Отклонения переменных и накладных затрат
Отклонения по переменным затратам = ОПЗ = СИЗ-ФПЗ, где СИЗ – смежные накладные затраты для факт t труда ОПР. ФПЗ – фактические переменные затраты. Анализ отклонений производится постатейно.
Основные причины отклонений:
1) Отклонения по труду вспомогательных рабочих
2) Отклонения по косвенным материальным затратам
3) Отклонения потребления энергии
4) Отклонения по техобслуживанию
Отклонения по эффективности переменных расходов = ОЭПР = (МЧ-ФЧ)*НФ, где МЧ – нормативное время в часах затраченное на фактический выпуск продукции. ФЧ – фактическое время в часах отработанное за период. НФ – нормативная почасовая ставка накладных расходов.
Отклонения постоянных затрат.
ОПР = СПР – ФПР, где СПР – сметные постоянные накладные расходы, ФПР – фактические постоянные накладные расходы. Анализ производится постатейно в разрезе центров затрат.
Причины отклонений:
1) Изменения заработной платы работников среднего звена
2) Назначение дополнительных руководителей
3) Изменения косвенных материальных затрат
4) Отклонение потребления энергии.
Анализ отклонений выручки по цене продаж, по объему продаж
Важнейшим аспектом управления затратами является сопоставление
фактических затрат с нормативами. Разность между фактическими и
нормативными затратами называется отклонением. Отклонение рассчитывают
отдельно по каждому объекту учета затрат: центру ответственности, виду
продукции, заказу и др. Цель анализа отклонений – определение и детальная
оценка каждой причины, каждого фактора, которые привели к возникновению
отклонений, установление ответственности за произошедшее. Современное
выявление и анализ причин отклонений позволяет своевременно принимать
необходимые меры по устранению нежелательных и укреплению благоприятных
тенденций.
Отклонение в выручке:
1. По цене Δпо цене = (Ц факт – Ц норматив) * V фактич.
2. По объему реализации ΔVреализ = (Vфакт. – Vнорматив.) * Ц норматив
Комментарии менеджмента относительно бюджетных отклонений.
На основании расчета и анализа отклонений и причин их возникновения менеджер может принимать решения по устранению нежелательных отклонений и усилению благоприятных тенденций.
Например, если затраты предприятия увеличились из-за роста цен на
приобретаемые ресурсы, следует проанализировать возможности перехода на
менее дорогостоящие материалы, уменьшения норм расхода дорогостоящих
материалов, или, возможно, просто искать других поставщиков, предлагающих
товар по более низким ценам.
Если же причиной роста суммарных затрат стал рост объема
производства, вызванный высоким рыночным спросом на продукцию предприятия,
скорее всего, следует постараться стимулировать дальнейший рост объемов,
либо, если производственные мощности или опасность обострения конкуренции
не позволяют этого сделать, повысить цены на продукцию, увеличив тем самым
прибыль предприятия.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Анализ отклонений(Variance Analysis) – процесс выявления величины и причин отклонений фактических показателей от бюджетных.
Анализ «Затраты – Объем – Прибыль»(Cost – Volume – Profit Analysis) – операционный анализ, используемый в планировании затрат и прибыли.
Бюджет(Budget) – бюджет (смета); количественное и стоимостное выражение плана на предстоящий период (как правило, год).
Бюджет коммерческих расходов (Selling Expenses Budget).
Бюджет продаж(Sales Budget) – бюджет (смета) продаж в натуральных и стоимостных единицах. Отправная точка бюджетирования.
Бюджет прямого труда(Labor Budget) – бюджет (смета) трудовых затрат в намеченном периоде.
Бюджет общепроизводственных расходов(Factory Overhead Budget) – содержит общепроизводственные расходы, собранные по всем подразделениям в целях последующего контроля и расчета нормативной ставки ОПР для распределения на объекты калькулирования.
Бюджет общих и административных расходов(General and Administrative Expense Budget) – детализованный план общехозяйственных расходов.
Валовая маржа (Contribution Margin, Profit Margin) –маржинальная прибыль или результат превышения выручки над переменными затратами для уровня продаж в рассматриваемом периоде.
Валовая прибыль(Gross Income, Gross Profit) – разность между чистой выручкой (нетто) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Гибкий бюджет(Flexible Budget) – бюджет (смета), разработанная для разных уровней продаж (деловой активности). Инструмент планирования и оперативного контроля исполнения намеченного.
Главный или статический бюджет(Master Budget) – общий бюджет (смета), состоящий из операционного и финансового бюджетов.
