Понятие основных средств, их эксплуатация и необходимость поддержания их в рабочем состоянии
Глава 1
СУЩНОСТЬ И РОЛЬ РЕМОНТА, МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ ОС В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ.
Понятие основных средств, их эксплуатация и необходимость поддержания их в рабочем состоянии
Основные средства - объекты имеющие материально-вещественную форму и используются свыше одного года.
Существуют следующие группы основных производственных средств:
- здания (корпуса цехов, складские помещения, производственные лаборатории и т. п.);
- сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели);
- внутрихозяйственные дороги;
- передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);
- машины и оборудование, в том числе: силовые машины и оборудование (генераторы, электродвигатели, паровые машины, турбины и т. п.); рабочие машины и оборудование (металлорежущие станки, прессы, электропечи и т. п.);
- измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование;
- вычислительная техника;
- автоматические машины, оборудование и линии (станки-автоматы, автоматические поточные линии);
- прочие машины и оборудование;
- транспортные средства (вагоны, автомобили, кары, тележки);
- инструмент (режущий, давящий, приспособления для крепления, монтажа), кроме специального инструмента;
- производственный инвентарь и принадлежности (стеллажи, рабочие столы и т. п.);
- хозяйственный инвентарь;
- рабочий, продуктивный и племенной скот;
- многолетние насаждения;
- прочие основные средства (сюда входят библиотечные фонды, музейные ценности).
В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
1.2 Порядок разграничения затрат между ремонтом ,модернизацией, реконструкцией ОС и источники возмещения этих затрат
Ремонт- комплекс работ направленный на восстановление утраченных объектом функций и поддержании в рабочем состоянии.
Модернизация-изменение ОС для улучшения производительности.
Реконструкция-переустройство ОС и повышение их технических показателей
Организация учета затрат на ремонт основных средств зависит от порядка и времени включения их предприятием в издержки производства. Теоретически выделяют три метода:
- создание специального резерва на ремонт основных средств. Все затраты на ремонт списываются в течение года за счет созданного резерва;
- включение затрат на ремонт непосредственно в издержки производства после окончания ремонта;
- предварительный учет затрат на ремонт на счете 97 "Расходы будущих периодов". Списание в издержки производится равномерно.
Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. Эти затраты осуществляются за счёт амортизационного фонда и других источников организации
Также важно отметить, что согласно п. 2.2.6.2 Постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 210/161/151 «Об утверждении основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» (далее - Основные положения по составу затрат), затраты по поддержанию основных средств, используемых в предпринимательской деятельности, в рабочем состоянии – расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонтов – включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг). В то же время затраты на проведение модернизации оборудования и реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включается. Следовательно, основными положениями по составу затрат, являющимися основополагающим нормативным актом по определению состава затрат организации для целей бухгалтерского учета, установлен различный подход к учету расходов на ремонт, модернизацию и реконструкцию, что еще раз подтверждает важность разграничения вышеназванных видов работ.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 604 «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства», модернизация, обновление, переоснащение и ремонт основных средств осуществляются за счет всех источников, включая:
- собственные средства этих организаций;
- средства инновационных фондов облисполкомов и Минского горисполкома в размерах не менее направляемых в эти фонды организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги;
- кредиты банков, выдаваемые под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с законодательством;
- средства республиканского и местных бюджетов, предусматриваемые ежегодно на финансирование мероприятий программ по развитию и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Важно отметить, что расходы на все виды ремонта основных средств включаются в состав затрат на производство продукции (работ, услуг). Но не относят затраты по ремонту на себестоимость продукции (работ, услуг) при ремонте зданий культурного и оздоровительного назначения. Они возмещаются за счет собственных источников погашения затрат. Также важно отметить, что расходы на все виды ремонта включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а затраты на реконструкцию и модернизацию увеличивают стоимость самого объекта, над которым проводятся восстановительные работы.
1.3 Виды ремонтов ОС и способы их выполнения и пути повышения эффективности ремонта, реконструкции и модернизации ОС.
Ремонт- комплекс работ направленный на восстановление утраченных объектом функций и поддержании в рабочем состоянии. Ремонт проводится в соответствии с планом. При сезонном характере в организации может создаваться резерв на ремонт.
