Общие характеристики организаций
Все организации друг от друга отличаются по разным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур и т.п.). Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики.
Ресурсы:
Целью всякой организации является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для достижения ее тактических и стратегических целей. Основные ресурсы – это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технологии и информация.
Горизонтальное и вертикальное разделение труда:
Горизонтальное разделение труда – это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение всей работы на составляющие компоненты, т.е расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей.
По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и квалификационному признакам.
Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Кто-то должен взять на себя обязанности капитана с тем, чтобы определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать и контролировать все структуры и звенья организации.
Зависимость от внешней среды:
Это одна из самых значительных характеристик организации. Ни одна организация не может функционировать изолировано, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.
Общее внешнее окружение (среда косвенного воздействия) является одинаковым для большинства организаций. Оно формируется под влиянием социально-культурных, экономических, политических, правовых, национальных, природных процессов.
Факторы среды общего внешнего окружения взаимодействуют с организацией через факторы среды непосредственного делового окружения.
Характеристики внешней среды:
1) Подвижность – постоянно изменяющаяся система.
2) Сложность – большое число взаимосвязанных факторов.
3) Непредсказуемость – сложности в прогнозировании поведения факторов внешней среды, особенно в отдаленные сроки.
4) Взаимозависимость факторов – это когда изменение одного фактора влечет за собой изменение другого.
2. Организация как социальная система.
Особенности социальных систем. Базовые схемы организационных отношений: линейная, кольцевая. Производные схемы организационных отношений: колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная, матричная. Особенности организационных отношений в человеко-машинных системах. Классификация социальных организаций.
Система, в набор элементов которой входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, технологическую направленность. Наиболее распространены социально-экономические системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм. Продукция таких организаций – услуги, товары, информация. Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных (межличностные, бытовые отношения, отношения по уровням управления) и экономических (материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии) связей между работниками. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния организации.
Социальные системы объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.
В организации происходят объективные (естественные – по экономическим, управленческим и организационным законам) и субъективные (искусственные – по воле человека или общества) процессы. К объективным относятся процессы спада и подъема в деятельности организации, баланса спроса и предложения, процессы, связанные с законами организации. К субъективным относятся процессы, связанные с реализацией технологических, экономических, управленческих и других решений субъектов управления.
В теории организации рассматриваются базовые схемы отношений индивидов: линейная, кольцевая.
Линейная схема
Кольцевая схема (функциональные связи)
В линейной схеме нет обратной связи. Она хорошо работает в небольших организациях с высоким уровнем профессионализма и большой личной заинтересованностью персонала в результатах труда.
Кольцевая схема хороша для небольших организаций или подразделений средних организаций, где имеется стабильная продукция и рынок, а также четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.
Производные схемы организационных отношений: колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная, матричная
Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)
Схема «колесо» хороша для небольших организаций и подразделений средних организаций с неустойчивой номенклатурой и рынком, где имеется четкое разделение обязанностей среди профессиональных работников.
Схема «звезда» (линейная связь)
Схема «звезда» дает хорошие результаты для филиальной структуры организаций при необходимости соблюдения конфиденциальности.
Базовые схемы формируют производные схемы отношений, к которым относятся иерархическая, штабная и матричная.
Иерархическая система (линейно-функциональные связи)
Иерархическая система основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.
Штабы
|
Штабная система (линейная связь)
Штабная схема основана на базовой схеме «звезда». Предусматривается создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов и групп. Штабы готовят решения для руководителя, руководитель принимает решения. Эта схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.
|
Функциональные Линейные
связи связи
Матричная схема (линейные и функциональные связи)
В основе матричной схемы лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения – административную и функциональную. Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг, знаний.
Современный этап информатизации общества требует нового подхода к человеко-машинным коммуникациям. В организациях существует большой объем технических и логических операций, которые выполняются в диалоговом режиме с помощью компьютеров. При этом человек, работая с компьютером, переносит на него все те привычки, которые у него проявляются при общении со своим коллегой, подчиненным и руководителем. Как известно, всю информацию можно разделить на два типа: машинную и социальную. Машинная информация функционирует только между техническими средствами, социальная - между людьми. Таким образом, в системе информационных коммуникаций социальная информация функционирует в системе человек-человек, машинная - в системе компьютер-компьютер.
Общение с компьютером дисциплинирует людей, делает их более решительными и уверенными. Использование компьютеров дома и на рабочих местах создает не просто новые условия труда, а формирует новую среду обитания, новый тип отношений человека с миром.
В качестве ключевого элемента любой системы выступает информация. Разрабатываются компьютерные технологии обработки информации для представления ее руководителям и специалистам компании. Эти технологии имитируют процесс человеческого мышления. Поэтому работа в среде информационных технологий часто отождествляется с работой в коллективе людей. Человек может хвалить компьютер, бранить и т. д. Т. е. человек стал работать в системе, имеющей совершенно особенную специфику – «человеко-машинная система». С учетом ее специфики появилась и необходимость правильно организовывать работу в системе Человек – компьютер – информация.
В теории организации выделяют:
Статус правительственнойорганизации присваивается высшими официальными органами власти. К ним относятся организации, зафиксированные в Конституции РФ, указах Президента РФ.
К неправительственным относятся организации, не имеющие такого статуса.
Коммерческие орг. создаются физ. или юрид. лицами на свой страх и риск для производства продукции с целью получения мах прибыли в интересах учредителей.
Неком. орг. ставят своей основ. Целью удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации.
Бюджетные орг. планируют масштаб своей деятельности, исходя из выделенных государством средств.
Небюджетные орг. сами изыскивают источники финансирования, заключая договора с др. компаниями на изготовление продукции или оказание услуг.
Общественные орг.создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов своих обществ.
Хозяйственные орг. предназначены для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества преимущественно во внешней для организации среде путем производства продукции.
Формальные организации – объединение людей, связанных между собой договоренностями о правах обязанностях. Они регистрируются в гос. органах и могут иметь статус юрид. или неюрид. лица.
Неформальные организации – объединение людей, не связанных между собой формальными договоренностями о правах обязанностях. Они не регистрируются в гос. органе. Имеют лидера и не ведут финансово-хозяйственной деятельности, направленной на получение мах прибыли