Раздел 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Глава 7. АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
АНАЛИЗ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ И БЮДЖЕТИРОВАНИИ
Бизнес-план — технико-экономическое обоснование коммерческого дела. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он раскрывает процесс достижения целей, решения задач и прогнозируемые результаты хозяйственной деятельности (табл. 17).
Главный инструмент разработки бизнес-плана — сметное планирование. Смета — это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Сметы составляют по результатам ретроспективного анализа. Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, надо знать спрос, объем продаж, условия и возможности производства, его обеспеченность ресурсами в необходимых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда и предметов труда.
В рыночных условиях понятие «сметное планирование» приобрело более широкое смысловое значение и рассматривается как система бюджетирования (организационно-экономический комплекс системы управления предприятием, заключающийся в разработке бюджетов).
Таблица 17
Примерный перечень разделов бизнес-плана и задач экономического анализа
№ п/п | Раздел | Содержание раздела | Задачи экономического анализа | |||||
Титульный лист | Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Стоимость и срок реализации проекта. Ссылка на секретность | |||||||
Резюме (вводная часть) | Сущность и эффективность реализации предлагаемого проекта. Срок окупаемости и финансовые результаты реализации плана. Форма и условия участия инвестора, гарантия возврата инвестиций | Комплексная оценка эффективности проекта, определение его выгодности и рискованности с учетом влияния на платежеспособность организации | ||||||
Анализ положения дел а отрасли и характеристика организации | Оценка положения дел в отрасли и ситуации на рынках сбыта. Прогноз конъюнктуры рынка. Значимость данного проекта для экономического развития региона. Перечень основных конкурентов. Общая концепция предполагаемого бизнеса | Анализ современной экономической ситуации в отрасли и тенденций изменений на рынке. Анализ потенциальных потребителей и рыночной конъюнктуры. Выбор стратегических партнеров на основе анализа их платежеспособности и деловой репутации | ||||||
Характеристика товаров (услуг) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличия от товаров-конкурентов, степень защищенности патентами. Жизненный цикл продукта | Оценка потребительских свойств товара. Сравнительный анализ товаров-конкурентов по ценовым и неценовым показателям. Анализ уровня организации сервисного обслуживания | ||||||
Маркетинг и сбыт продукции (работ, услуг) | Емкость и степень насыщенности рынков сбыта. Потенциал роста рынка сбыта и среднесрочная концепция ее расширения. Механизмы продвижения продукции на целевые рынки. Характеристика ценообразования. Реклама и стратегия в области качества и дизайна товаров | Факторный анализ состояния рынков сбыта. Обоснование рыночной ниши. Прогноз продаж. Обоснование ценовой политики с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости. Анализ методов реализации и их эффективность | ||||||
Логистика производства | Поставщики сырья, обеспеченность складскими мощностями для хранения сырья и готовой продукции | Анализ грузооборота в месяц. Обоснование эффективности видов доставки сырья и готовой продукции потребителям. Определение уровня оснащенности организации складскими помещениями | ||||||
Производственный план | Описание производственного процесса с перечнем базовых технологических операций. Планирование и сметная стоимость работ. План капитальных вложений. Стратегия материально-технического обеспечения программы производственной деятельности. Характеристика экологических последствий | Обоснование выбора производственного процесса. Анализ обеспеченности ресурсами. Факторный анализ использования основных средств, трудовых и материальных ресурсов. Анализ фонда заработной платы. Обоснование ассортиментной программы. Анализ обеспеченности экологической и технической безопасности | ||||||
Организационный план | Организационная структура управления. План-график основных мероприятий развития бизнеса | Анализ структуры управления и организации производства. Обоснование распределения функциональных обязанностей между работниками предприятия. Разработка обоснованных первоочередных мер по развитию бизнеса | ||||||
Финансовый план | Текущее финансовое состояние организации. Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет налоговых платежей. Предполагаемый объем инвестирования с указанием источников финансирования проекта | Анализ платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности фирмы. Разработка бюджетов предприятия. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ средств по источникам финансирования. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положение | ||||||
Оценка эффективности проекта и рисков его реализации | Расчет абсолютных экономических показателей деятельности организации. Расчет чистой приведенной стоимости, внутренней нормы рентабельности, срока окупаемости проекта. Определение точки безубыточности производства. Основные риски проекта (технологический, организационный и управленческий, финансовый, экономический, экологический, риск материально-технического обеспечения) | Оценка и разработка программы безубыточного производства. Определение возникновения возможных рисков. Меры по минимизации различных видов рисков. Анализ рисков статистическим, экспертным и комбинированным методами. Оценка эффективности страховой деятельности | ||||||
Целисоставления бюджетов:
· разработка концепции ведения бизнеса;
· планирование финансово-хозяйственной деятельности организации на краткосрочный и долгосрочный периода;
· оптимизация затрат и прибыли предприятия;
· координация деятельности различных подразделений организации;
· контроль и оценка эффективности работы руководителей;
· выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков.