Директ -костинг(Direct Costing, Variable Costing) – система учета и калькулирования себестоимости единицы продукции на основе переменных затрат.
Дифференциальные затраты(Differential Costs) – приростные или понижающиеся затраты по альтернативам.
Запасы готовой продукции( Finished Goods Inventory) – все производственные затраты на конец отчетного периода, отнесенные на полностью изготовленные, но не проданные продукты.
Затраты прямого труда (Direct Labor Costs) – те, что прямо и экономично можно отнести на готовый продукт.
Калькулирование по методу поглощения (Absorption Costing) – система учета полных затрат в себестоимости продукции; система калькулирования затрат по ограниченной себестоимости, когда на единицу продукта распределяются только производственные затраты (прямые материалы, прямой труд и общепроизводственные расходы).
Коммерческие расходы (Selling Expenses) – расходы на реализацию и продвижение продукта на рынке.
Конверсионные затраты (Conversion Costs) – добавленные затраты или затраты на обработку, включающие прямой труд и общепроизводственные расходы.
Конечные запасы товарно-материальных ценностей (Ending Inventory) – запасы на конец отчетного периода.
Контролируемые затраты (Controllable Costs) – затраты, поддающиеся контролю и, соответственно, попадающие под влияние руководителя центра ответственности.
Косвенные или непрямые затраты (Indirect Costs) – часть затрат, распределяемая искусственным путем.
Косвенные или непрямые затраты на труд (Indirect Labor) – затраты, которые относятся к общепроизводственным расходам.
Косвенные или непрямые затраты на материалы (Indirect Materials) – затраты, которые относятся к общепроизводственным расходам.
Метод ЛИФО(Last-in, First-out Method, LIFO) – метод учета затрат в запасах по ценам последних закупок, включаемых в себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. Занижает прибыль от продаж.
Метод ФИФО (First-in, First-out Method, FIFO) – метод учета затрат, при котором стоимость запасов списывается на реализованную продукцию в той последовательности, в которой они приобретаются. Приводит к завышению прибыли от продаж; полезен при постановке учета.
Нормативное количество прямых материалов (Direct Materials Quantity Standard) – стандартная величина расходования прямых материалов на единицу продукта.
Норматив рабочего времени (Direct Labor Time Standard) – стандартное количество часов, необходимые для производства единицы или партии продукта.
Нормативная ставка оплаты прямого труда (Direct Labor Rate Standard) – нормативная (стандартная) стоимость одного часа прямого труда, намеченная в планируемом периоде.
Нормативная цена прямых материалов (Direct Materials Price Standard) – проектируемая стоимость единицы конкретного вида материалов в бюджете.
Общепроизводственные расходы (Factory Overhead Costs, Manufacturing Overhead) – общепроизводственные расходы (вспомогательные материалы, амортизация, расходы на оплату труда ИТР и др.).
Операционная или основная деятельность (Operating Activities) – основная, хозяйственная деятельность, формирующая чистую прибыль.
Операционная прибыль или прибыль от основных операций (Operating Profit, Income from Operations) – разность валовой прибыли и операционных (коммерческих и управленческих) расходов. Не эквивалентна прибыли от продаж российской формы №2, но может условно приниматься за таковую.
Операционные расходы (Operating Expenses) – расходы, связанные с основной деятельностью и включающие коммерческие и управленческие расходы.
Отклонение в общепроизводственных расходах (Overhead Volume Variance) – разность фактических и нормативных (бюджетных) ОПР при достигнутом уровне производства.
Отклонение в количестве прямых материалов (Direct Materials Quantity Variance) – разность междуфактически использованным и нормативным количеством, умноженная на нормативную цену прямых материалов.
Отклонение в цене на прямые материалы (Direct Materials Price Variance) – разность между фактической ценой и нормативной ценой, умноженная на фактически закупленное количество материалов.
Отклонение в эффективности использования прямого труда (Direct Labor Efficiency Variance) – разность фактических и нормативных затрат труда в часах, умноженная на нормативную ставку оплаты труда.
Отчет о прибылях (Income Statement).
Переменные затраты (Variable Costs) – затраты, которые меняются пропорционально изменению объема продаж или иного уровня деятельности.
Периодические затраты (Period Costs, Period Expenses) – затраты, списываемые против выручки за период ( на весь объем продаж). Не распределяются на единицу продукции, если калькулируется ограниченная себестоимость. В традиционном формате отчета о прибылях включают коммерческие и управленческие расходы.
Поведение затрат (Cost Behavior) – изменение затрат в ответ на изменение объема продаж или иного уровня деятельности (деловой активности).
