Вопрос 4. Организация работы по сбору информации и изучению контрагентов

Правильный выбор торговых партнеров очень важен, поэтому участники ВЭД, должны хорошо организовать этуработу.

Эта деятельность должна вестись постоянно и тщательно.

Оперативно-коммерческая работа по изучению внешнеторговых фирм должна включать: 1. предварительный cбop данных о фирме, с которой предполагается проведение переговоров или заключение сделки; 2. текущее наблюдение за деятельностью фирм, с которыми заключены контракты; 3. выявление и изучение новых возможных контрагентов по экспорту и импорту; 4. систематическое изучение фирменной структуры товарных рынков; 5. наблюдение за деятельностью фирм-конкурентов, играющих веду­щую роль на отдельных товарных рынках.   Изучение фирм, работающих на определенном рынке, складывается из сбора информации о фирме и систематизации сведений в определен­ном порядке. Для получения интересующих сведений контрагенты используют все возможные источники информации, которые можно получить через сложившуюся на мировом рынке систему.
Информация о фирме собира­ется в досье на фирму. Материалы для досье делятся на две группы: 1) общая характеристика фирмы (род деятельности, номенклатура производства и торговли, размеры производства, и другие вопросы, характеризующие фирму и ее роль на рынке данного товара); 2) специальные аспекты (кредитоспособность, финансовое положе­ния, загрузка заказами, заинтересованности в получении заказов от иностранных контрагентов, взаимоотношения с дру­гими фирмами и государственными органами, деловая характеристика представителей фирмы).   Наиболее ценной информацией для досье считаются сведения, полу­ченные при личном знакомстве с фирмой, ее руководителями или владельцами, а также в процессе коммерческих переговоров.   Досье фирмы включает ряд документов, подготавливаемых специаль­но сотрудниками внешнеторговой организации. Они обязательны для заполнения и включают: 1.карту фирмы — базовый документ, в котором собирается всесторонняя информация об интересующей фирме; 2.сведения о переговорах с фирмой; 3.сведения о деловых отношениях. 1. Карта фирмы содержит разделы, характеризующие различные стороны деятельности изучаемой фирмы: - страна, почтовый адрес, телефон, факс; - год основания; - предметы торговли, производства (с указанием основных технических характеристик товаров и технических новинок) или характер услуг; - производственные мощности, торговый оборот, число работников или другие данные, характеризующие производственные возможности и объем деятельности (по годам); - данные, характеризующие финансовое положение; - филиалы, дочерние предприятия, участия и прочие связи (картель­ные, финансовые, персональные и т.д.); - важнейшие конкуренты; - владельцы, руководители фирмы, лица, имеющие непосредственный контакт с вашими организациями; - оборот, в том числе по разным рынкам; - отрицательные моменты, характеризующие фирму (невыполнение обязательств, рекламации, арбитражные, судебные дела и пр.).
Если есть время - содержание разделов Карты фирмы
В разделе досье по производственным мощностям указываются объ­ем выпускаемой продукции, число рабочих и служащих, важнейшие предприятия, размер производственных площадей, количество единиц оборудования. По торговому обороту собирается информация о количестве имею­щихся у фирмы контор, отделений, магазинов и складов и объеме годо­вых оборотов, об удельном весе фирмы в производстве, экспорте и им­порте соответствующих товаров. Сведения о финансовом положении фирмы отражают по годам объемы капитала, обороты, прибыль или убытки, а также другие данные, характеризующие финан­совое положение фирмы. В разделе о связях фирмы, перечисляются филиа­лы и дочерние предприятия, в которых данная фирма участвует своими капиталами или имеет с ними какие-либо другие связи, указывается раз­мер участия или характер связи. В блоке по конкурентам фирмы указывают название конкурента, страну и наименование конкурентного товара. В сведениях о владельцах, руководителях фирмы приводятся наиме­нования юридических лиц и фамилии физических лиц, являющихся фактическими владельцами данной фирмы. Если имеется несколько вла­дельцев, указывают долю участия каждого из них в капитале фирмы. Для акционерного общества перечисляются фамилии акционеров, владею­щих большим числом акций, указываются фамилии руководителей фир­мы и работников с указанием сведений о деловых качествах.
2. Сведения о переговорах с фирмой собирают после завершения перего­воров с фирмой. Основные вопросы для изучения: • предмет переговоров; • результат переговоров; • характеристика представителей фирмы, проводящих переговоры, вплоть до черт характера (слабых и сильных), степень владения коммерческими и техническими вопросами; • поведение фирмы во время переговоров; • деловые отношения с другими российскими организациями.
3. Сведения о деловых отношениях. В отличие от сведений о переговорах, которые составляются после каждого раунда переговоров, све­дения о деловых отношениях составляются один раз год и отражают опыт работы с фирмой в течение года. К ним относятся сведения: • о вы­полнении фирмой условий контрактов, • о ее заинтересованности в работе с данным рынком, • о деловых качествах фирмы и ее представителей, про­явившихся в процессе выполнения контрактов.

