Определение точки безубыточности производства
Процесс принятия решений начинается с определения целей и задач, стоящих перед предприятием. От этого зависит отбор исходной управленческой информации и выбранный алгоритм решения.
Принятие решения предполагает сравнительную оценку ряда альтернативных вариантов и выбор оптимального, в наибольшей степени отвечающего поставленным целям. Для этого необходима информация о будущих затратах по всем альтернативным вариантам. В отдельных случаях в расчетах приходится рассчитывать и упущенную выгоду предприятия. В основу решения оперативных задач положена классификация затрат на переменные и постоянные.
Определение точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) сводится к определению такого объема производства и продаж, который обеспечит предприятию нулевой финансовый результат (т.е. нет убытка и нет прибыли).
В системе управленческого учета для определения точки безубыточности применяется три метода:
– математический метод (метод уравнения);
– метод маржинального дохода (валовой прибыли);
– графический метод.
Математический метод. Формула прибыли имеет вид:
Выручка – Затраты = Прибыль (10)
Исходя из деления затрат на постоянные и переменные формулу прибыли можно преобразовать
Выручка | – | Совокупные переменные затраты | – | Постоянные затраты | = | Прибыль | (11) |
Затем выручку и совокупные переменные затраты представить в виде сомножителей.
Количество продукции в натуральных единицах измерения | × | Цена за единицу продукции) | – | Количество продукции в натуральных единицах измерения | × | Переменные затраты на единицу продукции | – | Постоянные затраты | = | Прибыль (12) |
Количество продукции в натуральных единицах измерения вынесем за скобки и получим формулу
Количество продукции в натуральных единицах измерения | × | Цена за единицу продукции | – | Переменные затраты на единицу продукции | – | Постоянные затраты | = | Прибыль (13) |
Так как в точке безубыточности прибыль равна нулю, то постоянные затраты можно перенести в правую часть уравнения
Количество | × | Цена за единицу продукции) | – | Переменные затраты на единицу продукции | = | Постоянные затраты (14) |
Обозначим количество продукции в точке безубыточности через Х.
Х | = | Постоянные затраты | (15) | ||
Цена за единицу продукции | – | Переменные затраты на единицу продукции | |||
В знаменателе формулы представлен маржинальный доход на единицу продукции
Следовательно, формула расчета точки безубыточности:
Х | = | Постоянные затраты | (16) |
Маржинальный доход на единицу продукции |
Маржинальный доход– разница между выручкой от продажи и переменными затратами.
Пример расчета точки безубыточности. Предприятие занимается производством одного вида продукции. Все его затраты делятся на переменные и постоянные.
Переменные затраты на одно изделие:
1. Материалы 1800 руб.
2. Заработная плата производственных рабочих 3600 руб.
3. Отчисления на социальное страхование 750 руб.
Итого: 6150 руб.
Постоянные затраты за месяц составляют 300 000 руб. (содержание офиса, склада, расходы на рекламу, общехозяйственные расходы и т.д.).
Цена продажи одного изделия составляет 10 000 руб. оптом.
Объем производства ограничен производственной мощностью оборудования. Можно произвести только 400 изделий в месяц.
Рассчитаем точку безубыточности X:
Х | = | 300 000 руб. |
10 000 руб. – 6 150 руб. |
Х = 78 изделий.
Точка безубыточности в денежном выражении составляет 780 000 руб. (78 изд. × 10 000 руб.)
2) Метод маржинального дохода:
Данный метод альтернативен математическому методу.
В состав маржинального дохода входят прибыль и постоянные расходы. Предприятие так должно продать свою продукцию, чтобы полученным маржинальным доходом покрыть постоянные издержки и получить прибыль.
Когда получен маржинальный доход, достаточный для покрытия постоянных издержек, достигается точка равновесия.
Совокупный маржинальный – Постоянные расходы = Прибыль (17)
доход
Т.к. в точке равновесия прибыль равна нулю, формула примет следующий вид:
Совокупный маржинальный доход = Постоянные расходы
Совокупный маржинальный доход можно показать в виде двух сомножителей: объема продаж и маржинального дохода на единицу продукции
Совокупный маржинальный доход | = | Маржинальный доход на единицу продукции | × | Объем продаж | = | Постоянные расходы | (18) |
Примем количество продукции (объем продаж) за Х и получим формулу:
Х | = | Постоянные расходы | (19) |
Маржинальный доход на единицу продукции |
3) Графический метод:
FC – постоянные издержки;
VC – переменные издержки;
TC – валовые издержки;
TR – валовая выручка (валовой доход);
R1 – пороговая выручка;
Q1 – пороговый объем продаж.