В зависимости от сложностей выделяют: текущий и капитальный ремонт.
Капитальный- работы связанные с разборкой, заменой восстановлением изношенных узлов, деталей. При капитальном ремонте зданий производится смена изношенных конструкций и их замена. Капитальный ремонт проводится не чаще раза в год. Он делится:
- комплексный капитальный ремонт - охватывает все здания и предусматривает замену всех элементов здания;
- выборочный - замена определенных элементов.
Работы по окончании капитального ремонта выполненному своими силами принимает комиссия, которая составляет акт «О приеме сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов».
При подрядном способе их приемку оформляют «Актом приемки выполненных строительно- монтажных работ»
При капитальном ремонте машин, техники, транспортных средств инженер технического отдела составляет дифитный акт. На основании которого выполняет требования на выдачу запасных частей. Смету расходов составляют и утверждают по каждому объекту отдельно.
Текущий ремонт проводят в целях предохранения от преждевременного износа зданий, а так же устранение мелких повреждений и поломок. К ним относят: покраску, штукатурку и прочие.
Виды текущего ремонта :
- профилактический - включает работы по ремонту и окраске фасадов зданий;
- непредвиденный - работы по устранению аварий водопроводов и т.д.
Ремонт может выполнятся подрядным (наемной бригадой) и хозяйственным способом
( собственной бригадой организации).
В пути повышения эффективности ремонтов, модернизации и реконструкции основных средств можно выделить три направления:
1. Научно-технические мероприятия предполагают разработку новых технологий, внедрение новых строительных материалов, значительно превосходящих существующие по прочностным, экологическим и другим характеристикам. Для этого на государственном уровне необходимо осуществлять жёсткий контроль финансирования научно-технических организаций и т. д.
2. Организационно-экономические мероприятия заключаются в наиболее эффективном сочетании труда людей с вещественными факторами производственного процесса. Методы организации производства всё в большей мере определяют возможности эффективного использования существующей техники и технологии. Чтобы обеспечить максимальную производительность и наибольший экономический эффект, передовая техника и технология должны сочетаться с наиболее рациональной организацией производства. К данным мероприятиям относятся прежде всего политика обеспечения генерального подрядчика со стороны заказчика требуемым объёмом работ, жёсткий контроль за соблюдением таких важных показателей, как сроки начала и завершения работ по ремонтам и реконструкции, а также комплекс работ направленный на повышение производительности и интенсивности труда.
3. Управленческие мероприятия включают в себя функции планирования, мотивации персонала и контроля производственных работ. Важный момент- мотивация труда. Цель руководителя заключается в росте производительности работника посредством приемлемой заработной платы, премий. Одна из функций управления – это управленческий контроль. В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результата, сравнение с плановыми показателями, выявление отклонений и причин этих отклонений. Необходимо осуществлять контроль на стадиях:
1. Подготовки: закупка необходимых строительных материалов и запасных частей, техническая готовность, разработка проектно-сметной документации.
2. Непосредственно в процессе производства работ по ремонту и реконструкции направленность на соблюдение календарного плана и рациональное использование ресурсов, строительных материалов.
3. Анализ причин отклонений.
1.4 Значение и задачи учета затрат на ремонт, модернизацию, реконструкцию ОС
В качестве задач учета на ремонты основных средств можно выделить следующие:
1. правильное документальное оформление всех ремонтных работ;
2. выявление объема и себестоимости выполненных ремонтных работ;
контроль за использованием средств, ассигнованных на производство ремонта, реконструкции и модернизации по назначению;
выявление отклонений (экономия или перерасход) фактических затрат на работы от утвержденных смет (при выполнении ремонта, реконструкции хозяйственным способом);
своевременные расчёты с подрядными организациями за выполненные ремонтные работы;
разделение расходов на затраты текущего характера, включаемые в себестоимость, и расходы капитального характера, увеличивающие стоимость основных средств при одновременном проведении капитального ремонта и модернизации, реконструкции или дооборудования на одном и том же (или разных) объекте основных средств.
3. Правильное отражение балансовой стоимости основных средств после проведения реконструкции или модернизации
Выполнение каждой из перечисленных задач требует применения соответствующих первичных документов - годовых, квартальных и месячных.