Досье на фирмы пополняется систематически, при этом перед нача­лом нового финансового года и при подготовке крупных сделок целесо­образно дополнительно собрать сведения о положении контрагента независимо от наличия этих данных за прошлый период.

Вопрос 5. Показатели оперативной и финансо­вой отчетности фирм

Существует множество показателей, с помощью которых дается оценка деятельности фирмы.

Основные формы отчетности фирмы: баланс, счет прибылей и убытков, счет поступле­ний и расходования средств.

Баланс— это документ, отражающий в стоимостном выражении ак­тивы фирмы и источники их формирования по состоянию на определен­ную дату, обычно на конец квартала или года.

Счет прибылей и убытковотражает результаты хозяйственной деятельности фирмы за отчетный период и наряду с балансом является важ­нейшей и обязательной формой финансовой отчетности АО.

Счет поступлений и расходования средствпозволяет определить объ­ем самофинансирования и финансирования за счет заемных средств, те­кущих капиталовложений и других затрат.

Используемые для анализа показатели делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные - это дан­ные, характеризующие масштаб операций фирмы, ее производственные мощности, результаты производственной и сбытовой деятельности и т.д. Часто эти данные берутся из ее финансовой и оператив­ной отчетности.

Относительные - это различные коэффи­циенты или отношения, рассчитываемые путем соотнесения абсолютных показателей друг с другом.

Всю совокупность абсолютных и относительных показателей можно объединить в группы, характеризующие:

1.экономический потенциал фирмы,

2.эффективность ее деятельности,

3.конкурентоспособность,

4.финансо­вое положение.

1. Показатели экономического потенциала фирмы - это сведе­ния:

- об активах и объемах продаж,

- о чистой или валовой прибыли,

- об ос­новном капитале, оборотном капитале,

- о капиталовложениях, собствен­ном и заемном капитале, капитализированной прибыли,

- о производствен­ных мощностях,

- о научно-исследовательской базе и расходах на НИОКР,

- об общем числе занятых и др.

Для характеристики масштаба операций фирмы используются такие показатели, как объем продаж, величина активов, собственного капита­ла, число занятых. Сами по себе они мало о чем говорят, но в сравнении с аналогичными показателями других фирм они позволяют составить представление о ее солидно­сти или масштабах операций.

2. Показатели эффективности деятельности фирмы.

Важнейший - размер прибыли. Прибыль яв­ляется конечной целью и основным критерием деятельности любой фирмы. Размер прибыли в абсолютном выражении кладется в основу исчисления целого ряда относительных показателей рентабельно­сти.

К группе важных показателей относится и объем продаж. Он свиде­тельствует не только о масштабах деятельности фирмы, но и о темпах ее роста. Он является базовым для вычисления других показателей эффективности, среди которых:

• отношение объема продаж к активам (коэффициент капиталоотдачи),

• отношение объема продаж к основному капиталу.

Рост этих показателей отражает либо повышение эффективности ее операций, либо инфляционный рост цен, что может сочетаться со снижением рентабельности использования основного капитала и активов в целом.

3. Показатели конкурентоспособности фирмы. Здесь имеются в виду возможности фирмы предложить товар, отвечающий требованиям по­купателя, т.е. определенного качества, в нужном количестве, в необ­ходимые сроки и на более выгодных условиях, чем конку­ренты.