Подход с усреднением затрат на единицу продукта в попроцессном калькулировании (Average Costing Approach) – расчет себестоимости продукта исходит из предположения о том, что единицы в начальных запасах были начаты и завершены в течение текущего периода.
Постоянные затраты (Fixed Costs) – затраты, не меняющиеся в релевантном диапазоне продаж рассматриваемого периода.
Постоянные затраты производства (Fixed Manufacturing Costs) – относятся к производству и не меняются с ростом или падением объема деятельности.
Прибыль, доходы, выручка (Earnings) – например, прибыль до уплаты процентов и налога (Earnings before Interest and Taxes), доход на акцию (Earnings per Share).
Приростный или инкрементальный анализ (Incremental Analysis) – анализ релевантной информации по отклонениям в альтернативах.
Продуктовая себестоимость (Product Cost) – затраты, относимые на единицу продукта. Традиционно включают прямые материалы, прямой труд и общепроизводственные расходы.
Прямые затраты (Direct Costs) – те, которые можно прямо и экономично отнести на продукт или сегмент (например, прямые материалы, прямой труд). Не путать с переменными затратами!
Прямые материалы (Direct Materials) – основные материалы, прямо и экономично отнесенные на единицу продукта.
Распределение затрат (Cost Allocation) – отнесение тех или иных затрат, например, общепроизводственных расходов, на продукт, объекты затрат.
Расходы(Expenses) – уменьшение или иное расходование активов либо появление обязательств. Возникают как затраты учетного периода в ходе операционной деятельности. Отличаются от случайных потерь (Losses) или экстраординарных расходов (Extraordinary Items).
Релевантная информация (Relevant Information) – уместная для принятия управленческих решений в данной ситуации и данное время; предполагаемые будущие данные, которые различаются в альтернативный направлениях действий руководителя.
Релевантный диапазон (Relevant Range) – уровни деловой активности, в границах которых работает формула затрат, то есть справедливо предположение о поведении затрат как переменных и постоянных.
Себестоимость произведенных продуктов (Cost of Goods Manufactured).
Себестоимость реализованных продуктов (Cost of Goods Sold) – себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Статья отчета о прибылях, включающая производственные затраты проданных продуктов или u1079 закупочные цены проданных товаров.
Система калькулирования себестоимости по заказам (Job Order Cost System) – обычно используется в индивидуальном и мелкосерийном производстве продукции.
Смешанные затраты (Mixed Costs) – содержат переменную и постоянную части затрат (например, расходы на электроэнергию, телефонные переговоры).
Стандартные затраты (Standard Costs)– нормативные затраты на единицу продукта. Используются в системе стандарт-кост. Подразделяются на затраты прямых материалов, затраты прямого труда и общепроизводственные расходы.
Стоимость (Cost) – затраты, издержки, расходы; стоимость (первоначальная, историческая), себестоимость.
Точка безубыточности (Break-Even-Point) – уровень деловой активности, при котором выручка равна общим затратам. Может быть вычислен в натуральных и стоимостных единицах.
Трансфертная цена (Transfer Price) – цена, по которой продукты и услуги передаются из одного подразделения или сегмента другому.
Управленческие расходы (Administrative Expenses) – административные и общие расходы, относящиеся к функционированию бизнеса в целом (оплата труда администрации, содержание офиса и др.).
Управленческий учет (Managerial Accounting) – процесс идентификации, сбора, обработки и предоставления аналитической информации о затратах и результатах для принятия решений руководителями всех уровней. Система поддержки корпоративной стратегии.
Условные единицы (Equivalent Units) – условные единицы как мера производства за учетный период времени, используемые в попроцессном калькулировании.
Фискальный год (Fiscal Year) –финансовый отчетный год, который может не совпадать с календарным годом.
Центр доходов (Revenue center) – центр, руководитель которого несет ответственность за доходы и может контролировать и влиять на цены и/или объем деятельности.
Центр затрат (Cost Center) – сегмент (подразделение) организации, отрасль деятельности, для которых целесообразно учитывать накапливаемые затраты. Центр ответственности, в котором руководитель контролирует только затраты.
Центр ответственности (Responsibility center) – организационная единица, сегмент, руководитель которого несет ответственность за затраты (центр затрат), за доходы (выручку), затраты и прибыль (центр прибыли), затраты, прибыль и инвестиции (центр инвестиций).
Центр прибыли (Profit center) – центр ответственности, руководитель которого несет ответственность за затраты и прибыль.
Чистая выручка (Sales, net) – чистые продажи.
__