Для принятия управленческих решений рассчитывают соотношение маржинального дохода и выручки от продажи, т.е. определяется маржинальный доход в процентном отношении от выручки. В нашем примере маржинальный доход на одно изделие составляет 3 850 руб., цена продажи – 10 000 руб.
10 000 руб. – 100%
3 850 руб. – Х%
Х | = | 3850 руб. × 100 % | = | 38,5 % |
10 000 руб. |
Это значит, что на каждые 100 руб. продажи маржинальный доход составит 38,5 руб. При постоянных значениях маржинального дохода и цены продажи их соотношение будет постоянным. Таким образом, запланировав выручку от продажи, можно определить размер ожидаемого маржинального дохода.
Например, в текущем месяце было заключено договоров на поставку продукции на сумму 2 245 000 руб. Маржинальный доход в этом месяце будет получен в размере 864 325 руб. (2 245 000 руб.× 38,5 % : 100 %).
Для определения операционной прибыли (прибыли до налогообложения) из ожидаемого маржинального дохода вычитаются постоянные расходы 864 325 руб. – 300 000 руб. = 564 325 руб.
То есть в запланированной выручке 2 245 000 руб. прибыль составляет 564 325 руб.
Определим кромку безопасности – показатель, отражающий насколько может сократиться объем продаж, прежде чем организация будет нести убытки.
В нашем примере точка безубыточности – 78 изделий или 780 000 руб. Если объем продаж в текущем месяце ожидается 190 изделий, кромка безопасности составляет 112 изделий (190 изд. – 78 изд.) или 1 120 000 руб. (112 изд. ×10 000 руб.).
Уровень кромки безопасности можно выразить в процентах:
Кромка безопасности, в % | = | Планируемая выручка (руб.) | – | Точка безубыточности (руб.) | × 100 % | (20) | |
Планируемая выручка (руб.) |
Планируемая выручка 1 900 000 руб. (190 изд. ×10 000 руб.)
Кромка безопасности, в % | = | 1 900 000 руб. | – | 780 000 руб. | × 100 % = 59% |
1 900 000 руб. |
Запланировав предполагаемый объем продаж, можно установить размер минимальной цены продажи. Для этого воспользуемся формулой:
Выручка от продажи | = | Совокупные переменные затраты | + | Постоянные затраты (21) |
Преобразуем ее следующим образом
Количество продукции в натуральных единицах измерения | × | Х | = | Совокупные переменные затраты | + | Постоянные затраты | (22) |
В нашем примере минимальная цена составляет 7 729 руб.
190 изд. × Х = 6 150 руб.× 190 изд. + 300 000 руб.
Х = 7 729 руб.
Можно рассчитать максимальную сумму переменных затрат, которую способно выдержать предприятие. Воспользуемся той же формулой, но за Х примем сумму переменных затрат.
190 изд. × 10 000 руб. = 190 изд. × Х + 300 000 руб.
Х = 8 421 руб.
Предприятие может увеличить переменные затраты до 8 421 руб.
Рассчитаем максимальную сумму постоянных затрат, которую может выдержать предприятие. В формуле за Х принимаем сумму постоянных затрат
190 изд. × 10 000 руб. = 6 150 руб. × 190 изд. + Х
Х = 731 500 руб.
Следовательно, предприятие может увеличить постоянные расходы с 300 000 руб. до 731 500 руб. в месяц.
Рассмотренные методики применимы при принятии краткосрочных решений. Расчеты безубыточности производства дают надежные результаты при соблюдении условий:
1). Затраты и выручка от продаж имеют линейную зависимость от уровня производства;
2). Производительность труда не меняется внутри масштабной базы;
3). Переменные затраты и цены остаются неизменными в течение планируемого периода;
4). Структура продукции не меняется в течение планируемого периода;
5). Поведение постоянных и переменных расходов может быть точно измерено;
6). На конец планируемого периода у предприятия не остается запасов продукции или они несущественны, т.е. объем продаж соответствует объему производства.
Несоблюдение хотя бы одного из перечисленных условий может привести к ошибочным результатам.