1.5 Нормативно-правовое регулирование учета ремонтных работ, модернизации и реконструкции ОС
Основными нормативно-правовыми актами, которыми регулируется учет ремонта, модернизации и реконструкции основных средств являются:
ИНСТРУКЦИЯ по бухгалтерскому учету основных средств. Министр А.М.Харковец
СОГЛАСОВАНО
Министр экономики
Республики Беларусь
Н.Г.Снопков
30.04.2012
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства финансов
Республики Беларусь
30.04.2012 № 26 В ней указывается ,что:
1.1 Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:
реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;
переоценки основных средств в соответствии с законодательством;
иных случаев, установленных законодательством.
1.2 Основные средства после принятия к бухгалтерскому учету могут учитываться:
по первоначальной стоимости, если проведение переоценки не является обязательным в соответствии с законодательством;
по переоцененной стоимости.
1.3 Организация вправе на основании решения руководителя организации отражать в бухгалтерском учете на конец отчетного периода сумму обесценения основного средства, равную сумме превышения остаточной стоимости основного средства над его возмещаемой стоимостью, при наличии документального подтверждения признаков обесценения основного средства и возможности достоверного определения суммы обесценения.
Об обесценении основного средства свидетельствуют следующие признаки, определяемые за период с начала года до отчетной даты:
значительное (более чем на 20 процентов) уменьшение текущей рыночной стоимости основного средства;
существенные изменения в технологической, рыночной, экономической среде, в которой функционирует организация;
увеличение рыночных процентных ставок;
существенное изменение способа использования основного средства;
физическое повреждение основного средства;
иные признаки обесценения основного средства.
При наличии признаков обесценения основного средства определяется его возмещаемая стоимость на конец отчетного периода как наибольшая из текущей рыночной стоимости основного средства за вычетом предполагаемых расходов, непосредственно связанных с его реализацией, и ценности использования основного средства.
Ценностью использования основного средства является приведенная (дисконтированная) стоимость будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования.
Приведенная (дисконтированная) стоимость будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования определяется путем умножения ставки дисконтирования на сумму будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования. При этом будущие денежные потоки определяются на период не более 5 лет.
Ставка дисконтирования определяется исходя из текущих рыночных оценок временной стоимости денежных средств и рисков, характерных для основного средства. В качестве ставки дисконтирования может применяться ставка рефинансирования, устанавливаемая Национальным банком Республики Беларусь.
При определении будущих денежных потоков от использования основного средства и его выбытия по окончании срока полезного использования не учитываются предполагаемые денежные потоки вследствие будущей реструктуризации, относительно которой организацией не признаны обязательства, будущих вложений в основное средство, финансовой деятельности, выплат (поступлений) налога на прибыль.
Если признаки обесценения основного средства в отчетном периоде прекращают иметь место, то на основании решения руководителя организации в бухгалтерском учете на конец отчетного периода отражается сумма восстановления обесценения основного средства в пределах накопленной суммы обесценения по данному основному средству.
1.4 Сумма обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет).
Сумма восстановления обесценения основного средства, учитываемого по первоначальной стоимости, отражается по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
1.5 Если основное средство учитывается по переоцененной стоимости без применения обесценения, результаты проведенной в отчетном периоде переоценки (дооценка, уценка) отражаются в бухгалтерском учете в следующем порядке:
1.6 сумма дооценки основного средства отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в той мере, в которой она восстанавливает сумму уценки данного основного средства, ранее отраженную на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Оставшаяся сумма дооценки основного средства отражается на счете 83 «Добавочный капитал». Указанные хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете:
по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму восстановления уценки первоначальной стоимости основного средства;
по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» - на сумму восстановления уценки накопленной амортизации основного средства;
по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал» - на оставшуюся сумму дооценки первоначальной стоимости основного средства;
по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» - на оставшуюся сумму дооценки накопленной амортизации основного средства.