В коммерческих и некоммерческих организациях бюджеты рекомендуется составлять на 3-летний период с разбивкой в первый год по месяцам.
Виды бюджетов:
1. Бюджет продаж. В нем отражают объем продаж, цену и выручку по каждому виду товара (работ, услуг). От бюджета продаж зависит план объема производства. Чтобы его определить, необходимо к объему продаж (в натуральном выражении) конкретного вида продукции прибавить количество, предназначенное на внутрихозяйственное потребление и планируемый остаток на конец года, из полученной суммы вычесть остаток на начало года.
Составление бюджета продаж основано на анализе спроса и оценке макроэкономических факторов (средний уровень заработной платы, темп роста производства по отраслям и др.), степени конкуренции, сезонных колебаний, масштабов рекламной компании. Для расчета бюджета продаж используют метод экстраполяции, скользящих средних, корреляционно-регрессионный анализ, экспертных оценок.
Одновременно с ним целесообразно составлять бюджет коммерческих расходов (затраты на хранение, погрузку, разгрузку, страхование, складирование продукции). Необходимость этого вызвана зависимостью коммерческих расходов от объема продаж, рынков сбыта и их местоположением.
2. Бюджет прямых материальных затрат (составляется по видам затрате их делением на переменные и условно-постоянные). Как правило, при этом используют нормативный метод; норму расхода сырья на единицу продукции умножают на планируемое годовое количество данного товара. К этой величине прибавляют количество запасов, необходимое на конец года, и вычитают количество запасов на начало периода. Для соблюдения расчетно-платежной дисциплины бюджет прямых материальных затрат необходимо рассчитывать с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности на материалы. В дополнении к нему рекомендуется составлять график оплаты приобретенных материалов.
3. Бюджет расходов на оплату труда разрабатывают по подразделениям фирмы (цеха, бригады, звенья). При повременной оплате труда рассчитывается в следующей последовательности:
• определяют количество рабочих часов, необходимое для производства конкретного вида товара (работ, услуг), умножением нормы часовой выработки на планируемый объем производства;
• рассчитывают общее количество рабочих часов (фонд рабочего времени) для выполнения производственной программы (суммируют полученные значения по каждому виду товара);
• определяют фонд повременной заработной платы (фонд рабочего времени умножают на средний уровень почасовой оплаты).
Если на предприятии есть задолженность по оплате труда, тогда необходимо составить график се погашения.
4. Бюджет накладных расходов включает зарплату вспомогательного и управленческого персонала, затраты на электроэнергию, отопление, охрану труда, вспомогательные материалы, ремонт, страхование производства и др. Отдельно рассчитывают бюджет общепроизводственных и управленческих расходов с выделением переменных и постоянных затрат. Постоянную часть расходов планируют в зависимости от реальных потребностей производства, а переменную — с использованием нормативного метода с учетом корректировок на инфляционные процессы.
5. В бюджет себестоимости переносят итоговые данные, полученные в предыдущих бюджетах (с 1 по 4 включительно). Рассчитывают общую сумму затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), себестоимость единицы товара и окупаемость затрат.
Производственную себестоимость единицы товара определяют делением общей суммы производственных затрат на запланированный объем производства. Полную себестоимость единицы товара — делением затрат на производство и реализацию на объем продаж. Окупаемость затрат рассчитывают делением выручки на общую величину полной себестоимости.
В целях минимизации издержек целесообразно углубленно рассмотреть себестоимость товаров по статьям затрат. Пример анализа затрат по составу и источникам их формирования приведен в п. 7.7. «Анализ и управление затратами на производство и реализацию продукции».
6. Бюджет денежных средств рассчитывают с разбивкой по месяцам. Он отражает будущие платежи и поступление денег. Приход классифицируют по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода сравнивают с минимальной суммой, которая должна постоянно поддерживаться. Разность между ними представляет излишек (профицит) или недостаток финансовых ресурсов предприятия (дефицит). Бюджет денежных средств составляют по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой.