О конкурентоспособности можно судить по таким экономическим показателям из финансовой отчетности фирм, как:

- динамика продаж в стоимостном и количественном выражении. Ес­ли стоимость реализованной продукции растет быстрее, чем ее физиче­ский объем, значит, спрос на нее повышается (при этом необходимо учитывать инфляционный рост цен). Если картина обратная, следовательно, продукция перестает пользоваться спросом и фирма вы­нуждена снижать цены на нее;

- коэффициент спроса - это отношение объема продаж к стоимости материально-производствен­ных запасов. Этот показатель характеризует спрос на изделия фирмы. Уменьшение этого показателя свидетельствует о замедлении оборачиваемости запасов. Это либо сниже­ние спроса на готовую продукцию, либо увеличение запасов сырья;

- отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции дополняет два предыдущих и в случае уменьшения означает снижение спроса или перепроизводство продукции;

- отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности отра­жает объем коммерческого кредита, предоставляемого фирмой клиентам. Обычно, чем выше спрос, тем меньше объем кредита. Уменьшение это­го показателя говорит о сокращении продаж в кредит;

- загрузка производственных мощностей. Как только фирма начинает испытывать трудности со сбытом готовой продукции, сразу же снижает­ся загрузка производственных мощностей;

- портфель заказов, если он значителен, характеризует высокий уровень спроса на продукцию фирмы;

- объем и направление капиталовложений. Обычно фирма вкладывает капиталы в производство наиболее перспективных с ее точки зрения товаров. Если она прекращает вложение капиталов в данное производство, значит, не видит для себя перспектив получения в будущем достаточно высокой нормы прибыли, что свидетельствует о снижении кон­курентоспособности данной продукции.

4. Показатели финансового положения фирмы.Финансовое положение фирмы определяется:

• степенью финансовой независимости от внешних источников финансирования своей деятельности,

• способностью в необ­ходимые сроки погашать свои финансовые обязательства, т.е. платеже­способностью,

• возможностью предоставления кредитов клиентам, т.е. кредитоспособностью.

Коэффициент финансовой независимости фирмы — отношение собственного капитала к итогу баланса — отражает финансовую независи­мость фирмы от внешних источников финансирования. Чем выше это отношение, тем лучше ее финансовое положение. Считается, что общая сумма задолженности не должна превышать сумму собственного капитала.

Отношение всей задолженности к собственному капиталу, как и пре­дыдущий показатель, отражает соотношение внешних и собственных ис­точников финансирования, при этом задолженность не должна превышать собственный капитал.

Отношение собственного капитала к реальному основному капиталу показывает, в какой степени инвестирование капитала в основные фон­ам осуществляется за счет внутренних источником финансирования.

Отношение долгосрочной задолженности к собственному капиталу. Финансирование деятельности компании за счет долгосрочных кредитов, особенно в форме облигационных займов, выгодно для нее, если ее нор­ма прибыли выше размера выплачиваемых процентов. Долгосрочный кредит позволяет значительно расширить масштабы операций фирмы и получить большую массу прибыли. Однако положение считается ненор­мальным, если долгосрочная задолженность превышает собственный ка­питал.

Коэффициент покрытия, или отношение оборотных активов к кратко­срочной задолженности, — один из основных показателей платежеспо­собности фирмы. Он говорит о том, в какой мере краткосрочная задол­женность фирмы покрывается ее оборотными активами.

Коэффициент ликвидности оборотных активов показывает долю на­личности и быстро реализуемых ценных бумаг в оборотных активах. Чем выше этот коэффициент, тем выше ликвидность оборотного капитала и платежеспособность фирмы.

Выбор тех или иных показателей, характеризующих фирму, зависит от целей, которые ставит перед собой организация при выборе иностран­ного партнера.

В любом случае наиболее важными факторами, которы­ми необходимо руководствоваться, являются:

• репутация фирмы и ее про­дукции,

• надежное финансовое положение и платежеспособность,

• доста­точный производственный и научно-технический потенциал.

Наши рекомендации