Если сумма уценки основного средства ранее не была отражена на счете 91 «Прочие доходы и расходы», то вся сумма дооценки данного основного средства отражается на счете 83 «Добавочный капитал». Указанные хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете:
по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал» - на сумму дооценки первоначальной стоимости основного средства;
по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» - на сумму дооценки накопленной амортизации основного средства;
1.7 сумма уценки основного средства относится в уменьшение добавочного фонда в пределах имеющегося его остатка по данному основному средству, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данного основного средства. Оставшаяся сумма уценки основного средства отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Указанные хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете:
по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 01 «Основные средства» - на сумму уценки первоначальной стоимости основного средства в пределах имеющегося остатка добавочного фонда по данному основному средству;
по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 83 «Добавочный капитал» - на сумму уценки накопленной амортизации основного средства в пределах имеющегося остатка добавочного фонда по данному основному средству;
по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства» - на оставшуюся сумму уценки первоначальной стоимости основного средства;
по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на оставшуюся сумму уценки накопленной амортизации основного средства.
Если по основному средству не имеется остаток добавочного фонда, образовавшийся в результате ранее проведенных переоценок данного основного средства, то вся сумма уценки данного основного средства отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Указанные хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете:
по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства» - на сумму уценки первоначальной стоимости основного средства;
по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму уценки накопленной амортизации основного средства.
1.8 Если основное средство учитывается по переоцененной стоимости с применением обесценения, сумма его обесценения отражается в бухгалтерском учете:
по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) - на сумму обесценения основного средства в пределах имеющегося остатка добавочного фонда по данному основному средству, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данного основного средства;
по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) - на оставшуюся сумму обесценения основного средства.
Сумма восстановления обесценения основного средства, учитываемого по переоцененной стоимости с применением обесценения, отражается в бухгалтерском учете:
по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» - на сумму восстановления обесценения основного средства, ранее отраженную на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) и кредиту счета 83 «Добавочный капитал» - на оставшуюся сумму восстановления обесценения основного средства.
Сумма обесценения основного средства, по которому не имеется остаток добавочного фонда, образовавшийся в результате ранее проведенных переоценок данного основного средства, отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет). Сумма восстановления обесценения данного основного средства отражается по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» (отдельный субсчет) и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При переоценке ранее обесцененного основного средства изначально восстанавливается сумма обесценения основного средства в порядке, установленном в части второй настоящего пункта. Результаты проведенной в отчетном периоде переоценки (дооценка, уценка) данного основного средства в бухгалтерском учете отражаются в порядке, установленном в пункте 18 настоящей Инструкции.
1.9 Фактические затраты, связанные с реконструкцией (модернизацией, реставрацией) основных средств, проведением иных аналогичных работ, отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» и кредиту счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов. Суммы данных затрат, учтенные на счете 08 «Вложения в долгосрочные активы», списываются с этого счета в дебет счета 01 «Основные средства» по окончании работ.
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены.
2.0 Суммы вложений в улучшение земель в части затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, в конце отчетного года отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» независимо от даты окончания всего комплекса работ.
УЧЕТ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.1 В процессе использования объектов основных средств возникают затраты, которые направлены:
на улучшение состояния объекта для продления срока службы, ресурса и/или повышения его производительности. Затраты на проведение модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, технического диагностирования и соответствующего освидетельствования, иных работ капитального характера не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а относятся на увеличение первоначальной (восстановительной) стоимости объектов основных средств после окончания работ;
на поддержание основных средств в рабочем состоянии. К таким затратам относятся расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта, которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
2.2 Организации, финансируемые из бюджета, затраты по ремонту объектов основных средств отражают по соответствующим статьям и элементам классификации расходов бюджетов Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2007 г. № 44 «О бюджетной классификации Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 95, 8/16182).
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ВЫБЫТИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
2.3 Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели) в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т.п.) оформляется актом о списании имущества.
2.4 Выбытие основных средств в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством (за исключением случаев, указанных в пункте 28 настоящей Инструкции, а также отчуждения физическим лицам), оформляется актом о приеме-передаче основных средств по форме согласно приложению 1 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2011 г. № 23.
2.5 При выбытии основных средств накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства». Остаточная стоимость выбывающих основных средств отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01 «Основные средства», если иное не установлено законодательством.
Расходы, связанные с выбытием основных средств, отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и других счетов.
Стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств, отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Сумма числящегося по выбывающим основным средствам добавочного фонда, образовавшегося в результате ранее проведенных переоценок данных основных средств, отражается по дебету счета 83 «Добавочный капитал» и кредиту счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Если основное средство состоит из частей, имеющих различные сроки полезного использования и учитываемых как отдельные инвентарные объекты, замена каждой такой части отражается в бухгалтерском учете как выбытие и приобретение самостоятельного объекта.
2.6 При выявлении недостачи основных средств в результате инвентаризации накопленные по ним за весь период эксплуатации суммы амортизации и обесценения отражаются по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства». Остаточная стоимость недостающих основных средств отражается по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи имущества» и кредиту счета 01 «Основные средства».
ГЛАВА 2
УЧЕТ ЗАТРАТ НА РЕМОНТ, МОДЕРНИЗАЦИЮ И РЕКОНСТРУКЦИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Документальное оформление и организация аналитического учета затрат на ремонт, модернизацию, реконструкцию ОС
До начала ремонтных работ по каждому объекту согласно сметно-финансовому расчету, составленному на основании дефектной ведомости, определяется плановая (нормативная) их себестоимость. Затраты на капитальный ремонт в смете рассчитываются по нормативам на единицу сложности, которая характеризует трудоемкость ремонта конкретного вида оборудования или планируемого объема работ.
По окончании ремонта, реконструкции и модернизации составляется "Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных объектов" формы № ОС-2.
Акт, подписанный работником цеха (отдела), уполномоченным на приемку основных средств, и представителем цеха (предприятия), производившего ремонт, реконструкцию и модернизацию, сдают в бухгалтерию предприятия (организации). Он подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами, на то уполномоченными. В технический паспорт соответствующего объекта основных 1 средств должны вноситься необходимые изменения в характеристику объекта, связанные с ремонтом, реконструкцией и модернизацией.
При выполнении ремонта, реконструкции и модернизации хозяйственным способом указанный акт составляется в одном экземпляре, а подрядным способом - в двух экземплярах. Второй экземпляр передается предприятию (организации), производившему ремонт, реконструкцию, модернизацию.
На ЧУП «АлексМан» приемка отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов ОС оформляется Актом сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С2). Так по акту за сентябрь 2012 года была проведен монтаж блоков оконных, герметизация мест примыкания оконных и балконных блоков, установка подоконных досок, установка оконных сливов в домах. В акте указано количество затраченного материала, средний расход, наименование затрат, трудозатраты, зарплата рабочих. Общий объем выполненных работ оценен в 6050190 руб. Акт подписан управляющим Мальцевым. А. Н. К акту прикладывается договор подряда.
Порядок учета фактических затрат по ремонту основных средств зависит от его объема, равномерности проведения ремонтных работ на протяжении года и способа их выполнения.
Ремонтные работы могут выполняться хозяйственным или подрядным способом.
При хозяйственном способе ремонтные работы выполняются либо силами своих рабочих по месту эксплуатации основных средств, либо силами специализированных ремонтных служб предприятия.
При проведении ремонта своими специализированными ремонтными цехами все затраты могут учитываться на активном счете 23 "Вспомогательные производства". В этом случае произведенные расходы по ремонту основных средств отражаются бухгалтерскими записями.
Затраты на ремонт основных средств уменьшаются на стоимость пригодных для дальнейшего использования материалов, запасных частей и других ценностей, полученных при замене ремонтируемых частей.
Аналитический учет расходов на ремонт основных средств ведется в разрезе отдельных объектов.
Модернизация основных средств может быть двух видов: малая модернизация; модернизация комплекса средств труда (технологических линий).
При малой модернизации совершенствуются наиболее важные для конкретного производства рабочие органы оборудования. Она проводится в процессе капитального ремонта отдельных видов машин и оборудования за счет производственных затрат или же ремонтного фонда (резерва). В данном случае затраты, связанные с модернизацией основных средств, как правило, не увеличивают их первоначальную стоимость. Затраты учитываются аналогично, как и при ремонте основных средств.
Модернизация комплекса средств труда (технологических линий) проводится за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, кредитов банка и других средств. Затраты, связанные с проведением такой модернизации, учитывают на счете 08 "Капитальные вложения". При этом на величину затрат по данной модернизации увеличивается первоначальная стоимость объектов основных средств и вносятся изменения в технические паспорта, инвентарные карточки и другие документы.