При дефиците денежных средств необходимо провести аналитическую работу, на основании которой будут выявлены причины ее возникновения: низкая рентабельность продаж, активов и собственного капитала; отвлечение денежных средств в излишние производственные запасы и незавершенное производство, влияние инфляции на запасы; большие капитальные затраты, необеспеченные соответствующими источниками финансирования; влияние инфляции на капитальные вложения; высокие выплаты налогов и сборов и сумм дивидендов акционерам.
7. Бюджет капитальных вложений — дополнительная смета, предусматривающая планирование суммы денежных средств на развитие и расширение производства. Его составляют по отдельным видам капитальных вложений (строительство, приобретение техники и технологий, инновационная деятельность и др.). Здесь же определяют источники финансирования вложений.
Собственные источники финансирования — чистая прибыль, амортизационные отчисления. Заемные источники — долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы. Привлеченные источники — кредиторская задолженность предприятия.
8. Бюджет прибылей и убытков составляют для определения финансовых результатов деятельности организации и налога на прибыль. В нем в сжатой форме отражают все виды доходов и расходов в соответствии с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (выручка, полная себестоимость, валовая прибыль, коммерческие и управленческие расходы, прибыль от продажи, прочие доходы (расходы), прибыль до налогообложения, налог на прибыль, чистая (нераспределенная) прибыль).
9.Бюджет активов и пассивов представляет прогнозный бухгалтерский баланс, анализ которого позволяет вскрыть неблагоприятные финансовые проблемы, например снижение ликвидности организации. В то же время он позволяет определить: верно, ли составлены все предыдущие бюджеты. Если сумма активов равна сумме пассивов, то все сметы составлены методически правильно.
Такая последовательность составления бюджетов продиктована тем, что для разработки каждого последующего бюджета необходима информация предыдущего бюджета. Его порядок определяет и последовательность проведения экономического анализа.
Анализ исполнения бюджетов (смет) проводят по окончании совершения предусмотренных хозяйственных операций. Периодичность анализа определяют вместе с утверждением бюджета. Если бюджеты составлены в помесячной разбивке, то анализ проводят по истечении месяца, а если в подекадной — то по окончании декады. В отдельных случаях на предприятиях с непрерывным производством массовой продукции (например пищевая промышленность) контролируют исполнение бюджетов ежедневно.
Анализируют исполнение смет сопоставлением фактических данных с плановыми (прогнозными) и определением темпов роста, прироста. По мере необходимости отдельные показатели могут быть детально разложены на составляющие (факторы) и углубленно изучены в их взаимосвязи и взаимозависимости. Следует учитывать весь комплекс факторов, приведший к возникновению особенно нежелательных отклонений. Например, в бюджете доходов и расходов увеличение доли собственных доходов фирмы может быть оценено отрицательно в том случае, если произошло законсервирование производства, реструктуризация кредиторской задолженности как предприятия-банкрота или нестабильное экономические состояние государства.
Методы оценки исполнения бюджетов:
1. Простой анализ отклонений, т.е. сравнение фактических данных с плановыми без последующей корректировки бюджетов.
2. Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения. Он предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений в бизнесе на денежный поток организации и ввод соответствующих корректив (изменений) в бюджеты.
3. Анализ отклонений в условиях неопределенности, когда все показатели заданы неопределенными числами. При этом используют способ имитационного моделирования.
4. Стратегический подход к анализу отклонений, т.е. должен выполняться принцип обязательного выполнения разработанной стратегии предприятия даже в непредвиденных ситуациях.
Контрольные вопросы
1. Перечислите задачи экономического анализа по каждому разделу бизнес-плана.
2. Раскройте роль экономического анализа при составлении бюджетов.
3. Каковы цепи бюджетирования?
4. Виды бюджетов и последовательность их составления.
5. Приведите пример расчета бюджета материальных затрат и себестоимости.
6. Как рассчитывается бюджет заработной платы?
7. Что из себя представляет бюджет активов и пассивов?
8. Какие методы экономического анализа используют при расчете бюджетов?
9. Какова периодичность оценки исполнения бюджетов?
10. Какими методами проводят анализ исполнения смет?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. По исходным данным организации составить смету материальных затрат на производство товара X (табл. 18).
Таблица 18