проектов.
Кроме того, успешное прохождение 2 ступени программы дает право принять участие в конкурсном отборе слушателей Школы карьеры «Грани» (3 курс).
Также вам предстоит в конце года обновить содержание своего портфолио профессиональной карьеры (в электронном виде).
М о д у л ь 5.
О С Н О В Ы П Р О Е К Т И Р О В А Н И Я
Проект - __________________________
Проектная деятельность-
_______________________________________
Социальное проектирование-
______________________________________
Социальный проект-
_______________________________________
Основные типы проектов
Типы проектов по характеру проектируемых изменений:
- инновационные
- поддерживающие
Типы проектов по направлениям деятельности:
- образовательные
- научно-технические
- культурные
Типы проектов по особенности финансирования
- инвестиционные проекты
- спонсорские проекты
- кредитные проекты
- бюджетные проекты
- благотворительные проекты
Типы проектов по их масштабам (объем целевой аудитории, кадровых ресурсов, финансовых вложений, сложность проекта и временные и др. затраты):
- микропроекты
- малые проекты
- мегапроекты
Типы проектов по срокам их реализации:
- краткосрочные (1-2 года)
- среднесрочные (3-5 лет)
- долгосрочные (10-15 лет)
Предмет социального проектирования
Направления проектирования
______________________________________________________
РАЗРАБОТКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА
Технология - _______________________________________
Технология разработки социального проекта (А.С. Прутченков)
Подготовка проекта
Шаги разработки проекта | Основные задачи | Примечания |
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей | 1. Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом 2. Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. 3. Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). 4. Обучить членов команды основам проектной деятельности | |
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации | 1. Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона 2.Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики 3. Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. 4.Составить подробный отчет о проведенном исследовании | |
Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы | 1.Расставить проблемы по степени их значимости 2.Определить "аудиторию" проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. 3.Сформулировать социальную проблему (или проблемы). 4.Определить причины существования данной социальной проблемы |
Шаги разработки проекта | Основные задачи | Примечания |
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта | 1.Сформулировать основную цель социального проекта 2.Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. 3.Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | |
Шаг № 5. Составление плана работы | 1.Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта 2.Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта 3.Определить ответственных за каждый пункт плана 4.Указать необходимые ресурсы и источники их получения | |
Шаг № 6. Составление рабочего графика | 1.Составить график выполнения всех пунктов плана 2.Оформить график в виде таблицы | |
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде | 1.Продумать обязанности, необходимые для реализации плана 2.Описать основное содержание каждой обязанности 3.Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | |
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения | 1.Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) 2.Составить список источников получения ресурсов | |
Шаги разработки проекта | Основные задачи | Примечания |
Шаг № 9. Составление бюджета | 1.Определить источники поступления денежных средств (доходов) 2.Составить список предстоящих расходов 3.Определить разницу между доходами и расходами | |
Шаг № 10. Формирование общественного мнения | 1. Создание благоприятной среды для реализации социального проекта |
________________________________________________________
Реализация проекта
Шаги разработки проекта | Основные задачи | Примечания |
Шаг № 11. Составление предложений по проекту | 1.Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации 2.Составление краткого резюме проекта 3.Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям 4.Составление текста договора о совместной деятельности | |
Шаг № 12. Поиск деловых партнеров | 1.Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта 2.Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах 3.Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров | |
Шаг № 13. Проведение официальных переговоров | 1.Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта 2.Подписание договора о сотрудничестве | |
Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов | 1.Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы | |
Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий | 1.Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта | |
Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта | 1.Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта. 2.Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами. |
____________________
Типичные ошибки при социальном проектировании
1. Отсутствие информации о технологии подготовки и реализации социальных проектов, о работе других групп.
2. Переоценка своих сил и возможностей проектной группы.
3. Провозглашение «красивой» идеи без дальнейших усилий по ее реализации, то есть без доведения до практических результатов.
4. Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования предложенного социального проекта.
Предостережения от ошибок
1. Не пропускайте процедуру прогнозирования.
2. Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.
3. Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.
4. Оцените риски, оцените задачу: стандартная – нестандартная. Потом принимайте решение: искать, или изобретать.
5. Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА – 1
(ознакомительный вариант)
1. Название проекта | |
2. Разработчик проекта (ФИО полностью, ВУЗ), контактная информация | |
3. Целевая аудитория проекта | |
4. Ориентировочное количество участников | |
5. Проблема | |
6. Основная цель проекта | |
7. Краткая аннотация проекта (замысел проекта и пути его реализации) | |
8. Сроки реализации проекта | |
9. Критерии эффективности проекта | |
10. Ожидаемые результаты реализации проекта | |
11. Необходимая поддержка | |
12. Исполнители проекта |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА – 2
(для самостоятельного заполнения)