В любом случае фактические затраты на модернизацию в аналитическом учете отражаются в разрезе отдельных объектов.
Кроме того, может проводиться реконструкция предприятия, которая связана с комплексом мер по его коренному переустройству (расширение и строительство новых цехов и участков, замена устаревшего оборудования, внедрение новых технологических процессов и т.д.). Она имеет целью повысить производственную мощность, технический уровень, улучшить технико-экономические показатели и условия труда. Реконструкция проводится в результате капитальных вложений.
При модернизации, увеличивающей стоимость основных средств, и реконструкции все затраты учитываются по дебету счета 08 "Капитальные вложения". По окончании модернизации или реконструкции затраты списываются с кредита счета 08 "Капитальные вложения" в дебет счета 01 "Основные средства".
2.2Учет затрат на текущий и капитальный ремонт.
Счет 23 «Вспомогательные производства» предназначен для обобщения информации о затратах производств, которые являются вспомогательными (подсобными) для основного производства организации. В частности, этот счет используется для учета затрат производств, обеспечивающих:
обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.);
транспортное обслуживание;
ремонт основных средств;
изготовление инструментов, штампов, запасных частей; строительных деталей, конструкций или обогащение строительных материалов (в основном в строительных организациях);
возведение временных сооружений;
добычу камня, гравия, песка и других нерудных материалов;
лесозаготовки, лесопиление;
засолку, сушку и консервирование сельскохозяйственных продуктов и т. д.
По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». При целесообразности расходы по обслуживанию производства могут учитываться непосредственно на счете 23 «Вспомогательные производства» (без предварительного накапливания на счете 25 «Общепроизводственные расходы»). Потери от брака списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счета 28 «Брак в производстве».
Таблица 2.1 – Корреспонденция счетов по учету ремонтных работ на ОАО «Белкард»
Содержание операции | Корреспонденция счетов | Сумма. руб | |
Дебет | Кредит | ||
Начислена амортизация ОС, используемых при ремонте | |||
Списаны материалы на ремонт ОС | |||
Списан инвентарь на ремонт ОС | |||
Списано Отклонение в стоимости материалов | |||
Начислен НДС | |||
Вспомогательное производство | |||
Списаны Общепроизводственные затраты | |||
Списаны товары на ремонт Ос | |||
Начислено подрядчикам за ремонт ОС | |||
Начислен НДС по ремонтным работам | |||
Отчисления по социальному страхованию | |||
Начислена з\п за ремонт ОС | |||
Списаны расходы с подотчетных лиц вспомогательного производства | |||
Отчисления обязательному страхованию | |||
Начислено ы с разными дебиторами и кредиторами | |||
Отнесены затраты по ремонту на расходы будущих периодов | |||
Списаны затраты на ремонт на увеличение стоимости ОС | |||
Оприходованы материалы после ремонтных работ | |||
Отклонение в стоимости материалов | |||
Основное производство | |||
Вспомогательные производства | |||
Общепроизводственные затраты | |||
Общехозяйственные расходы | |||
Брак в производстве | |||
Расходы на содержание | |||
Готовая продукция | |||
Списаны \расходы на реализацию | |||
Себестоимость реализованной продукции | |||
Прочие доходы и расходы | |||
Расходы будущих периодов |
Источник: собственная разработка на основании ПРИЛОЖЕНИЯ 3
2.4 Международные стандарты и зарубежный опыт учета затрат на ремонт ОС
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Стандарты финансовой отчетности обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей.
Международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности (особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах), но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.
Эти преимущества во многом обеспечивают стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета.
Разработкой и совершенствованием международных стандартов учета занимается специальная организация - Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета, созданный 29 июня 1973 года в соответствии с соглашением бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Объединенного королевства и Ирландии, а также США. Деятельность Комитета направляется Советом, состоящим из представителей 13 стран и 4 организаций.
Комитет по международным стандартам бухгалтерского учета определяет свои задачи следующим образом:
- формулировать и публиковать в интересах общественности стандарты бухгалтерского учета, которые необходимо соблюдать при составлении финансовых отчетов, и способствовать их всемирному внедрению и соблюдению;
- проводить общую работу по улучшению и гармонизации правил, стандартов бухгалтерского учета и методик составления и подачи финансовых отчетов.
