Особенности развития транспортной и складской логистики на современном этапе
Транспортная логистика - перемещение требуемого кол-ва товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.
Особенности развития ТЛ на современном этапе:
Мультимодальные транспортные коридоры. Концентрируют на генеральных направлениях транспорт общего пользования – ж\д, автомобильный, морской, трубопроводный, а также телекоммуникации. На пересечении основных мультимодальных коридоров формируются коммуникационные узлы, которые обеспечивают высокое кач-во обслуживания и разнообразие оказываемых услуг. В результате происходит ускорение прохождения торгового, промышленного и финансового капитала, усиление информац. и культурного обменов.
Принципы функционирования заключаются в следующем:
* единообразный коммерческо-правовой режим;
* комплексное решение финансово-экономич. аспектов функционирования системы;
* использование систем электронного обмена данными, обеспечивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;
* единство всех звеньев транспортной цепи в орг-ционно-технологич. аспекте, единая форма взаимодействия и координация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство;
* разработка международных маршрутов (коридоров) для оптимальной орг-ции грузоперевозок;
* кооперация всех участников транспортной системы;
*комплексное развитие транспортной инфраструктуры различных видов транспорта
Посредничество(невозможность орг-ции ТЛ без привлечения внешних сил). Все чаще предприятия прибегают к помощи ТЛ-компаний, которые в свою очередь выбирают и просчитывают кратчайший маршрут и осуществляют наиболее надежное перемещение груза с наименьшими издержками.
Рост ТЛ- компаний, следовательно, широкий выбор перевозчиков
ТЛ достаточно сложная отрасль, в которой нужно знать и учитывать законы (таможни, перевозки и тп.)
Особенности развития СЛ на современном этапе:
Складская логистика - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального кол-ва складов и места их расположения.
Развитие складской инфраструктуры (т.е стало больше складов)
Рост среднего класса населения привел к росту потребительского спроса, что поспособствовало значительному росту объемов розничной торговли. В тех областных центрах, где более быстрыми темпами развиваются торговые сети, выгодно построить и логистич. комплексы.
Во-вторых, у российского рынка есть еще одна характерная особенность: всемирно известные марки бурно строят на территории России свои производства и расширяют сети распределения. Активно развивается и российская промышленность. Это также требует создания современной логистич. (складской инфраструктуры) на российской территории.
Склады уходят в аутсорсинг (,т.е проблемами склада занимается не фирма изготовитель, а СЛ-компании)
В настоящее время транспорт и склад чаще всего рассматриваются не отдельно, а как единое целое- транспортно-складская логистика (грамотное планирование перевозки и сохранность груза на складах)
Орг-ция логистич. упр-я
Орг-ция логистич. упр-я на предприятии является неоднозначной и сложной проблемой. Это связано со многими объективными и субъективными факторами: различием в специфике деят-ти предприятий, орг-ционных и упр-ческих структурах, недопониманием со стороны руководства значимости сквозного логистич. упр-я, сопротивлением сотрудников и т.д. В результате на многих российских предприятиях службы логистики занимаются орг-цией работ в какой-либо одной из логистич. областей, например, транспортными перевозками. Задача упр-я сквозным МП (материал поток) даже не ставится.
Важнейшей составляющей успеха при внедрении на предприятиях логистич. упр-я является мотивация сотрудников всех уровней: от руководителей до служащих. По оценкам экспертов из консалтинговых фирм, до 50% предприятий не могут обеспечить выполнение всех предписаний консультантов по перестройке системы упр-я МП. И главные причины этого положения - колоссальное сопротивление сотрудников, у которых новая система ликвидирует коррупционные источники дохода (откаты и т.п.) либо отношение руководства к мотивации как к благотворительности, т.е. полнейшее непонимание ее значимости и действенности.
На рис. 1 представлен традиционный вариант упр-я МП на предприятии, принципиальный недостаток которого – отсутствие системности упр-я. Так, связи между ЛО, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует орг-ция, объединение ЛО в единую общую для предприятия ф-цию упр-я МП, также отсутствует носитель этой ф-ции, который должен ее реализовывать.
В результате нет, как таковой, оптимизации сквозного МП в рамках предприятия и соответствующего экономич. эффекта, т.е. у традиционной системы орг-ции упр-я МП отсутствуют интегративные свойства. Поскольку ЛФ(лог ф-ции) тесно переплетаются с др. видами деят-ти на предприятии, это часто приводит к распределению ЛФ по разным службам (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хоз-во, производство и т.д.). При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной орг-ции сквозного МП на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистич. задач необходимо создание отдельного подразделения – логистич. службы, которая будет реализовать следующие основные задачи:
1. Развитие, формирование, реорг-ция ЛС.
2. Разработка и реализация логистич. стратегии предприятия.
3. Внутренняя и внешняя логистич. интеграция:
1) формирование взаимодействий, гармоничных и продуктивных рабочих отношений между сотрудниками различных функциональных подразделений, которые обеспечивали бы достижение цели ЛС, орг-ция их совместной работы;
2) координация деят-ти в функциональных областях логистики на предприятии и в ЛЦ.
4. Упр-ние МП и сопутствующими потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю ГП.
5. Логистич. реинжиниринг.
На рис.2 представлен один из возможных вариантов реализации логистич. подхода к орг-ции системы упр-я МП.
Одним из подходов к орг-ции работы службы логистики является межфункциональная командная работа, в процессе которой специалисты различных функциональных подразделений предприятия коллективно работают над решением общих логистич. задач предприятия или ЛЦ.
Преимуществами такой работы являются:
· объединение знаний, навыков, умений сотрудников различных подразделений предприятия;
· перекрестное (по вертикали и горизонтали) владение задачами и проблемами;
· повышение кач-ва принимаемых решений;
· повышение уровня взаимодействия между специалистами различных подразделений и развитие сплоченности команды;
· ускорение определения и решения логистич. задач.
Существуют следующие условия эффективной работы межфункциональных команд:
· менее 10 членов;
· добровольное членство;
· группу возглавляет специалист по логистике;
· объем документации минимален;
· руководитель и члены команды разделяют идеи, составляющие суть логистич. деят-ти;
· команда имеет ясные цели в области логистики;
· перед командой ставятся конкретные задачи в области логистики;
· этих целей можно достичь только командной работой;
· существует потребность в каждом члене команды;
· деят-ть каждого члена команды подчинена целям команды;
· команда получает адекватную отдачу от своей деят-ти;
· предусмотрены конкретные виды поощрений за деят-ть всей команды, а не отдельных членов.