Процесс разработки и утверждения международных стандартов включает множество этапов и аналитических стадий, в том числе изучение национальных и региональных бухгалтерских требований и практики, а также других соответствующих материалов, детальный анализ всех вопросов, связанных с темой разрабатываемого стандарта, публикацию и обсуждение проекта международного стандарта учета организациями-представителями различных стран, внесение необходимых корректировок и изменений и последующее утверждение стандарта Комитетом.
Международные стандарты бухгалтерского учета представляют собой совокупность положений, разработанных Комитетом международных бухгалтерских стандартов (IASC), членами которого являются бухгалтеры из более 80 стран. Целью разработки и внедрения международных стандартов является улучшение и гармонизация законодательства, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности во всем мире.
Каждый стандарт включает, как правило, следующие разделы:
- введение, отражающее общее содержание стандарта, его цели и задачи;
- определения, позволяющие избежать двусмысленности в трактовке;
- объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зренияяпоставленных целей;
- описание методологических проблем, путей и возможностей их решения;
- предписания, связанные с практической реализацией стандарта;
- дату вступления в силу. Каждый стандарт предусматривает несколько равных по возможностям, но дающих различные результаты вариантов. При этом их применение не носит жестко регламентированного характера.
Международные стандарты были разработаны с целью удовлетворения потребностей большинства пользователей, принимающих экономические решения (например, о приобретении, сохранении или продаже пакетов акций). Для этих целей были выделены семь основных групп пользователей - инвесторы, служащие, кредиторы, поставщики, покупатели, правительство, общественность. Стандарты являются международно признаваемыми, а также позволяют избежать привязки к модели учета какой-либо отдельной страны. В полной мере международными стандартами руководствуются только ТНК (транснациональные корпорации), для которых применять национальные методы учета каждой страны не представляется возможным.
В настоящее время вопросами стандартизации и унификации стандартов учета и отчетности занимаются следующие организации:
• Совет по международным стандартам финансовой отчётности;
• Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН;
• Европейская Комиссия;
• Комиссия по ценным бумагам и биржам США;
• Совет по разработке финансовых учётных стандартов.
Процедура создания международных стандартов. Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо – язычных странах, главным образом в США и Великобритании.
Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:
1-й цикл – формирование Подготовительного комитета (Steering Committee).
2-й цикл – разработка проекта стандарта.
3-й цикл – подготовка рабочего проекта положений стандарта.
4-й цикл – утверждение Правлением рабочего проекта положений стандарта.
5-й цикл – составление плана разработки международного стандарта.
6-й цикл – подготовка проекта международного стандарта.
Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов СМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков.
Прежде всего, необходимо отметить, что применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления. Рассмотрим их более подробно.
Принцип непрерывности деятельности предполагает, что предприятие действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем (по крайней мере в течение 1 года). Отсюда следует, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или сокращать масштабы своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если же существует такое намерение или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:
- отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;
- производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;
- осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.
Принцип начисления исходит из того, что доходы и расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:
- признание результата операции по мере ее совершения;
- отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;
- формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.
Существуют также качественные критерии информации, содержащейся в финансовых отчетах, которые призваны делать информацию полезной для пользователей. Это такие критерии, как прозрачность, значимость, достоверность и сопоставимость.
Прозрачность (понятность) является основным качеством информации, так как предполагает ее быстрое восприятие пользователями. Однако пользователи, в свою очередь, должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета.
Значимость. Информация должна быть значимой для принятия решений пользователями. Она имеет это качество, когда влияет на принятие экономических решений, помогая оценить прошлые, настоящие или будущие события. Значимость информации определяется ее существенностью, своевременностью и рациональностью. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искаженное представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Информация своевременна в том случае, когда она не способствует задержке в принятии адекватных экономических решений. Рациональной информацию можно назвать тогда, когда выгода от ее получения превышает стоимость ее обеспечения. Оценка выгоды и затрат, как правило, определяется на основе профессионального суждения, например, дальнейшее обеспечение информацией кредиторов может сократить расходы по займам.
Достоверность. Информация достоверна в том случае, когда она не имеет значимых ошибок и объективна. Достоверная информация отвечает следующим требованиям:
- полное представление – информация должна полностью отражать факты хозяйственной деятельности. Например, баланс должен полностью представлять все сделки, которые приводят к возникновению активов и обязательств;
- преобладание сущности над формой – информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделок и иных фактов хозяйственной деятельности, сколько их экономическую сущность. Например, по договору аренды предприятие может передать актив другой стороне таким образом, что документально юридическое право собственности передается, в то время как за предприятием оставлено право пользования будущим экономическим эффектом, включенным в актив. В этом случае отчет о продаже не будет полностью отражать регистрируемую сделку;
- нейтральность – информация должна быть нейтральной в целях обеспечения ее надежности. Финансовые отчеты не являются нейтральными, если информация в них представлена таким образом, что позволяет достичь заранее определенных результатов. Иными словами, информация в отчетах не должна быть сфабрикованной, а должна отражать только те факты, которые реально имели место. Она должна быть свободной от односторонности при принятии решений заинтересованными пользователями с целью получения предопределенных результатов;
- осмотрительность – это соблюдение в процессе принятия решений достаточной меры осторожности в оценке активов и пассивов. При этом предполагается, что актив или доход не преувеличены и обязательства и затраты не занижены. Это означает, что признание доходов происходит только при условии фактического получения выгоды или при наличии высокой степени уверенности в ее получении, а признание расходов и потерь происходит по мере появления реальной возможности их возникновения.
Сопоставимость. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других предприятий, для идентификации тенденции финансового положения и результатов деятельности. Поэтому измерение и отражение всех хозяйственных операций должно проводиться последовательно, в соответствии с выбранной учетной политикой. Данный принцип вовсе не означает единообразия. Однако для обеспечения сопоставимости данных необходимо знать учетную политику, ее изменения и последствия этих изменений с точки зрения финансовых результатов в течение текущего периода и за ряд лет.
Финансовая отчетность – это структурированное представление данных о хозяйственной деятельности и финансовой позиции компании. Главной задачей финансовой отчетности является удовлетворение потребностей широкого круга пользователей в финансовой информации, необходимой для принятия экономических решений. Для выполнения этой задачи финансовая отчетность должна включать данные об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах (включая прибыли и убытки), движении денежных средств. Эти материалы, содержащиеся в приложениях к финансовым отчетам, помогают пользователям в прогнозировании способности предприятия аккумулировать экономические выгоды.
Полный комплект финансовой отчетности включает:
- бухгалтерский баланс (Balance Sheet);
- отчет о прибылях и убытках (Income Statement);
- отчет о движении капитала (Charges in Equity Statement);
- отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement);
- учетная политика и пояснительный материал (Accounting Policies).
Международные стандарты финансовой отчетности (IAS - International Accounting Standards) носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для принятия. На их основе в национальных учетных системах могут быть разработаны национальные стандарты с более детализированной регламентацией учета определенных объектов.
МСФО являются международно признаваемыми. Признанием полезности отчетности, составляемой по IAS, является тот факт, что уже сегодня большинство фондовых бирж (например, Лондонская) допускает представление ее иностранными эмитентами для котирования ценных бумаг. Международная организация комиссий по ценным бумагам согласилась рекомендовать с 1998 г. признавать IAS для целей листинга на всех международных рынках (включая Нью-йоркскую и Токийскую фондовые биржи)
МСФО позволяют избежать привязки к модели учета отдельной страны или международного союза, членом которого Россия не является, что неизбежно вызовет проблемы с мониторингом изменений этой системы, а главное - с влиянием на эти изменения.
Международные стандарты характеризуются относительно меньшей сложностью (чем, например, стандарты США) и, следовательно, требуют меньших затрат. Они появились в результате консенсуса национальных систем учета, основанных на рыночной системе хозяйствования, сохраняют возможность их углубления и конкретизации в соответствии с российскими традициями регулирования бухучета.
2.5 Пути совершенствования учета затрат на ремонт, модернизацию и реконструкцию ОС в условиях развития системы автоматизированой обработки учетной информации.
На предприятии ОАО «Белкард» для автоматизации учета затрат используется программа собственной разработки «САПР»